Дело № 2-1347/2021
УИД 79RS0002-01-2021-003462-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2021 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
помощника прокурора г. Биробиджан Ревуцкого Р.С.,
представителя ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО ФИО1,
при секретаре Тищенко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия, указав, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при создании и функционировании системы приема дренажных вод и поверхностного стока ливневой канализации), в ходе которой установлено, что в результате выпадения дождевых осадков, а также высотного расположения автомобильной дороги по ул. Димитрова в г. Биробиджане, жилые дома, расположенные по адресу <...> и 17Б, подвергаются регулярному подтоплению. Расположенная во дворе домов 17 и 17А система водоотведения неэффективна – дренажный колодец со значительным уровнем воды не справляется. Указанные факты свидетельствуют о неэффективности мер, принимаемых мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, направленных на отведение ливневых сточных вод, надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа. Бездействие мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО выразившееся в непринятии мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) в районе жилых домов, расположенных по адресу <...> и 17Б, влечет за собой нарушение прав граждан на безопасное передвижение по улично-дорожной сети на территории г. Биробиджана и создает предпосылки возникновению вреда жизни и здоровью граждан, а так же порче имущества. Просит обязать ответчика организовать проведение мероприятий по инженерной защите жилых домов, расположенных по адресу <...> и 17Б, от подтопления и затопления в соответствии с требованиями пункта 4.0 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 № 964-пр – свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления».
В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджан Ревуцкий Р.С. исковые требования уточнил. Просил обязать мэрию города провести мероприятия по организации системы водоотведения с автомобильной дороги по ул. Димитрова с целью недопущения затопления (подтопления) дворовой территории жилых домов, расположенных по адресу <...> и 17Б. По существу поддержал доводы искового заявления. Срок исполнения решения суда просил установить - по вступлению в законную силу. Дополнительно пояснил, что в ходе судебного разбирательства установлено, что ежегодно управление ЖКХ мэрии города в рамках муниципальных контрактов выполняет работу обслуживанию ремонту указанных в иске дренажных колодцев, в связи с чем, доводы о том, что данные дренажные колодцы являются собственностью собственников МКД, которые вместе с управляющей компанией должны исполнять заявленные прокурором требования, необоснованны.
Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнённые исковые требования не признала в полном объёме. По существу поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление.
Представители третьих лиц управления ЖКХ мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, МУП «Водоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд с учётом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением требований действующего законодательства при создании и функционировании системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации).
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Таким образом, учитывая изложенное и подп. 4 п. 1 статей 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов создания и функционирования системы приёма дренажных вод и ливневой канализации относится к вопросам местного значения поселений и городских округов в рамках организации в границах муниципального образования водоотведения.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Применительно к настоящему делу к вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года №154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).
В частности, Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Из материалов дела следует, что по обращению ФИО4 о неисправности системы дренажной канализации во дворе домов 17 и 17А по ул. Димитрова в г. Биробиджан прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой установлено, что дренажный коллектор в районе данных домов не очищен от иловых отложений и случайного мусора.
07.05.2020 мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Согласно ответу мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 03.06.2020 доводы, изложенные в представлении, нашли своё подтверждение. Осуществить работы по очистке дренажного колодца в 2019 году не представилось возможным в связи с обильными атмосферными осадками в виде дождя, прошедшими в июле-августе 2019 года, что привело к высокому уровню грунтовых вод. В настоящее время управлением ЖКХ мэрии города заключен муниципальный контракт, предметом которого является обслуживание ливневой канализации. Данным контрактом предусмотрены работы по очистке дренажных колодцев, в том числе и колодца, указанного в представлении.
Из материалов дела следует, что 23.03.2021 между МКУ Управление ЖКХ мэрии города и ООО «Управление по благоустройству города» заключен муниципальный контракт на обслуживание и ремонт ливневой канализации, в том числе дренажного колодца в районе ул. Димитрова, <...>. Срок окончания работ 31.10.2021.
