ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1349/2015 от 19.01.2016 Кировского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Новопавловск 19 января 2016 года

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: судьи Гавриленко О.В., при секретаре ФИО2, с участием представителя заявителя администрации муниципального образования <адрес>ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Из заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, принят на учет как бесхозяйный следующий объект недвижимого имущества: «<данные изъяты>». Фактически объектом недвижимого имущества владеет администрация муниципального образования <адрес>. Объект недвижимого имущества был принят на учет как бесхозяйный объект Кировским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>. Данный объект недвижимости был построен хозяйственным способом в ДД.ММ.ГГГГ году бывшим колхозом «<данные изъяты>» <адрес> ко дню празднования сорокалетия Победы в ВОВ. В ДД.ММ.ГГГГ при реорганизации ОАО «Марьинское», которое было правопреемником колхоза им. «<данные изъяты>», данный объект недвижимости не был передан с баланса колхоза на баланс администрации МО <адрес> по Акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ОАО «Марьинское» ликвидировано, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МИФНС по <адрес>. В течение <данные изъяты> с момента постановки объектов на учет как бесхозяйных, права на данные объекты не заявлены. Спор о правах отсутствует. Заявитель просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: «<данные изъяты>», с кадастровым номером площадью застройки <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью .м. предназначенном для эксплуатации мемориального комплекса, находящемся по адресу: <адрес>.

Заявитель – глава администрации муниципального образования <адрес>ФИО4 в судебное заседание не явился, поручив представление интересов администрации в суде - ФИО3

Представитель заинтересованного лица, государственный регистратор Кировского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. В своем письменном отзыве просила рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, не возражая в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица, начальник <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия ФИО6, в судебное заседание не явилась. В своем письменном отзыве просила рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, указав, что «<данные изъяты>», расположенный в <адрес> не состоит на государственном учете и охране, как объект культурного наследия регионального или федерального значения, в том числе, не является выявленным объектом культурного наследия. Указанный объект является памятником воинской славы. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, участниках, ветеранах Великой Отечественной войны, а также о погибших при защите Отечества, подлежат обязательному сохранению. Ответственность за их ремонт и надлежащее техническое содержание возложена на органы местного самоуправления. Управление считает, что передача указанного объекта в муниципальную собственность не противоречит требованиям законодательства и не возражает против признания права собственности администрации МО <адрес> на указанный объект.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Суд, ознакомившись с заявлением, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности требований и необходимости их удовлетворения.

В связи с решением Арбитражного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «Марьинское» в соответствии со ст. 129, 132 «О несостоятельности (банкротстве» от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ и на основании решения собрания кредиторов (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ составлен акт безвозмездного приема-передачи имущества должника.

Решением совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве» от ДД.ММ.ГГГГ г. ФЗ и на основании ст. 129, 139, 148 ФЗ, а также письма арбитражного (конкурсного) управляющего ОАО «Марьинское» от ДД.ММ.ГГГГ, принято в муниципальную собственность администрации <адрес> имущество ОАО «Марьинское», признанного решением Арбитражного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельным (банкротом). Ходатайствовать перед собранием кредиторов ОАО «Марьинское» и Арбитражным судом <адрес> о безвозмездной передаче указанного имущества. Поручить главе администрации <адрес>ФИО4 решить вопрос о переоценке стоимости передаваемого имущества.

В соответствии с данными выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>, Открытое акционерное общество «Марьинское» <данные изъяты> ликвидировано по решению суда.

Согласно данным отчета «Об определении рыночной стоимости мемориала, расположенного на территории МО <адрес>» составляет <данные изъяты> рублей.

Из кадастрового паспорта земельного участка выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> усматривается, что данный земельный участок имеет: кадастровый ; местоположение: <адрес>; категория земель – земли <данные изъяты>; разрешенное использование: для эксплуатации мемориального комплекса; площадь <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с Решением совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении в муниципальную собственность «<данные изъяты>», расположенного в <адрес>, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации с от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования <адрес>, на основании решения коллегии министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении памятников мемориальных комплексов, увековечивающих память погибших в годы Велико Отечественной войны», Совет депутатов муниципального образования <адрес> решил поручить администрации муниципального образования <адрес>, оформить в муниципальную собственность «<данные изъяты>», расположенный в <адрес>.

Согласно письма территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по результатам рассмотрения запроса главы администрации МО <адрес>, поступившего в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, сообщает, что запрашиваемая информация об объекте мемориал павших в годы Гражданской и Великой Отечественной войны, адрес (местоположение): <адрес>, не может быть предоставлена в связи с отсутствием сведений об указанном объекте в реестре федерального имущества.

Из письма министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимого имущества - <данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества <адрес> не значится.

В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества Кировского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского муниципального района <адрес>, «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, в Реестре муниципального имущества Кировского муниципального района <адрес> не значится.

Согласно данным письма государственного унитарного предприятия <адрес> «Бюро кадастровых инженеров <адрес>», сведениями о зарегистрированном праве на «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, не располагает.

В соответствии с данными выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок сим внесены записи о принятии на учет следующего бесхозяйного объекта недвижимого имущества: кадастровый , адрес: <адрес>, наименование «<данные изъяты>», площадь застройки <данные изъяты> кв.м., назначение: номер записи <данные изъяты>, дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что спора о праве на указанное наследственное имущество не имеется. Объект недвижимого имущества был принят на учет как бесхозяйный объект Кировским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>. В течение года с момента постановки объектов на учет как бесхозяйных права на данные объекты не заявлены.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 Приложения к постановлению Верховного совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты культуры могут относиться к объектам, относящимся к муниципальной собственности.

Статьями 9.2, 18, 48, 51, 63 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» также предусмотрено, что органы местного самоуправления обладают полномочиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и за ними может быть признано право собственности на них в судебном порядке с последующей регистрацией права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суд считает, что передача объектов культурного наследия в собственность администрации муниципального образования <адрес> не противоречит требованиям закона.

В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Годичный срок со дня постановки сооружения «<данные изъяты>» на учет, как бесхозяйный объект, истек ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.2 ст.290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

В соответствии с ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, совокупность полученных и исследованных доказательств позволила суду прийти к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения с признанием за администрацией муниципального образования <адрес> право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – «<данные изъяты><данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью застройки <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находящегося на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>.м. для эксплуатации мемориального комплекса.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно статье 17 ФЗ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации имущества.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 225 ГК РФ, ст.ст. 290 - 293 ГПК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление администрации муниципального образования <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, удовлетворить.

Признать за администрацией муниципального образования <адрес> право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – «<данные изъяты>», с кадастровым , площадью застройки <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и находящегося на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым , площадью .м., разрешенное использование для эксплуатации мемориального комплекса по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

Судья О.В. Гавриленко