Дело № 2-45/2019
Решение
Именем Российской Федерации
22 января 2019 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Шустровой С.А.
при секретаре Карпунец О.Н.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке Перовской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке, поданному в защиту неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек - Спецстрой» об обязании провести мероприятии по дезинвазии почвы,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке к Администрации города Вышний Волочек Тверской области, обратилось в суд с иском в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой», администрации города Вышний Волочек Тверской области об обязании провести мероприятии по дезинвазии почвы.
В обоснование иска указано, что в рамках коллективного обращения жителей г.Вышний Волочек, поступившего 11.10.2018 г. в орган государственного надзора по факту прорыва канализации у жилых домов №4 и №5 по Лермонтовскому переулку города Вышний Волочек Тверской области и появления на поверхности земельного участка канализационных вод, компетентным органом была проведена проверка, в ходе которой сотрудником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области совместно с жителями вышеуказанных домов ФИО1 и ФИО2 обследована территория Лермонтовского переулка и выявлено, что примерно в двух метрах от забора индивидуального домовладения № 4 грунт перекопан, место ограждено сигнальной красно-белой лентой. На перекопанном участке имеется скопление вод темного цвета, ощущается сильный запах сточных канализационных вод. У забора индивидуального домовладения № 4 имеется дренажная канава, наблюдается движение сточных канализационных вод с перекопанного грунта в сторону забора домовладения № 4 и истекание этих вод в дренажную канаву. 16 октября 2018 г. органом государственного надзора по факту ненадлежащего содержания канализационных сетей инициировано возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования, в рамках которого 18.10.2018 представителем организации, обслуживающей названные канализационные сети - ООО «Вышний Волочек - Спецстрой» совместно с ФИО1 и ФИО2. проведен осмотр той же территории, по результатам которого установлено, что примерно в 2 метрах от ограждения дома № 4 дерн обочины дороги перекопан, на перекопанной части рельефа местности наблюдается скопление вод темного цвета, истекающих в дренажную канаву, расположенную вдоль забора домовладения №4, ощущается резкий запах канализационных вод. Также специалистом филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г. Вышнем Волочке отобраны образцы почвы в месте излива вод и вне его. По результатам исследования образцов, отобранных в месте скопления сточных вод, установлено, что последние по микробиологическим и паразитологическим испытаниям не отвечают требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Результат испытаний: «род Enterococus» обнаружено 100, гигиенический норматив - не более 10, «БГКП» - результат испытаний 1000, гигиенический норматив - не более 10, «яйца гельминтов» - обнаружено я/г нематод Ascaris Lumbricoides, гигиенический норматив не допускает. Согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тверской области» в г. Вышнем Волочке от 22.10.2018 г. № 02-04-1889 почва в месте розлива канализации относится к опасной категории загрязнения почв (п. 4.1 таблицы СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно - эпидемиологические требования к качеству и почвы». Требуется проведение дезинвазии (п. 5.1 СанПиН 2.1.7.1287-03). При этом образец почвы, отобранной в 10 метрах от места излива канализации, отвечает требованиям СанПин 2.1.7.1287-03, что подтверждается протоколом испытаний от 22 октября 2018 г. Жильцы домов, в непосредственной близости от которых произошел прорыв канализации, пояснили, что подобные аварийные ситуации возникают регулярно, о чем неоднократно сообщалось в администрацию г. Вышний Волочек Тверской области и в ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», однако никаких должных мер компетентными органами предпринято не было, орган местного самоуправления отвечал, что работы по восстановлению канализации проведены. Организацией, оказывающей услуги по водоотведению на территории города Вышний Волочек, является ООО «Вышний Волочек-Спецстрой». В соответствии с пп «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» услуга по водоотведению состоит из нескольких этапов: прием канализационных вод в централизованную систему водоотведения; транспортировка к станции очистки; очистка вод; сброс в водный объект.
В рамках административного расследования, проведенного по делу об административном правонарушении, было установлено, что канализационные сети, проходящие по аварийному участку (с дома №1 по дом № 11 по Лермонтовскому переулку) находятся в муниципальной собственности и переданы в аренду ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», почва в месте излива сточных вод не соответствует требованиям санитарного законодательства.
