ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-134/20 от 02.03.2020 Троицкого районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-134/2020

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Троицк Челябинская область 2 марта 2020 год

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Тюменцевой В.В.., с участием прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Клястицкий детский сад «Казачок» о возложении обязанностей в сфере охраны окружающей среды,

установил:

Прокурор обратился с иском в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и указал следующее.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, об образовании в деятельности МБОУ «Клястицкий детский сад «Казачок» ( далее по тексту образовательное учреждение), в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности в учреждении образуются следующие виды отходов: лампы люминесцентные, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности.

При использовании указанных отходов необходим паспорт образования отходов.

Однако указанный паспорт не разработан, не утвержден.

Нарушение установленных требований в области охраны окружающей среды создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, поскольку влияет на законность размещения отходов производства и потребления, образующиеся в результате хозяйственной деятельности учреждения при эксплуатации здания.

На основании изложенного прокурор просит возложить обязанность на МБОУ «Клястицкий детский сад «Казачок» получить паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала. Доводы привела, указанные в иске.

Представитель ответчика - МБОУ «Клястицкий детский сад «Казачок» в судебном заседании не участвовал, извещен судебной повесткой, в заявлении просили дело рассмотреть без их участия, возражений против иска не представили.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле по инициативе суда – Администрации Троицкого муниципального района в судебном заседании участвовали, против иска не возражали.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства-участники Конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяет отходы производства и потребления (далее - отходы) как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, паспорт отходов I - IV классов опасности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности". Федеральный классификационной каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 распределяет отходы по классам опасности.

Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется лицами в процессе деятельности которых образуются отходы, на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, в соответствующей форме

Копия паспорта а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Данный паспорт является основанием для проведения контрольных мероприятий со стороны указанного органа.

Несоблюдение требований природоохранного законодательства является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.

Однако судом установлено, ответчиком не оспорено, что при осуществлении уставной деятельности образовательного учреждения в рамках оказания образовательных услуг образуются отходы производства и потребления, в частности: лампы люминесцентные, утратившие потребительские свойства - I класс опасности 4 71 101 01 52 1, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности 7 33 100 01 72 4, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - ФККО 7 37 100 01 72 5 и отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 4 05 122 02 60 5- V класс опасности

При этом доказательств разработки и утверждения паспорта отходов в рамках требований установленных постановлением № 712 не представлено.

Осуществление деятельности с нарушением законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности нарушает права граждан на проживание и пребывание в экологически безопасных условиях.

Не исполнение требований законодательства является основанием для удовлетворения иска прокурора о возложении обязанности исполнить обязательства в натуре.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Суд считает возможным установить срок до 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу, как о том заявлено в иске.

Суд считает данный срок обоснованным, поскольку исполнение судебного решения не требует значительных финансовых затрат, изменений бюджетного финансирования, не требуют значительного времени.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Образовательное учреждение, как юридическое лицо в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ не освобождена от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,56,198 ГПК РФ,

решил:

Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клястицкий детский сад «Казачок» разработать, утвердить и направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности паспортов на отходы I-IV класса опасности в течении шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Клястицкий детский сад «Казачок» госпошлину в местный бюджет 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд Челябинской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Судья: Е.В. Черетских