Дело №2-1348/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.04.2019 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Ткач Г.А.,
при секретаре Брик Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области к Агееву В. В. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение для выполнения работ по капитальному ремонту,
УСТАНОВИЛ:
Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обратился в суд с иском к Агееву В. В. об обязании обеспечить доступ представителям Фонда, подрядных организаций, привлеченных Фондом по результатам конкурсных процедур, для выполнения работ по капитальному ремонту, а именно: замене и усилению чердачных перекрытий в жилом помещении < № > многоквартирного дома, расположенного по адресу: < адрес >, для осуществления строительного контроля за ходом работ, для приемки результатов по завершению.
В обоснование исковых требований указано, что Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области организовал проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: < адрес >, выполнение которых поручено порядной организации ООО «ЭнТиС-Учет» (ИНН 6670370199) по договору подряда от 01.12.2017 < № >, от 30.04.2018 < № >. Строительный контроль за выполнением работ по капитальному ремонту осуществляется ООО «Вест» (ИНН 6679029145) по договору от 10.10.2017 < № >. Фонд капитального ремонта данного дома формируется на счете регионального оператора, в соответствии с п. 4306 Приложения к постановлению Администрации г. Екатеринбурга от 06.11.2014 < № >. Согласно
п. 21561 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 гг. (приложение к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 гг., утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 №306-ПП) в 2018-2020 гг. в указанном доме запланировано проведение следующих работ: капитальный ремонт крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, усиление чердачных перекрытий многоквартирного дома, строительный контроль. В соответствии с п.п. 2960, 3534 Перечня многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в рамках Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2018-2020 гг. на территории Свердловской области (приложение < № > к Краткосрочному плану реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2018-2020 гг. на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2017 №643-ПП) плановая дата завершения перечисленных работ по капитальному ремонту, за исключением работ по усилению чердачных перекрытий, - 2018 г., усиление чердачных перекрытий должно быть завершено в 2019 г. В рамках выполнения обязанности, предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации в срок до 01.08.2017, а в 2018 г. - до 01.08.2018, Фонд направил в адрес собственников помещений в указанном многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта общего имущества, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ по капитальному ремонту, их стоимости, о порядке и об источниках их финансирования. Поскольку собственники помещений в указанном многоквартирном доме вопреки требованиям ч. 4 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии с предложением Фонда и не направили в адрес истца протокол общего собрания о проведении капитального ремонта, согласно ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации Фонд организовал ремонт на основании п. 236 Перечня адресов многоквартирных домов, в которых запланировано проведение капитального ремонта в 2018 г., утв. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 28.12.2017 < № >. Фонд заключил договор подряда от 01.12.2017 < № >, от 30.04.2018 < № > с ООО «ЭнТиС-Учет» и совместно с управляющей компанией ООО «УЖК ЖКО - Екатеринбург» передал общее имущество многоквартирного дома для проведения работ по капитальному ремонту. Согласно п. 4 адресного перечня в договоре от 01.12.2017 < № > подрядчик обязан выполнить работы по ремонту крыши, утеплению чердачного перекрытия, ремонту фасада, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения в многоквартирном доме по адресу: < адрес >. В соответствии с п. 1 адресного перечня в договоре к договору от 30.04.2018 < № > подрядчик обязан выполнить работы по усилению чердачных перекрытий в указанном доме. По состоянию на 05.03.2019 часть из перечисленных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома завершена и оплачена Фондом. Для окончания работ по капитальному ремонту в данном доме необходимо, в том числе, завершение усиления чердачных перекрытий. В настоящее время данные работы затруднены и приостановлены, в частности, по причине отказа собственника квартиры < № > - Агеева В.В. предоставить подрядчику доступ в квартиру для ремонта чердачного перекрытия. О факте отказа ответчика предоставить доступ к общему имуществу подрядной организации Фонд был уведомлен письмом ООО «ЭнТиС-Учет» от 27.07.2018 < № >. 02.08.2018 собственники помещений в указанном многоквартирном доме приняли решение об отказе в выполнении работ по капитальному ремонту, оформив его протоколом общего собрания от 02.08.2018 < № >. В том числе, ответчик также проголосовал против проведения работ в данном доме, что подтверждается подписанным бюллетенем голосования по вопросам повестки собрания. Позднее ООО «ЭнТиС-Учет» уведомил Фонд об отказе собственника предоставить доступ для проведения работ письмом от 15.08.2018 < № >, составив акт об отказе предоставления доступа для производства работ в отношении квартир №< № >, < № >, < № >. Собственники данных квартир, в том числе ответчик, отсутствовали во время поквартирного обхода. Собственнику квартиры < № > спорного многоквартирного дома Фондом было направлено почтовой корреспонденцией письмо от 12.10.2018 < № > с требованием предоставить доступ для производства работ. От личного получения данного письма ответчик отказался. 31.10.2018 был составлен акт воспрепятствования оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в отношении собственника квартиры < № >. Работы по усилению чердачных перекрытий многоквартирного дома по адресу: < адрес >, в силу своей специфики технически невозможно провести без доступа в квартиру ответчика (техническое заключение < № >, протокол выездной проверки от 22.02.2018). Ответчик, не предоставляя подрядчикам доступ к своей квартире, злоупотребляет правом, а также нарушает права, свободы и законные интересы других собственников помещений в многоквартирном доме, которые добросовестно участвуют в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Одновременно действия ответчика ведут к срыву исполнения Региональной программы, невозможности подрядным организациям своевременно выполнить обязательства.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Коваль В.П. исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование своей позиции привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что спор о признании дома аварийным может длиться не один год. Однако, работы по капитальному ремонту должны быть выполнены. В ином случае проживать в доме небезопасно.
Ответчик Агеев В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, доверил защиту своих интересов представителю Агеевой Н.В.
Представитель ответчика Агеева Н.В. исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что с проведением капитального ремонта дома не согласна. Данный ремонт нецелесообразен. Дом шатается, фундамент разрушается, угол дома ушел в подвал. Необходимо признание дома аварийным и подлежащим сносу. Проведение работ в жилом помещении может привести к его разрушению.
Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Народная» Ефимов И.Ю. исковые требования не поддержал. Суду пояснил, что все работы по капитальному ремонту не закончены. Если собственники отказываются от ремонта, то нужно прекращать работы. Есть опасность дальнейшего проживания в многоквартирном доме.
Представитель третьего лица ООО «ЭнТиС-Учет» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, направил письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица ООО «Вест» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, уважительные причины неявки суду не известны, заявления и ходатайства в адрес суда не поступали.
Суд, учитывая мнение представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник помещения обязан поддерживать принадлежащее ему помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также привила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с подп. «в» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно подп. «а» п. 16 данных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязанность обеспечить надлежащее содержание общего имущества лежит на собственниках, при этом в соответствии п. 41 указанных Правил, собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с подп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, собственники помещений (потребители) обязаны допускать представителей управляющей организации (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
На основании ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если в срок, указанный в ч. 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Судом установлено, что ответчик Агеев В.В. является собственником жилого помещения по адресу: < адрес > (дата государственной регистрации права 24.12.2015).
В соответствии с п. 4306 Перечня адресов многоквартирных домов, расположенных на территории Муниципального образования «город Екатеринбург», фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора, утв. постановлением Администрации г. Екатеринбурга < № > от 06.11.2014, фонд капитального ремонта многоквартирного дома по адресу:
< адрес >, формируется на счете регионального оператора - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Вышеуказанный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 гг. (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 №306-ПП). Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме 2018-2020 гг. Перечень работ: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, усиление чердачных перекрытий многоквартирного дома, строительный контроль.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга < № > от 28.12.2017 принято решение о проведении в 2018 г. капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: < адрес >, поскольку собственники помещений не приняли в сроки, установленные ч. 4 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, на общих собраниях решения о проведении капитального ремонта общего имущества и формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
10.12.2017 между Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, подрядной организацией ООО «ЭнТиС-Учет», управляющей организацией ООО «Управляющая жилищная компания ЖКО - Екатеринбург», организацией, осуществляющей строительный контроль, ООО «Вест» пописан акт передачи общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу:
< адрес >, для проведения работ по капитальному ремонту.
Между Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области и ООО «ЭнТиС-Учет» 30.04.2018 заключен договор < № > на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с приложением < № > к данному договору подрядчик ООО «ЭнТиС-Учет» должен выполнить следующие работы: усиление чердачных перекрытий многоквартирного дома по адресу: < адрес >.
Как следует из письма подрядчика ООО «ЭнТиС-Учет» < № > от 15.08.2018 собственник квартиры < № > в доме < адрес >, отсутствовал во время поквартирного обхода.
В октябре 2018 г. истец направил почтовой корреспонденцией в адрес ответчика Агеева В.В. уведомление о предоставлении доступа в жилое помещение. Ни почтой, ни лично ответчик уведомление не получил.
31.10.2018 представитель истца, представители подрядных организаций ООО «ЭнТиС-Учет», ООО «Вест» составили акт воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: < адрес >, со стороны собственника квартиры < № > данного дома.
В доказательства невозможности проведения работ по капитальному ремонту общего имущества (усиление чердачных перекрытий) без доступа в квартиру ответчиков истец представил техническое заключение №11.05-ТЗ.171, а также протокол выездной проверки от 22.02.2018.
Доказательства обратного в соответствии с ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками суду не представлены.
Таким образом, у ответчика, как собственника жилого помещения, имеется обязанность по предоставлению доступа в жилое помещение для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Необходимость проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома < адрес > подтверждена Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 гг. (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 №306-ПП), постановлением Администрации г. Екатеринбурга < № > от 28.12.2017, техническим заключением < № > от 2016 г., которые не оспорены, должны быть исполнены.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Агеева Н.В. пояснила, что проведение работ по капитальному ремонту нецелесообразно. Дом должен быть признан аварийным. Проведение каких-либо работ по капитальному ремонту в жилом помещении приведет к его разрушению. Однако, данные обстоятельства основаниями для отказа в предоставлении доступа к общему имуществу многоквартирного дома не являются.
Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11.04.2019 по административному делу по административному иску Прокурора г. Екатеринбурга, действующего в интересах Агеева В.В., к Администрации г. Екатеринбурга об оспаривании решения межведомственной комиссии, в данном случае не препятствует проведению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: < адрес >. До настоящего времени вышеуказанный дом не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47. Из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области дом < адрес > не исключен.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: < адрес >, оформленным протоколом < № > от 09.04.2018, собственники помещений данного дома приняли решение об остановке проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Протокол < № > от 02.08.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: < адрес >, проведенного в форме очно-заочного голосования, а также протокол < № > от 02.04.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений данного дома, подтверждают факт не принятия решения собственниками помещений данного дома по вопросам капитального ремонта.
Межу тем, истец обязан провести работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: < адрес >, в соответствии с ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вышеуказанные решения общих собраний собственников помещений данного дома свидетельствуют лишь об обязанности органа местного самоуправления принять решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Региональной программой капитального ремонта во исполнение ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Какие-либо решения общего собрания собственников помещений вышеуказанного дома по вопросам, перечисленным в ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, оформленные протоколами общих собраний, суду не представлены.
Капитальный ремонт многоквартирных домов проводится в интересах не только непосредственных собственников многоквартирного дома, которым принадлежат жилые помещения на момент проведения капитального ремонта, но и в интересах других лиц, проживающих данном жилом доме и которые не являются собственниками, в интересах тех лиц, которые в будущем приобретут право собственности на помещения, или в будущем будут проживать в многоквартирном доме, а также в интересах неопределенного круга лиц, поскольку нахождение на территории муниципального образования многоквартирного дома, являющегося аварийным, может представлять определенную угрозу.
Согласно техническому заключению ООО «Инженерный Центр «ЭкспертПроект» < № > от 04.09.2018, существует угроза внезапного обрушения участков и элементов перекрытий многоквартирного дома < адрес >.
Часть работ по капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома, начавшемуся в декабре 2017 г., по состоянию на 05.03.2019 проведена, что отражено в исковом заявлении и не оспаривается сторонами. Следовательно, бесконтрольное прекращение работ по замене и усилению чердачных перекрытий в данный момент приведет лишь к повышению угрозы разрушения дома.
Для исключения опасности собственника при проживании в жилом помещении во время проведения работ по капитальному ремонту, он имеет возможность переезда в маневренный жилой фонд, что подтверждено письмом Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации
г. Екатеринбурга < № > от 19.09.2018.
Таким образом, учитывая наличие у ответчика обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и отказ Агеева В.В. в предоставлении такого доступа, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Платежным поручением < № > от < дд.мм.гггг >, подтверждается уплата истцом при подаче искового заявления государственной пошлины в размере 6000,00 руб. (л.д. 6).
С ответчика Агеева В.В. в пользу истца подлежит взысканию сумма расходов по уплате государственной пошлины в размере 6000,00 руб., исчисленная в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области к Агееву В. В. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение для выполнения работ по капитальному ремонту, удовлетворить.
Обязать Агеева В. В. обеспечить доступ представителям подрядных организаций, привлеченных Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области по результатам конкурсных процедур, представителям Регионального Фонда в жилое помещение - квартиру < № > по адресу: < адрес >, для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно замена и усиление чердачных перекрытий, а также осуществления строительного контроля за ходом работ и приемки результатов по их завершению.
Взыскать с Агеева В. В. в пользу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области расходы по оплате госпошлины в сумме 6000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23.04.2019.
Судья Г.А. Ткач