С учетом положений ст. 1, 8, 21, 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.10, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 25 п.п. «г» Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. №644; СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требованиям к качеству почвы», истец просил обязать администрацию города Вышний Волочек Тверской области:
- выделить денежные средства на проведение ремонтных работ канализационной сети с целью устранения прорыва канализации и устранения излива канализационных вод у дома №4 по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек Тверской области;
- в срок до 1 июня 2019 г. произвести необходимый ремонт канализационных сетей с целью устранения прорыва (прорывов) канализации и устранения излива канализационных вод у дома № 4 по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек;
- провести мероприятия по дезинвазии в месте излива канализационных вод у дома №4 по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек Тверской области;
обязать ООО «Вышний Волочек – Спецстрой»:
- в срок до 1 июня 2019 г. произвести необходимый ремонт канализационных сетей с целью устранения прорыва (прорывов) канализации и устранения излива канализационных вод у дома № 4 по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек;
- провести мероприятия по дезинвазии в месте излива канализационных вод у дома №4 по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек Тверской области;
Определением судьи от 21 ноября 2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Тверской области.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке неоднократно уточнял исковые требования, а также отказался от исковых требований в части требований о возложении обязанности обеспечить водоотведение канализационных вод от абонентов, имеющих подключение к централизованной канализационной системе в части возложения на Администрацию города Вышний Волочек Тверской области обязанности выделить денежные средства на проведение ремонтных работ канализационных сетей с целью устранения прорыва (прорыв) канализации и устранения излива канализационных вод у дома №4, переулок Лермонтовский, г. Вышний Волочек; возложении обязанности на Администрацию города Вышний Волочек Тверской области в срок до 01 июня 2019 г. произвести необходимый ремонт канализационных сетей с целью устранения прорыва (прорыв) канализации и устранения излива канализационных вод у дома №4, переулок Лермонтовский, г. Вышний Волочек; возложения на ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» обязанности в срок до 01 июня 2019 г. произвести необходимый ремонт канализационных сетей с целью устранения прорыва (прорыв) канализации и устранения излива канализационных вод у дома №4, переулок Лермонтовский, г. Вышний Волочек.
В окончательной редакции требований истец просил возложить на ООО «Вышний Волочек – Спецстрой» обязанность в срок до 1 мая 2019 г. провести мероприятия по дезинвазии в месте проведения земляных работ по устранению канализационной течи у дома №4 по Лермонтовскому переулку города Вышний Волочек Тверской области, а также в месте излива канализационных вод, протяженностью соответствующей длине забора домовладения, расположенного по адресу: город Вышний Волочек, Лермонтовский переулок, дом 4, с последующим лабораторным контролем эффективности мероприятий по дезинвазии в течение 14 дней с момента проведения последней.
От исковых требований к администрации города Вышний Волочек Тверской области истец полностью отказался. Определением суда от 22 января 2019 г. дело в части требований, предъявленных к администрации города Вышний Волочек Тверской области, прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке Перовская Е.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования к ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснила, что до настоящего времени необходимые работы по восстановлению санитарно-гигиенического состояния поврежденного участка почвы, в том числе мероприятия по дезинвазии в месте проведения земляных работ по устранению канализационной течи, не проведены.
Представитель ответчика Администрации города Вышний Волочек Тверской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине.
Представитель ответчика ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, уточненные исковые требования признал в полном объеме.
Представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом города Вышний Волочек Тверской области, ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, ходатайств не заявили, возражений относительно исковых требований не представили.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в частности статья 42 провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.В силу положений ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, ст. 225 ГК РФ, к органу местного самоуправления относится местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Судом установлено и следует из материалов дела, что в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области 11 октября 2018 г. поступила коллективная жалоба жителей города Вышний Волочек Тверской области по вопросу прорыва канализации и появления сточных вод на поверхности земельного участка около жилых домов №4, №5, расположенных по Лермонтовскому переулку г.Вышний Волочек Тверской области. По данному обращению компетентным органом государственного надзора в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области проведена проверка, в ходе которой выявлен факт повреждения водопроводной сети, обеспечивающей подачу воды жителям домов, расположенных по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек Тверской области, и несоответствие сточных вод требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 "Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы". Названные санитарные нормы и правила регламентируют отношения в сфере санитарно - эпидемиологических требований, устанавливают требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв. Определением №412, вынесенным 16 октября 2018 г. ведущим специалистом - экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области возбуждено дело об административном правонарушении и инициировано проведение административного расследования в отношении ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», как организации, эксплуатирующей и обслуживающей канализационные сети, из которых произошел розлив сточных вод на поверхность земли. Из названного постановления следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, явилось установление факта скопления жидкости темного цвета, которая стекается в канаву, расположенную вдоль забора дома №4 