ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1349/2013 от 21.11.2013 Новодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-1349/2013                                                           21 ноября 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Шиловой М.И.,

при секретаре Абдуллаевой Г.Р.,

с участием представителя ответчика Наумовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по заявлению Багана С.Н. к администрации муниципального образования «Город Новодвинск» об оспаривании решений об отказе выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте,

                                            УСТАНОВИЛ:

Баган С.Н. обратился в суд с заявлением к администрации МО «Город Новодвинск» об оспаривании решений об отказе выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте. В обоснование заявления указал, что в целях строительства индивидуального жилого дома ДД.ММ.ГГГГ направил в администрацию МО "<адрес>" заявления о предоставлении в аренду земельных участков, площадью 1000 кв.м. каждый, расположенных в кадастровом квартале №, находящихся ориентировочно: в 44 метрах с северной стороны, от границ земельного участка, имеющего кадастровый номер №; находящегося ориентировочно в 44 м. с северной стороны от границ земельного участка, имеющего кадастровый номер №; граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №; граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №; граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении его заявлений, в связи с тем, что на запрашиваемых им земельных участках отсутствует инженерная и транспортная инфраструктура, что является недопустимым при предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Считает, что отказ в предоставлении муниципальной услуги в связи с отсутствием инженерной и транспортной инфраструктуры в районе испрашиваемых им земельных участков не основано на законе, так как администрацией МО «<адрес>» осуществляется предоставление в таком районе земельных участков иным лицам. В связи с чем, просит признать поданные им заявления обоснованными, принять решение, обязывающее администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда, выдать схемы расположения земельных участков площадью 1000 м2 каждый, расположенных в кадастровом квартале №, находящихся ориентировочно: в 44 метрах с северной стороны, от границ земельного участка, имеющего кадастровый номер №; находящегося ориентировочно в 44 м. с северной стороны от границ земельного участка, имеющего кадастровый номер № граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №;, граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №; граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №.

Заявитель в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель администрации МО «Город Новодвинск» Наумова Т.В., не согласна с заявленными требованиями, считает отказ заявителю в предоставлении испрашиваемых участков законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.

Суд, заслушав представителя администрации МО «Город Новодвинск», исследовав письменные материалы дела, показания свидетеля ФИО4 и, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 254 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено по материалам дела, Баган С.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО «Город Новодвинск» с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на три года, для индивидуального жилищного строительства земельных участков площадью 1000 кв.м каждый, расположенных в кадастровом квартале №, находящихся ориентировочно: в 44 метрах с северной стороны, от границ земельного участка, имеющего кадастровый номер №; находящегося ориентировочно в 44 м. с северной стороны от границ земельного участка, имеющего кадастровый номер №; граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №; граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №; граничащий с северной стороны с границей земельного участка, имеющего кадастровый номер №

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ за № 02/0734, 02/0727, 02/0731, 02/0729, 02/0730, 02/0737 Отдел архитектуры и градостроительства администрации МО «Город Новодвинск», руководствуясь подпунктом «в» пункта 31, подраздела 2.9 «Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выбору земельного участка», отказал истцу в предоставлении муниципальной услуги по выбору испрашиваемых им земельных участков для строительства индивидуального жилого дома, в связи с отсутствием инженерной и транспортной инфраструктуры.

Указанные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются пояснениями представителя ответчика и показаниями свидетеля ФИО4

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст.ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).

В соответствии с п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п.5 ст.31 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.

Согласно положениям ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п.1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п.2).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п.5).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п.6).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.8).

Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

На территории МО «Город Новодвинск» порядок организации предоставления и предоставление муниципальных услуг определен в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по выбору земельного участка для строительства и предварительному согласованию места размещения объекта капитального строительства на территории муниципального образования «Город Новодвинск», утвержденного постановлением администрации МО «Город Новодвинск» от 24.01.2012 № 36-па.

Указанным Регламентом установлены требования к порядку информирования о предоставлении муниципальной услуги (подр. 1.3 разд. 1), определен орган, предоставляющий муниципальную услугу - отдел архитектуры и градостроительства администрации МО "Город Новодвинск" (п. 13), результат предоставления муниципальной услуги - выбор земельного участка для строительства, предварительное согласование места размещения объекта капитального строительства (п. 15), общий срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней, следующих за днем регистрации запроса о предоставлении муниципальной услуги (п. 16), перечень документов, подлежащих представлению заявителем и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, срок и порядок регистрации запроса о предоставлении муниципальной услуги (подр. 2.6, 2.7, 2.9 и 2.10 разд. 2), а также иные сведения, относящиеся к стандарту предоставляемой услуги.

Пунктами 57, 58, 59, и 60 подр. 3.3 раздела 3 Регламента определен порядок отказа в предоставлении муниципальной услуги и передачи запроса о предоставлении муниципальной услуги по подведомственности в другой орган или организацию, в случае, если в ходе рассмотрения запроса о предоставлении муниципальной услуги будет установлено, что исполнение запроса о предоставлении муниципальной услуги не относится к компетенции органа, предоставляющего муниципальную услугу.

В соответствии с п. 61 подр. 3.3 разд. 3 Регламента уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, уведомление о передаче запроса по подведомственности, составленные в письменной форме, подписываются руководителем или заместителем руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, по представлению исполнителя.

Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, подп. «в» п. 31 подр. 2.9 разд. 2 «Административного регламента» основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выбору земельного участка для строительства и предварительному согласованию места размещения объекта капитального строительства на территории МО "Город Новодвинск" является наличие обстоятельств, препятствующих использованию земельного участка для целей строительства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.

Как установлено в судебном заседании, спорные земельные участки, на которые претендует заявитель, входят в состав земель общего пользования МО «Город Новодвинск», государственная собственность на которые не разграничена.

Довод заявителя о том, что администрация незаконно отказала в предоставлении муниципальной услуги в связи с отсутствием в зоне данных участков инженерной и транспортной инфраструктуры, суд считает несостоятельным.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ).

Как следует из представленных суду заявлений, Баган С.Н. разрешенным использованием испрашиваемых им земельных участков просил определить строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с действующим жилищным законодательством жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Как достоверно установлено при разбирательстве дела, испрашиваемые заявителем земельные участки расположены в незастроенной территории МО «Город Новодвинск», на которой отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения и объекты транспортной инфраструктуры.

В связи с чем, отказ администрации МО «Город Новодвинск», вынесенный 30.09.2013, в предоставлении Багану С.Н. муниципальной услуги по выбору земельных участков для строительства индивидуального жилого дома суд находит законным и обоснованным, как соответствующий требованиям ст. 31 ЗК РФ, ст. 15 ЖК РФ и п.п. 13 и 31 «Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выбору земельного участка».

Более того, заявитель каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение его законных прав и интересов данным отказом, суду не представил. В связи с чем, оснований для удовлетворения его требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Багану С.Н. к администрации муниципального образования «Город Новодвинск» об оспаривании решений об отказе выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте, - отказать.

На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.

Председательствующий                                                               М.И.Шилова

       Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2013 года