ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1347/17 от 27.12.2017 Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-1347/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2017 года г.Владикавказ

Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Аликова В.Р.,

при секретаре судебного заседания Куловой И.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания о признании действий должностного лица незаконными, признании членом семьи вынужденного переселенца,

установил:

ФИО1 обратилась в Промышленный районный суд г. Владикавказа с иском к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания с требованиями:

- признать действия Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания, выразившиеся в отказе вынужденному переселенцу ФИО1 в предоставлении государственной поддержки на получение социальных выплат для улучшения жилищных условий по Федеральной целевой программе «Жилище», незаконными;

- признать отказ Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания вынужденному переселенцу ФИО1 на получение социальных выплат для улучшения жилищных условий, незаконным;

- признать вынужденного переселенца ФИО1 членом семьи вынужденного переселенца ФИО2 – участника подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, на момент получения ею государственного жилищного сертификата для расчета суммы социальных выплат по ГЖС;

- взыскать с ответчика в пользу ФИО1 денежную сумму, полагающуюся в виде социальных выплат по государственному жилищному сертификату из расчета стоимости 18 кв. метров на каждого члена семьи на момент выдачи государственного жилищного сертификата участнику подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 являлась беженкой из внутренних районов ... с ... года по ... год. В качестве вынужденного переселенца зарегистрирована по месту проживания в ....

В ... году, в соответствии с Федеральным законом РФ «О вынужденных переселенцах» признана вынужденным переселенцем, получила удостоверение вынужденного переселенца и встала вместе со своей семьей на жилищный учет с целью получения государственной поддержки в виде социальных выплат на приобретение жилого помещения.

С момента признания ее вынужденным переселенцем, она вместе со своей семьей встала на жилищный учет с целью получения социальных выплат для приобретения жилого помещения, как член семьи участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Согласно учетного дела № ... свекровь истца ФИО2 является главой семьи.

В 2016 году на имя ФИО2 Министерством строительства и архитектуры РСО-Алания был выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи четыре человека. При этом, истец ФИО1 была исключена из состава семьи по той причине, что, якобы, не является членом семьи ФИО2 – владельца государственного жилищного сертификата.

После этого истец неоднократно обращалась к ответчику с требованиями о разъяснении причины ее исключения из членов семьи вынужденного переселенца. Однако, все ее обращения остались без надлежащего реагирования.

Вместе с тем, ФИО1 является супругой сына ФИО2 на протяжении 20 лет, проживает совместно с ФИО2, ведет общее хозяйство, имеет имущество общего пользования.

Факт совместного проживания истца с вынужденным переселенцем ФИО2 также подтверждается материалами учетного дела вынужденного переселенца № ....

На основании изложенного, просила исковые требования удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно представленного в суд заявления, просила рассмотреть настоящее гражданское дело без ее участия, представлять свои интересы доверила ФИО3

Представитель третьего лица – АМС МО Пригородный район, представитель третьего лица – Правительства РСО-Алания в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Третье лицо ФИО2 в судебное заседание также не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представлять свои интересы доверила ФИО4

При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть данное дело без участия не явившихся третьего лица и представителей третьих лиц.

В ходе судебного заседания представитель ФИО1 – ФИО3, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности № ... от ..., исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Также пояснил, что согласно условиям подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы членами семьи гражданина – участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга, их родители, другие родственники, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с участником подпрограммы. Полагал, что права ФИО1 были нарушены ответчиком при выдаче государственного сертификата на приобретение жилья.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания – ФИО5, действующий на основании доверенности № ... от ..., возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1 и пояснил, что при выдаче государственного жилищного сертификата на имя ФИО2, ФИО1 обосновано не была учтена в качестве члена семьи вынужденного переселенца, поскольку она не была признана членом семьи в судебном порядке, в нарушение действующего законодательства.

Представитель третьего лица ФИО2 – ФИО4, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности № ... от ..., просил исковые требования ФИО1 удовлетворить и признать действия должностного лица незаконными, признать ФИО1 членом семьи вынужденного переселенца.

Заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, согласно ст.ст.56-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

В силу статьи 46 ч.1 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 п.1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее Закон РФ "О вынужденных переселенцах") решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.

В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050), право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с п. 16 Правил реализации и выпуска государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы, размер социальной выплаты рассчитывается исходя из состава семьи гражданина-участника подпрограммы. Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются проживающие совместно с ним супруг, их дети и родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно совместно проживающие с указанным гражданином, которые учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

В соответствии с пп. «ж» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В материалы гражданского дела представлены и исследованы: учетное дело № ...ФИО2 и сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с 2012 по 2015 годы, включительно по форме согласно Приложению N 2.

Из материалов учетного дела, следует, что К.Г.В. в составе семьи из 6 человек: ФИО2 – жена, К.Э.Г. – сын, ФИО1 – сноха, К.Д.Э. – внук, Ч.Д.Э. – внучка, в установленном законом порядке признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения. К.Г.В. умер в ... году. ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди с ....

... ФИО2 обратилась в АМС МО – ... с заявлением, в котором просила выдать ей государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания на состав семьи: ФИО2 – глава, К.Э.Г. – сын, ФИО1 – сноха, К.Д.Э. – внук, К.Д.Э. – внучка.

При этом согласно заявлениям ФИО2 от ..., от ..., ... о включении ФИО2 и членов ее семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и выдаче ФИО2 государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания следует, что в состав семьи ФИО2 входят: К.Э.Г. – сын, ФИО1 – сноха, К.Д.Э. – внук, К.Д.Э. – внучка.

Из исследованных судом сводных списков граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2015-2020 годы усматривается, что ФИО2 включена в данные списки с составом семьи 4 человека.

С учетом выше исследованных доказательств, судом достоверно установлено, что ФИО2 обратилась с заявлением на имя главы администрации муниципального образования «...», в котором просила выдать государственный жилищный сертификат в 2016 году на семью из пяти человек: она, сын – К.Э.Г., сноха – ФИО1, внуки – К.Д.Э. и К.Д.Э. Согласно сведениям из администрации муниципального образования ФИО2 поставлена на очередь для получения жилищного сертификата вместе с членами ее семьи: сын – К.Э.Г., сноха – ФИО1, внуки – К.Д.Э. и К.Д.Э.

Из свидетельства о смерти от ... усматривается, что К.Г.В., ... года рождения, умер ..., о чем составлена запись акта о смерти № ....

Таким образом, за ФИО2 – супругой К.Г.В. сохранено право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из справки № ... от ... УФМС России по РСО-Алания усматривается, что семья в составе ФИО2 - глава семьи, К.Э.Г. – сын, ФИО1 – сноха, К.Д.Э. – внук и К.Д.Э. - внучка, состоят на регистрационном учете в УФМС по РСО-Алания в качестве вынужденных переселенцев. Помощь в жилищном обустройстве не предоставлялась.

Из материалов учетного дела № ... следует, что жилой площади на праве собственности члены семьи ФИО2 не имели, что подтверждается справками ФГУП «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания по ...№ ... от 13 апреля 2016 года, № ... от 13 апреля 2016 года, № ... от 13 апреля 2016 года, № ... от 13 апреля 2016 года, имеющимися в материалах учетного дела, как на ФИО2, так и на К.Э.В., ФИО1, К.Д.Э., К.Д.Э.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права № ... от ..., жилой дом, расположенный по адресу: РСО..., в котором проживали ФИО2 со своей семьей, принадлежит на праве собственности Т.Р.В., что также подтверждается домовой книгой для прописки граждан, из которой усматривается, что Т.Р.В. является хозяйкой дома, в котором прописаны также ФИО2, К.Э.В., ФИО1, К.Д.Э., К.Д.Э.