по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек Тверской области. В рамках административного расследования проведены исследования образцов почвы, отобранных с места скопления сточных вод (у дома № 4 по Лермонтовскому переулку). Из протоколов испытаний №2/6116, 2/6117 от 22 октября 2018 г. образцов почвы, изъятых с места розлива канализации по адресу: город Вышний Волочек, Лермонтовский переулок, дом №4, №5, и в 10 метрах от указанного места, следует, что в первом случае выявлена опасная категория загрязнения почвы (п. 4.1 таблицы СанПиН 2.1.7.1287-03) - результат исследований: «род Enterococus» обнаружено 100, гигиенический норматив - не более 10, «БГКП» - результат испытаний 1000, гигиенический норматив - не более 10, «яйца гельминтов» - обнаружено я/г нематод Ascaris Lumbricoides, гигиенический норматив не допускает). При этом почвенный слой, расположенный в 10 м. от места скопления канализационных вод соответствует требованиям СанПин 2.1.7.1287-03, Экспертным заключением от 22 октября 2018 г., выполненным экспертом ГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области», подтверждается, что в месте розлива канализации выявлено значительное превышение некоторых показателей по сравнению с допустимыми значениями, установленными п. 3.2 СанПин 2.1.7.1287-03. По степени эпидемиологической опасности почва относится к опасной категории загрязнения. Требуется поведение дезинвазии. Судом установлено и не оспорено сторонами, что причиной затопления территории, прилегающей к жилым домам №4 и №5 по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек, канализационными водами явилась неисправность системы водоотведения на территории муниципального образования. Обстоятельства ненадлежащего состояния канализационной сети по Лермонтовскому переулку у дома № 4 города Вышний Волочек Тверской области подтверждаются представленными в материалы дела обращениями жителей домов №4 и №5 по Лермонтовскому переулку в администрацию г.Вышний Волочек Тверской области, датированными 13 января 2014 г., 18 февраля 2014 г., 08 октября 2018 г. Выпиской из реестра муниципальной собственности №424 от 06 ноября 2018 г. подтверждается, что главный канализационный коллектор, протяженностью 793,4 пм. является муниципальной собственностью МО «город Вышний Волочек». Представитель ответчика ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» в судебном заседании подтвердил факт нахождения спорной канализационной сети, находящейся в муниципальной собственности, во владении и пользовании ООО «Вышний Волочек –Спецстрой». Из договора аренды объектов недвижимого имущества муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании «Город Вышний Волочек», заключенного 1 сентября 2012 г. между Комитетом по управлению имуществом «город Вышний Волочек» и ООО «Вышний Волочек – Спецстрой», следует, что во временное владение и пользование последнего переданы объекты коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения для выполнения функций водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании «город Вышний Волочек». Срок аренды установлен продолжительностью – 15 лет, с 01 сентября 2012 г. Договор зарегистрирован в ЕГРН 19 октября 2012 г. Пунктом 2.3.1 названного договора установлена обязанность арендатора за счет собственных средств и без согласия арендатора производить текущий ремонт арендованного имущества. В соответствии с п. 2.3.2. договора арендатор с согласия арендодателя и за счет собственных средств может также производить капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и другие действия по увеличению стоимости арендованного имущества.
В перечень объектов недвижимости, переданных по договору от 1 сентября 2012 г., входит, в том числе водопроводная сеть, расположенная по адресу: город Вышний Волочек, пер.Лермонтова, протяженностью 522 м. (п. 17 перечня).
В ходе рассмотрения дела факт ненадлежащего состояния почвы у дома №4 по Лермонтовскому переулку г. Вышний Волочек, вызванного последствиями канализационной течи и излива сточных вод на поверхность земельного участка, подтвержден исследованными доказательствами, и установлено, что объект недвижимости нуждается в мероприятиях по дезинвазии, в связи с изложенным, суд находит исковые требования обоснованными.
Ответчик ООО «Вышний Волочек – Спецстрой» в судебном заседании признал исковые требования.
С учетом положений ст. ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая признание ответчиком иска, изложенное в письменном заявлении, адресованном суду, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, возложив на ООО «Вышний Волочек – Спецстрой» обязанность в срок до 1 мая 2019 г. провести мероприятия по дезинвазии почвы в месте проведения земляных работ по устранению канализационной течи у дома №4 по Лермонтовскому переулку города Вышний Волочек Тверской области, а также в месте излива канализационных вод, протяженностью соответствующей длине забора домовладения, расположенного по адресу: город Вышний Волочек, Лермонтовский переулок, дом 4, с последующим лабораторным контролем эффективности мероприятий по дезинвазии в течение 14 дней с момента проведения последней.
В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц (физических лиц), то размер подлежащей уплате государственной пошлины, исходя из требования подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей, (требование имущественного характера, не подлежащего оценке).
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этой связи суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец при подаче искового заявления освобождён в силу указаний закона, в размере 300 рублей, исходя из размера удовлетворённого требования имущественного характера, не подлежащего оценке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке, поданное в защиту неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек - Спецстрой» о возложении обязанности провести мероприятии по дезинвазии почвы удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек – Спецстрой» произвести в срок до 01 мая 2019 г. мероприятия по дезинвазии в месте проведения земляных работ по устранению канализационной течи у дома №4 по Лермонтовскому переулку города Вышний Волочек Тверской области, а также в месте излива канализационных вод, протяженностью, соответствующей длине забора домовладения, расположенного по адресу: город Вышний Волочек, Лермонтовский переулок, дом 4, с последующим лабораторным контролем эффективности мероприятий по дезинвазии в течение 14 дней с момента проведения дезинвазии.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек – Спецстрой» в доход муниципального образования «Город Вышний Волочек» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Шустрова