ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-134/20 от 09.06.2020 Красногорского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-134/2020

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2020 года Красногорский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Коноваленко Л.В.,

при секретаре Бизяевой М.С.,

с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к Администрации Красногорского района Алтайского края о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок без проведения торгов,

У С Т А Н О В И Л

Истец обратился в суд к ответчику с исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации Красногорского района Алтайского края по отказу в передаче истцу земельного участка в собственность, возложить на ответчика обязанность по передаче в собственность истца земельного участка, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: в 13 км., по направлению на восток от ориентира <адрес>, кадастровый , без проведения торгов путем подготовки проекта договора купли- продажи земельного участка по цене, не превышающей кадастровую стоимость.

В обоснование заявленных требований указал, что 14.11.2011г. между истцом и Администрацией Красногорского района был заключен договор аренды земельного участка, с кадастровым номером , который используется им в рамках разрешенного использования. На основании ст. 10 п.4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ст. 39.3 п.2 Земельного кодекса РФ истец просил предоставить ему в собственность данный земельный участок. В таком праве ему было отказано, со ссылкой на преамбулу Закона Алтайского края от 14.03.2003 № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон АК № 8-ЗС), в соответствии с которой установлен мораторий на предоставление в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения до 2052г.

Истец считает отказ не законным и полагает, что вопрос предоставления в собственность ему земельного участка должен решаться в соответствии нормами Земельного кодекса РФ, поскольку к возникшим правоотношениям не может применяться ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. № 101-ФЗ и Закон Алтайского края от 14.03.2003г. № 8-ЗС « О регулировании отдельных правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения».

В преамбуле Закона АК № 8-ЗС указано, что его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется земельным кодексом РФ.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) ст. 39.3. предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

В соответствии с абз 3 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Руководствуясь указанными разъяснениями Верховного суда РФ, суд рассмотрел настоящее гражданское дело по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.

При рассмотрении дела истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивал по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика – Администрации Красногорского района в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 23.12.2019г., просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В письменном отзыве на исковое заявление указала, на то, что в соответствии со ст.1 Закона Алтайского края от 14.03.2003г. № 8-ЗС « О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится с 01 января 2052 года. Законом Алтайского края от 04.03.2015г. № 16-ЗС « О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» внесены изменения в Закон Алтайского края № 8-ЗС, преамбула указанного Закона дополнена абзацем 2, в соответствии с которым действие указанного закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых, среди прочих, предусматривается ведение личного подсобного хозяйства. Действие Закона Алтайского края № 8-ЗС, в редакции Закона Алтайского края № 16-ЗС распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 марта 2015г., тогда как правоотношения с ФИО1 возникли в момент заключения договора аренды, а именно 14.11.2011г.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска ввиду нижеследующего.

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иной формах собственности.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

На основании Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Земельного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно абзацу 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ,

В п. 2 ст. 15 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ч.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с ч.2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу п. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа:

-земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

В соответствии с ч.1, 3 ст. 39.4. Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельного участка цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

В силу ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 14.11.2011г., заключенного Администрацией Красногорского района Алтайского края и ФИО1 в соответствии с Постановлением Администрации Красногорского района от 31.05.2011г. ФИО1 передан в пользование на условиях аренды из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок:

- площадью 100000 кв.м., находящийся в 13 км. на восток от <адрес>, кадастровый . Участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства ( сенокошение). Согласно п.1.4 договора аренды указанное в настоящем пункте описание цели использования участка является окончательным и именуется в дальнейшем «разрешенное использование».

Договор аренды земельного участка заключен сроком на 10 лет., как следует из выписки из ЕГРН обременение в виде аренды в пользу ФИО1 зарегистрировано на период с 31.05.2011г. по 31.05.2021г.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 15.10.2011г. разрешенным использованием спорного земельного участка является ведение личного подсобного хозяйства ( сенокошение).

Вместе с тем, как следует из Выписки из ЕГРН от 18.05.2020г. разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером является «скотоводство».

15.04.2020г. ФИО1 обратился к главе Администрации Красногорского района Алтайского края с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка без проведения торгов на основании п.4 ст. 10 ФЗ № 101 и пп.9.п2 ст. 39.3 ЗК РФ, в чем ему было отказано по тому основанию, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2002г. № 101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с момента, установленного законом субъекта РФ. Поскольку изменения в региональное земельное законодательство, позволяющие приобрести спорный земельный участок в собственность без проведения торгов, вступили в силу с 01.03.2015г., а договор аренды земельного участка с истцом заключен ранее, то на истца действие Закона Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», позволяющего гражданам приобретать в собственность арендованные земельные участки без проведения торгов, не распространяется.

22.04.2020г. ФИО1 был письменно уведомлен Главой района ФИО3 об отказе в передаче ему в собственность арендованного земельного участка. Указанное решение Администрации Красногорского района принято в соответствии требования закона, поскольку земельный участок, предоставленный истцу на праве аренды, отнесен к землям сельхозназначения для целей скотоводства, что следует из выписки из ЕГРН, а не для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ч.6,7 ст. 27 ЗК РФ Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие настоящего Федерального закона действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, из сферы действия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» исключены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование которых предусматривает ведение личного подсобного хозяйства. Земельные участки с разрешенным использованием «скотоводство» из сферы действия указанного закона не исключены.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края 14.03.2003 №8-ЗС «О регулировании отдельных правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится с 1 января 2052 года.

Законом Алтайского края от 04.03.2015 №16-ЗС внесены изменения преамбулу Закона Алтайского края от 14.03.2003 №8-ЗС «О регулировании отдельных правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся конкретизации распространения сферы действия данного закона.

Из Преамбулы Закона Алтайского края от 14.03.2003 №8-ЗС следует, что действие настоящего Закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Поскольку спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не относится к земельным участкам, перечисленных в Преамбуле, несмотря на то, что изначально предоставлялся для ведения личного подсобного хозяйства, вопросы предоставления его в собственность не могут регламентироваться Земельным кодексом Российской Федерации, а регулируются Законом Алтайского края от 14.03.2003 №8-ЗС «О регулировании отдельных правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», которым установлен мораторий на предоставление в собственность граждан земельных участков земель сельскохозяйственного назначения до 01.01.2052г.

Таким образом, основания для предоставления в собственность истца арендуемого им земельного участка без проведения торгов по цене, не превышающей его кадастровую стоимость отсутствуют, следовательно, отсутствуют и основания для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Красногорский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.В. Коноваленко

.

.

.

.

.