Дело №г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Федеральный суд <адрес>
В составе: председательствующего - Сидоренко Е.А.
При секретаре - Буровой В.Ю.,
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «К» об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский транспортный прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «К» об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурором проверки обнаружено, что нежилое здание по адресу: <адрес>, находящееся в собственности ответчика, в нарушение ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов Российской Федерации», строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ№ не оборудовано специальными приспособлениями (пандусами), позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться зданием. Вместе с тем, здание, используется не только ОАО «К», основными видами деятельности которого является организация перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении, прямом и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешенном сообщении, предоставление комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания пользователями услугами железнодорожного транспорта, предоставление в пользование и аренду контейнеров и вагонов и т.д., но и Красноярской таможней и Сибирским линейным управлением МВД России на транспорте, которые относятся к объектам социальной инфраструктуры. Просит обязать ОАО «К» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а именно – оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями (пандусами).
Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Представитель ответчика ОАО «К» Ч НВ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования не признала, пояснив, что здание по <адрес> в <адрес> является административным, в нем расположены кабинеты работников филиала ОАО «К» на Красноярской железной дороге, которые не являются объектами социальной инфраструктуры. Часть кабинетов передана в аренду коммерческим организациям, также не являющимся объектами социальной инфраструктуры. Помещения на третьем этаже переданы в безвозмездное пользование Красноярской таможне, крыло четвертого этажа здания - Сибирскому линейному управлению МВД России на транспорте. Указанные объекты являются объектами социальной инфраструктуры, однако создание условий инвалидами для беспрепятственного доступа к ним является обязанностью Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Обращений от Красноярской таможни и Сибирского линейного управления МВД России на транспорте по вопросу оборудования здания специальными приспособлениями (пандусами) не поступало. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
В силу ст.167 ГПК РФ у суда не имеется препятствий для разрешения дела в отсутствие истца.
Выслушав доводы стороны ответчика, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что собственником нежилого здания (лит. Б. Б1), общей площадью 3111,70 кв.м, расположенного в <адрес>, является ОАО «К, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Согласно договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения третьего этажа указанного здания, площадью 497,77 кв.м., переданы для использования под размещение персонала Красноярского таможенного поста. Нежилые помещения правого крыла четвертого этажа данного здания, площадью 237,5 кв.м., по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ переданы Сибирскому линейному управлению МВД России на транспорте. Указанное нежилое здание не оборудовано пандусом для беспрепятственного доступа инвалида, передвигающегося на кресле-коляске, что не оспаривается стороной ответчика и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ и экспликацией к плану здания.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Согласно ст.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст.15 приведенного закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям)…
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из принципов градостроительного законодательства РФ.
Требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп посетителей определены в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденном Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно п.4.2 указанного свода основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) всех категорий граждан. Согласно п.5.1 Свода правил проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. На входных площадках и портиках должны быть оборудованы на транспортно-пешеходных пандусах полосы движения для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках (таблица 8.1 п.2.3 Свода правил).
Бездействие ответчика, который не обеспечил беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к зданию, нарушает гарантированные ст.17 Конституции РФ и приведенным законом права указанных лиц.
Доводы ответчика о том, что он не является надлежащим, поскольку помещения, используемые им не являются объектами социальной инфраструктуры, а остальные помещения переданы в безвозмездное пользование в соответствии с выше приведенными договорами, суд находит не состоятельными.
ОАО «К» является надлежащими ответчиком по делу, так как является собственником здания. В соответствии с выше приведенными договорами безвозмездного пользования ссудополучатели не вправе производить перепланировку и переоборудование Помещений, передаваемых в безвозмездное пользование, вызываемых потребностями Ссудополучателя, без письменного разрешения Ссудодателя. Кроме того, как приведено выше, закон обязывает собственников действующих объектов осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ОАО «К» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры – путем оборудования пандусом входа в нежилое здание, расположенного в <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в <адрес>вой суд через Федеральный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: