ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1349/16 от 13.12.2016 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

2-1349/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

13 декабря 2016 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием прокурора Козлова Ю.В., представителей ответчиков Козловой О.Н., Козлова И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Вымского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Усть-Вымский", муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа" с.Усть-Вымь об обязании профинансировать и произвести ограждение территории образовательного учреждения,

установил:

Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит обязать МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь произвести ограждение территории образовательного учреждения забором, а администрацию МР "Усть-Вымский" профинансировать указанные мероприятия.

В обоснование иска указал, что территория МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь в нарушение требований действующего законодательства не имеет целостного периметрального ограждения забором, препятствующего свободному доступу посторонних лиц и животных на территорию образовательного учреждения, что создает потенциальную угрозу жизни и здоровью учащихся.

Возражая против удовлетворения иска, представитель МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь в письменном отзыве указал на наличие ограждения вокруг территории образовательного учреждения за исключением отсутствующей части забора с торца здания.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчиков исковые требования не признали, ссылаясь на нецелесообразность расходов по замене существующего ограждения школы.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест массового пребывания людей.

Решением Антитеррористической комиссии в Республике Коми, образованной Указом Главы РК от 05.09.2006 №110, утвержден Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей.

Приведенным Перечнем для объектов с массовым пребыванием людей, к категории которых относятся общеобразовательные школы, установлены обязательные требования в виде организации контрольно-пропускного режима на объекте, наличия инженерно-технических средств ограничения доступа и предупреждения от несанкционированного проникновения на объект физических лиц и въезжающих транспортных средств.

В соответствии с подп."в" п.23 приложения к требованиям антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (далее - Приложение) минимально необходимый состав средств инженерно-технической укрепленности на объектах (территориях), которым присвоена 3 категория, включает в себя ограждение периметра объекта (территории) не ниже 3-го класса защиты.

Согласно п.7 Приложения ограждение 3-го класса защиты (высокая степень защиты объекта (территории) от проникновения) должно представлять собой железобетонное ограждение толщиной не менее 100 миллиметров, каменное или кирпичное ограждение толщиной не менее 250 миллиметров, сплошное металлическое ограждение с толщиной листа не менее 2 миллиметров и усиленное ребрами жесткости, металлическое сетчатое ограждение, изготовленное из стальной проволоки диаметром 5 - 8 миллиметров, сваренной в перекрестиях и образующей ячейки размером не более 50 x 300 миллиметров, усиленное ребрами жесткости. Высота ограждения не менее 2,5 метра с оборудованным дополнительным ограждением.

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства, что предполагает обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно п.3.1 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.

В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон "Об образовании") к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Закона "Об образовании").

Статьей 41 Закона "Об образовании" установлено, что организация охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (п.8 ч.1, ч.2 ст.41 Закона "Об образовании").

Из материалов дела следует, что МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь на праве оперативного управления принадлежит здание, расположенное по адресу <Адрес>, для эксплуатации которого на праве постоянного (бессрочного) пользования школе предоставлен земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <Номер>.

Согласно <...>.

В соответствии с актами проверки от 12.10.2016 и 12.12.2016 и приложенными к ним фотографиями по периметру территории образовательного учреждения забор частично отсутствует, а установленное металлическое ограждение высотой 0,55 м имеет признаки ржавчины и деформации, в наличии разрывы дуг каркаса, что указывает на несоблюдение МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь требований законодательства и свидетельствует о непринятии мер по повышению антитеррористической защищенности и усилению безопасности образовательного учреждения.

При таком положении, учитывая, что МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь является самостоятельным юридическим лицом, вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности (п.1.12 Устава), надлежащим ответчиком по требованию об обязании произвести ограждение территории забором является непосредственно образовательное учреждение.

Статья 12 ГК РФ определяет возможность защиты нарушенного права путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, требования прокурора об обязании МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь произвести ограждение территории образовательного учреждения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно п.40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.42 Концепции).

В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу п.6.1 ч. 1 ст.15, п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Пунктами 1.16 Устава МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде субсидий на возмещение нормативных затрат и оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием. Отношения между Учреждением и Учредителем определяются соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (п.1.17 Устава).

Согласно п.5 ч.1 ст. 9 Закона "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Следовательно, обязанность по финансированию мероприятий, связанных с ограждением территории МБОУ "СОШ" с.Усть-Вымь забором, следует возложить на учредителя школы (п.1.9 Устава) – администрацию МР "Усть-Вымский".

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Вымского района в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района "Усть-Вымский" обеспечить финансирование мероприятий по ограждению территорию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с.Усть-Вымь забором.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с.Усть-Вымь в срок до 15 августа 2017 года за счет средств бюджета муниципального района "Усть-Вымский" огородить территорию образовательного учреждения забором.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

А.Е. Ермаков

Мотивированное решение составлено 18 декабря 2016 года.