Дело № 2-1348/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2018 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой С.А.,
при секретаре Трикоз М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» о понуждении к действиям, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее - АКОО «АЗПП «Сутяжник») обратилась в суд с указанным иском в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «УК «Север» (далее ООО «УК «Север»). В обоснование требований указала, что ФИО1 является собственником квартиры № *** в доме № *** по ул.... в городе Рубцовске. Ответчик ООО «УК «Север» является компанией, обслуживающей жилой дом, в котором проживает истец и взимающая плату за вывоз мусора с проживающих в жилом доме № *** по ул.... в г.Рубцовске. ООО «Ремстройбыт» и ООО «Благоустройство» являются компаниями, которые вывозят мусор и утилизируют его от жилого дома № *** по ул.... в г.Рубцовске. Между ООО «Ремстройбыт» и ООО «УК «Север» заключен договор на оказание возмездных услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, в том числе по ул. ..., *** в г.Рубцовске. Ответчик ООО «УК «Север» производит начисления за вывоз и утилизацию мусора исходя из площади помещения, что подтверждается квитанцией о начислении оплаты за коммунальные услуги и обслуживание жилья без учета количества проживающих, количества контейнеров и периодичности вывоза, что позволяет ответчику собирать денежные средства в разы больше за вывоз мусора, чем его количество утилизировано. Услуги по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных площадок должны оплачиваться исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, и объема вывезенных контейнеров и периодичности вывоза. Зависимость оплаты услуг от площади помещений в доме в отношении населения не установлена. Применение методики начисления вывоза мусора без расчета периодичности и количества проживающих является незаконной и ущемляющей права потребителя. Компенсацию морального вреда ФИО1 оценивает в размере 1000 руб. На основании изложенного, истец просил признать бездействия ООО «УК «Север» по не применению методики начисления с 01.09.2017 по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров; обязать ООО «УК «Север» при расчете оплаты по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении № *** по ул...., *** в г.Рубцовске исходить из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении истца, расчетное количество граждан, использующих место накопления твердых коммунальных отходов объем контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период до начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; обязать ООО «УК «Север» произвести перерасчет оплаты по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении № *** по ул...., *** в г.Рубцовске Алтайского края, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении истца, расчетное количество граждан, использовавших место накопления твердых коммунальных отходов объем контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период с 01.09.2017 по 31.12.2017; взыскать с ООО «УК «Север» в пользу ФИО1 моральный вред в размере 1000 руб.
Представитель АКОО «АЗПП «Сутяжник» в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Истец ФИО1 в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «УК «Север» в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Представители третьих лиц ООО «Ремстройбыт», ООО «Благоустройство» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Представитель Территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что заявленные требования АКОО АЗПП «Сутяжник» в интересах ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры № *** в доме № *** по ул.... в г.Рубцовске, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Компанией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом по ул...., *** в г.Рубцовске, является ООО «УК «Север», что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Из содержания имеющейся квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг на квартиру № *** в доме № *** по ул... следует, что ФИО1 плата за вывоз мусора начисляется исходя из площади принадлежащего ей жилого помещения.
Полагая, что такой способ начисления платы за вывоз мусора является незаконным, АКОО «АЗПП «Сутяжник» обратилось в интересах ФИО1 в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно пп.«д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в действующей редакции), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), содержание общего имущество включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации №232 от 27.02.2017 в указанный пп. «д» п.11 Правил №491 внесены изменения: из подпункта «д» слова «твердых» исключены, пункт 11 дополнен подпунктом «д(2)»: «содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями».
Вместе с тем, изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 232 от 27.02.2017, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.2 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 №232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Обязанность по внесению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч.20 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).
Таким образом, поскольку в настоящее время в Алтайском крае еще не определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, плата за вывоз твердых бытовых отходов включается в плату за содержание общего имущества.
Согласно представленной квитанции оплата за услугу «вывоз мусора» включена в статью «содержание жилья» и указана в платежном документе отдельной строкой. При этом стоимость данной услуги рассчитывалась путем умножения тарифа на площадь принадлежащего ФИО1 помещения.
В соответствии с ч.7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В п.31 Правил № 491 закреплено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
При этом, материалы дела не содержат сведений о том, что тариф 1,30, применяемый ООО «УК «Север» для расчета платы за вывоз мусора в составе платы за содержание жилья, утвержден решением общего собрания собственников жилого дома № *** по ул. ... в г. Рубцовске.
Вывоз твердых бытовых отходов, образующихся от жителей дома по ул...., *** в г.Рубцовске, осуществляется ООО «Ремстройбыт» на основании договора №19 от 29.03.2014, согласно которому заказчик ООО «УК «Север» производит оплату за предоставленные услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) по тарифу 164,81 руб. за 1м3.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354). Правила №354 дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», приложение №2 Правил дополнено разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире».
Изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 №232, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения №2 к Правилам №354 (п.2, п.3 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 № 232).
Согласно п.148 (30) Правил №354 в новой редакции размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения №2 к настоящим Правилам соответственно.
При этом в формулах 9(1) и 9(3) приведен расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в формулах 9(2) и 9(4) - исходя из общей площади жилого помещения.
Таким образом, законодательством, подлежащим применению со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотрена возможность определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади жилого помещения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.
На момент рассмотрения дела такое решение на территории Алтайского края не принято.
При таких обстоятельствах, действия управляющей компании по применению методики начисления платы за вывоз мусора исходя из площади жилого помещения, нельзя признать законными.
При этом до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения №2 к Правилам №354 (п.2, п.3 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 №232).
В настоящее время нормы накопления твердых бытовых отходов утверждаются органами местного самоуправления. Такое полномочие, в частности, предусмотрено п.3.1.1.11 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления в границах муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, утвержденного постановлением администрации г.Рубцовска от 30.05.2014 №2307.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (ст.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, п.2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 №215, не вступившим в силу, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края: 0,180 куб.м/мес. с одного проживающего – для г.Барнаула; 0,121 куб.м./мес. с одного проживающего – для иных населенных пунктов Алтайского края.
Названное решение №215 от 19.10.2017 вступает в силу с момента присвоения юридическому лицу, действующему на территории Алтайского края, статуса регионального оператора и определения зоны его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.2 решения).
Поскольку в настоящее время в Алтайском крае еще не определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, указанное выше решение Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215, которым установлены нормативы потребления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края, в силу не вступило, законных оснований для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по формуле 9(1) не имеется.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о понуждении ответчика до дня начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами начислять оплату за вывоз мусора по обращению с твердыми коммунальными отходами по квартире № *** в доме № *** по ул.... в г.Рубцовске Алтайского края по формуле 9(3) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также требования о производстве перерасчета оплаты за вывоз мусора по обращению с твердыми коммунальными отходами по квартире № *** в доме № *** по ул.... в г.Рубцовске Алтайского края за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 по формуле 9(3).
При этом в удовлетворении исковых требований АКОО «АЗПП «Сутяжник» в интересах ФИО1 о признании незаконным бездействия ООО «УК «Север» по не применению методики начисления по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, суд полагает необходимым отказать, поскольку указанные требования в данном случае являются не предметом, а основанием иска. Кроме того, лишь признание факта незаконного бездействия не направлено на реальную защиту прав истца ФИО1, поскольку не приводит к понуждению ответчика совершить определенные действия в целях защиты нарушенного права.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
С учетом положений ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», установление факта незаконности действий управляющей организации является основанием для взыскания в пользу ФИО1 компенсации морального вреда.
Учитывая обстоятельства дела, представленные суду доказательства, характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельства причинения вреда, степень вины нарушителя, с учетом требований разумности и справедливости, определяя размер компенсации морального вреда, суд полагает возможным взыскать с ООО «УК «Север» в пользу истца ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 100 рублей. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в ином размере, в том числе в размере, указанном в исковом заявлении 1000 руб., суд в отсутствие достаточных доказательств не усматривает.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и разъяснений содержащихся в п.п.46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (пункт 6 статьи 13 Закона).
Обстоятельств, позволяющих освободить ответчика от оплаты штрафа, в материалах дела не имеется. Таким образом, удовлетворение исковых требований истца в части компенсации морального вреда, безусловно, влечет наложение на ответчика штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя. Размер штрафа, исходя из присужденной судом денежной суммы, составляет 50 руб., который подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1 и АКОО АЗПП «Сутяжник», по 25 руб. в пользу каждого.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статей 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина за подачу иска в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» начислять оплату за вывоз мусора по обращению с твердыми коммунальными отходами по квартире № *** в доме № *** по ул.... в г.Рубцовске Алтайского края по формуле 9(3) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" до дня начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» произвести перерасчет оплаты за вывоз мусора по обращению с твердыми коммунальными отходами по квартире № *** в доме № *** по ул.... в г.Рубцовске Алтайского края за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 по формуле 9(3) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» в пользу ФИО1компенсацию морального вреда в сумме 100 рублей, штраф в сумме 25 рублей, всего взыскать 125 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» штраф в размере 25 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края.
Судья С.А.Смирнова