Аналогичный контракт был заключен 13.05.2020.
Согласно ответу ООО УК «Рембытсройсервис» на запрос суда дренажные колодцы в районе ул. Димитрова, <...> не состоят на балансе управляющей компании.
Из ответа МКУ Управление ЖКХ мэрии города от 02.04.2021 следует, что в 2021 году мероприятия по очистке дренажных колодцев не проводились. В 2020 году данные мероприятия проводились. Данные колодцы устроены по принципу дренирования ливневых вод в грунт и в случае наличия в них льда не функционируют.
В соответствии с п. 4.1 Свода правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления»при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральными планами и территориальными комплексными схемами градостроительного планирования.
Средства инженерной защиты от затопления и подтопления определены пунктом 6.1 Свода правил 104.13330, в соответствии с положениями которого, защиту территорий от затопления следует осуществлять: обвалованием территорий со стороны реки, водохранилища или другого водного объекта; искусственным повышением рельефа территории до незатопляемых планировочных отметок; аккумуляцией, регулированием, отводом поверхностных сбросных и дренажных вод с затопленных, временно затопляемых, орошаемых территорий и низинных нарушенных земель. Для защиты территорий от подтопления следует применять: дренажные системы; противофильтрационные экраны и завесы, проектируемые по СП 22.13330; вертикальную планировку территории с организацией поверхностного стока, прочистку открытых водотоков и других элементов естественного дренирования и регулирование уровенного режима водных объектов.
При этом отвод поверхностного стока с защищенной территории следует осуществлять в водоемы, водотоки, овраги, в общегородские канализационные системы с учетом требований 6.1.3 (п. 6.1.2.6 Свода правил 104.13330).
Сооружения, регулирующие поверхностный сток на защищаемых от затопления территориях, следует проектировать с учетом расчетного расхода поверхностных вод, поступающих на эти территории (дождевые и талые воды, временные и постоянные водотоки), принимаемый в соответствии с классом защитного сооружения (п. 6.1.3.1 Свода правил 104.13330).
При выборе систем дренажных сооружений должны быть: учтены геологическое строение территории, ее форма и размер в плане, характер движения подземных вод, фильтрационные свойства и емкостные характеристики водоносных пластов, область распространения водоносных слоев с учетом условий питания и разгрузки подземных вод; определены количественные величины составляющих баланса подземных вод; составлен прогноз подъема уровня подземных вод и снижения его при осуществлении защитных мероприятий (п. 6.1.4.1 Свода правил 104.13330).
Согласно п. 8.4.1 Свода правил 104.13330 при проектировании дренажных систем для предотвращения подтопления территорий надлежит выполнять требования настоящего свода правил, а также СП 103.13330 и 100.13330.
При проектировании дренажных систем предпочтение следует отдавать системам с отводом воды самотеком. Дренажные системы с принудительной откачкой воды требуют дополнительного обоснования (п. 8.4.2 Свода правил 104.13330).
Учитывая, что факт ненадлежащего функционирования системы приёма дренажных вод и ливневой канализации в районе жилых домов, расположенных по адресу <...> и 17Б, нашёл своё подтверждение в ходе судебного заседания и ответчиком не оспаривается, принимая во внимание, что организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий, суд приходит к выводу, что на ответчика следует возложить обязанность организовать систему водоотведения с автомобильной дороги по ул. Димитрова с целью недопущения затопления (подтопления) дворовой территории жилых домов, расположенных по адресу: <...> и 17Б.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, принимая во внимание возражения ответчика относительно невозможности организации и проведения всего комплекса необходимых работ в срок, указанный прокурором, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01 августа 2021 года. Доказательств наличия обстоятельств для установления более позднего срока исполнения решения суда, ответчиком не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 01 августа 2021 года организовать систему водоотведения с автомобильной дороги по ул. Димитрова с целью недопущения затопления (подтопления) дворовой территории жилых домов, расположенных по адресу <...> и 17Б.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 17.06.2021.