Так, в судебном заседании достоверно установлено, что в материалах учетного дела в отношении ФИО2 не имеется какого-либо судебного решения, которым ФИО1 была бы признана членом семьи ФИО2 Указанный факт также не отрицался стороной истца.

Также, в судебное заседание для дачи консультации были приглашены специалисты УВМ при МВД РСО-Алания Б.А.Э. и Х.Н.Б., которые пояснили, что АМС МО – ... предоставила Управлению по вопросам миграции МВД РСО-Алания списки лиц, состоящих в очереди на получение государственного сертификата на улучшение жилищных условий. Затем указанные списки согласовываются и направляются в Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания. Истец ФИО1 по данным УВМ МВД РСО-Алания является вынужденным переселенцем и входила в состав семьи ФИО2

Однако, специалисты УВМ МВД РСО-Алания также не подтвердили факт признания ФИО1 членом семьи вынужденного переселенца ФИО2, в судебном порядке.

В соответствии с п. 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв. метра для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метра – на семью из двух человек, 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.

Таким образом, при расчете социальной выплаты и выдаче государственного жилищного сертификата принимается во внимание количество членов семьи получателя.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи вынужденного переселенца – участника подпрограммы до 16 июля 2016 года признались постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца (подпункт «б» пункта 17 Правил).

Аналогичные положения содержал подпункт «б» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно разъяснению Минрегионразвития России № ВФ10/8-1565 от 7 декабря 2012 года членами семьи гражданина – участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 467-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах» в пункт 3 статьи 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» были внесены изменения, согласно которым к членам семьи вынужденного переселенца относятся проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина РФ вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке (начало действия документа 10 января 2016 года).

Соответствующие изменения были внесены и в Правила.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 5 июля 2016 года № 629, действующей с 16 июля 2016 года, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, проживающие с гражданином – участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина РФ вынужденным переселенцем; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что до внесения вышеуказанных изменений в п. 3 ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» и в подпункт «б» пункта 17 Правил, сноха ФИО2 – ФИО1 не могла быть включена в состав семьи участника подпрограммы ФИО2

Однако с учетом изменений указанное лицо могло быть включено в состав семьи при условии признания ее членом семьи в судебном порядке, то есть при наличии судебного акта.

Как установлено судом, ФИО2 реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, получив ... государственный жилищный сертификат и приобретя за счет этих средств жилое помещение. Данные обстоятельства представителем истца не оспаривались.

На момент получения ФИО2 жилищного сертификата ее сноха ФИО1 в судебном порядке членом семьи участника подпрограммы ФИО2 признана не была, следовательно, право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы, удостоверяемой жилищным сертификатом, как член семьи вынужденного переселенца, не приобрела.

При таких обстоятельствах ФИО2 Министерством строительства и архитектуры РСО-Алания был обосновано выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека (без учета владельца сертификата).

Согласно п. 11 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

Как усматривается из материалов дела и не было оспорено стороной истца, вынужденным переселенцем ФИО2 ... был получен и впоследствии реализован государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости оставления исковых требований ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания о признании действий должностного лица незаконными, признании членом семь вынужденного переселенца, без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания о признании действий Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания, выразившиеся в отказе вынужденному переселенцу ФИО1 в предоставлении государственной поддержки на получение социальных выплат для улучшения жилищных условий по Федеральной целевой программе «Жилище», незаконными; о признании отказа Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания вынужденному переселенцу ФИО1 на получение социальных выплат для улучшения жилищных условий, незаконным; о признании вынужденного переселенца ФИО1 членом семьи вынужденного переселенца ФИО2 – участника подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, на момент получения ею государственного жилищного сертификата для расчета суммы социальных выплат по ГЖС; о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 денежную сумму, полагающуюся в виде социальных выплат по государственному жилищному сертификату из расчета стоимости 18 кв. метров на каждого члена семьи на момент выдачи государственного жилищного сертификата участнику подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Верховный Суд РСО-Алания.

Судья В.Р. Аликов