ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1347/2016 от 04.07.2016 Кугарчинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1347/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Исянгулово 04 июля 2016 года.

Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ишдавлетовой Г.Р.,

с участием помощника прокурора Зианчуринского района Шарафутдинова А.Г.,

при секретаре Ильченбаевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Зианчуринского района РБ в защиту интересов неопределенного

круга лиц к администрации муниципального района Зианчуринский район

РБ и МОБУ СОШ с.Абзаново о признании бездействия незаконными и обязании

устранить нарушения антитеррористической защищенности объекта образования,

установил:

Прокурор Зианчуринского района РБ обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях.

Прокуратурой района во исполнение п. 12 Плана работы прокуратуры района на 1 полугодие 2016 года, задания прокуратуры республики ДД.ММ.ГГГГ.... проведены проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях района. Проведенной проверкой установлено, что специально созданной комиссией проведено обследование всех 33 объектов образования с массовым пребыванием людей района, в том числе здание ООШ д.Иткулово – филиал МОБУ СОШ с.Абзаново МР Зианчуринский район РБ. По результатам проведенной проверки установлено, что в здании ООШ отсутствует система видеонаблюдения и тревожная кнопка.

Согласно п.7.1 ст. 14, п.6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения – к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Учредителем образовательного учреждения является администрация МР Зианчуринский район РБ. Недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения создают условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Отсутствие системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района Зианчуринский район РБ и МОБУ СОШ с.Абзаново муниципального района Зианчуринский район РБ по не принятию мер по установке системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в образовательном учреждении; обязать администрацию МР Зианчуринский район РБ обеспечить финансирование МОБУ СОШ с.Абзаново муниципального района Зианчуринский район РБ по установке системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в образовательном учреждении в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МОБУ СОШ муниципального района Зианчуринский район РБ установить систему видеонаблюдения и тревожную кнопку в образовательном учреждении ООШ д.Иткулово муниципального района Зианчуринский район РБ в течение 6 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией МР Зианчуринский район РБ.

Помощник прокурора Зианчуринского района РБ Шарафутдинов А.Г. в судебном заседании иск поддержал и просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.

Ответчик - представитель Администрации МР Зианчуринский район РБ ФИО1 по доверенности в судебном заседании иск признала частично. Она не согласна требованием о признании бездействия Администрации МР Зианчуринский район РБ по не принятию мер по установке системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией в образовательном учреждении, незаконным, поскольку Администрацией МР Зианчуринский район РБ ведется работа по этому направлению. Администрацией МР Зианчуринский район РБ были направлены письма в Минобрнауки РФ по РБ с просьбой выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией в образовательных учреждениях, их поступление ожидается только в следующем году.

Ответчик - представитель МОБУ СОШ с.Абзаново в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя.

Привлеченный в качестве третьего лица представитель МКУ «Отдел образования Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ» ФИО2 в судебном заседании с иском согласился и суду пояснил, что работа по принятию мер по установке системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией в школах и детских садах ведется, при поступлении финансирования, они будут установлены. Поступление денежных средств ожидается в 2017 году.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, исследовав доказательства, приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.... "Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.... "Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, в здания с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 3 части 3 ст.32 Закона «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании в РФ" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В силу Федерального закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.7.1 ст. 14, п.6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения – к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Учредителем образовательного учреждения является администрация МР Зианчуринский район РБ. Недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения создают условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Постановлением администрации МР Зианчуринский район РБ от 28.07.2015 г. в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ...., создана Межведомственная комиссия по обследованию мест пребывания людей и объектов спорта.

Из письма начальника МКУ «Отдел образования Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что монтаж систем видеонаблюдения, оповещения и эвакуации в школьных и дошкольных образовательных учреждениях в отсутствием финансовых средств в бюджете 2016 года планируется провести в каникулярное время – до ДД.ММ.ГГГГ после проведения процедур по определению поставщика и внесения изменений в бюджет образовательных организаций 2017 года. На сегодняшний день Отдел образования ведет работу по планированию бюджета на 2017 год и ходатайствует о выделении дополнительных бюджетных денежных средств из местного бюджета.

Отсутствие системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

Прокуратурой Зианчуринского района по результатам ранее проведенных проверок выносились представления в адрес отдела образования администрации МР Зианчуринский район РБ по факту отсутствия антитеррористической защищенности образовательных учреждений, однако указанное нарушение остается не устраненным ввиду отсутствия ненадлежащего финансирования со стороны администрации МР Зианчуринский район РБ.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы закона, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, поскольку общеобразовательное учреждение является объектом массового пребывания детей, преподавательского состава и обслуживающего персонала и установление системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

Руководствуясь ст. 45, 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Зианчуринского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ и МОБУ СОШ с.Абзаново МР Зианчуринский район РБ по не принятию мер по установке системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в образовательном учреждении ООШ д.Иткулово.

Обязать администрацию муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан обеспечить финансирование МОБУ СОШ с.Абзаново МР Зианчуринский район РБ по установке системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в ООШ д.Иткулово до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МОБУ СОШ с.Абзаново МР Зианчуринский район РБ установить систему видеонаблюдения и тревожную кнопку в образовательном учреждении ООШ д.ФИО3 Зианчуринский район РБ до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный суд Республики Башкортостан через Кугарчинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г. Р. Ишдавлетова