Дело № 2-134/2020
УИД 66RS0036-01-2020-000020-37
Решение в окончательной форме принято 28 мая 2020 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Мальцевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой Л.В.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области об установлении тождества наименований организаций, о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить страховую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Кушвинский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области об установлении тождества наименований организаций, о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить страховую пенсию по старости в соответствии с под. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15.07.2019 года.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с под. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которого досрочная страховая пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста. С ДД.ММ.ГГГГ она работает в больнице, соответственно ее стаж работы в больнице составляет более 30 лет. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа. В соответствии с обжалуемым решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии ей зачтено 27 лет 01 месяц 28 дней. При этом в специальный стаж не были включены периоды ее работы в должности фльдшера – лаборанта клинической лаборатории муниципального предприятия «Верхнетуринская городская больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 27 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 05 месяцев 02 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 10 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 25 дней), а всего 03 года 04 дня. Данные периоды не были включены в льготный стаж в связи с тем, что действовавшее на тот период законодательство Закон «О государственных пенсиях в РСФСР», постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 предусматривали включение в стаж периодов работы в учреждениях здравоохранения всех форм собственности, поэтому, лечебная деятельность в организации здравоохранения, образованной в форме муниципального предприятия не может быть включена в специальный стаж. С данным решением она не согласна. Согласно сведениям, указанным в уточняющей справке ГБУЗ «Центральная городская больница города Верхняя Тура» от ДД.ММ.ГГГГ, в 1992 году Верхнетуринская медсанчасть была переименована в Муниципальное предприятие «Верхнетуринская городская больница», которое действовало на основании Устава как самостоятельное юридическое лицо на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица № серии VIII-КИ. В 1997 году Муниципальное предприятие преобразовано в муниципальное учреждение «Центральная городская больница в г. В. Тура». При этом больница г. Верхняя Тура и в форме учреждения здравоохранения и форме муниципального предприятия выполняла одни и те же функции - оказание квалифицированной медицинской помощи. Основным видом деятельности больницы являлась деятельность по охране здоровья населения. Финансирование больницы и в спорные периоды (в качестве муниципального предприятия) и после преобразования в муниципальное учреждение осуществлялось за счет городского бюджета, имущество являлось муниципальной собственностью. Кроме того, в спорные периоды ее трудовая функция не изменялась, она работала фельдшером – лаборантом.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить, дополнив, что согласна с тем, что право на назначении досрочной страховой пенсии с учетом изменений в законодательстве у нее возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с под. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста. Начальником Управления было вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, так как не выполнено одно из обязательных условий в соответствии с под. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ 30 лет. При оценке представленных документов в страховой стаж на соответствующих видах работ зачтено 27 лет 01 месяц 28 дней. Не зачтено 05 лет 03 месяца 10 дней, в том числе периоды, оспариваемые истцом: в должности фльдшера – лаборанта клинической лаборатории муниципального предприятия «Верхнетуринская городская больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 27 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 05 месяцев 02 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 10 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 25 дней), а всего 03 года 04 дня, поскольку, лечебная деятельность в организации здравоохранения образованной в форме муниципального предприятия не может быть включена в специальный стаж. При этом, при включении в страховой стаж ФИО1 спорных периодов работы, ее общий страховой стаж будет составлять более 30 лет, наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов достаточное количество, что будет достаточным для назначения ей досрочной страховой пенсии. Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе, на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Таким образом, учитывая, что стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в размере 30 лет приобретен ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, и с учетом вышеприведенных положений закона (ДД.ММ.ГГГГ + 6 мес.=ДД.ММ.ГГГГ), досрочная страховая пенсия могла быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Представители третьих лиц Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Центральная городская больница город Верхняя Тура», Администрации Кушвинского городского округа, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не уведомили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Так частью 2 ст. 39 закреплено важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, т.е. федеральный законодатель определяет порядок исчисления страховых пенсий.
В настоящее время основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с под. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В 2019 году необходимо наличие не менее 16,2 индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» список соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» которое вступило в действие с 12.11.2002 г. утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением № 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из вышеизложенного следует, что закон связывает возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии для медицинских работников с наличием одновременно нескольких условий: осуществление лечебной деятельности в определенный период времени, в зависимости от местности, другое условие - выполнением этой работы в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. При отсутствии одного из условий трудовая пенсия по основаниям п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочно назначена быть не может. Периоды осуществления лечебной деятельности в муниципальных предприятиях в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не включаются. Таким образом, Закон № 400-ФЗ и изданные в соответствии этим нормативно правовые акты содержат исчерпывающий перечень наименований учреждений здравоохранения, с учетом которых назначаются соответствующие страховые пенсии по старости, что исключает возможность его расширенного толкования.
Так, соответствующими Списками профессий и должностей предусмотрена возможность зачета в стаж на соответствующих видах работ периоды именно в тех учреждениях и должностях наименования, которых предусмотрены «Списком должностей и учреждений», исходя из характера работы, интенсивности труда и других условий, в связи с чем, и право на досрочное пенсионное обеспечение может быть предоставлено работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения именно в предусмотренных «Списке должностей и учреждений» учреждении здравоохранения. Список должностей и учреждений составлен по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей с учетом, которого назначаются соответствующие трудовые пенсии по старости, что исключает возможность его расширенного толкования Управлением и судом. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование истца о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что в спорные периоды времени ФИО1 работала в должности фельдшера – лаборанта клинической лаборатории (л.д. 14-17), работала постоянно, полный рабочий день, рабочую неделю, простоев не было (л.д. 35). Согласно должностной инструкции фельдшера – лаборанта ФИО1 в спорные период времени выполняла одни и те же функции – осуществление лечебной деятельности по охране здоровья населения, что ответчиком не оспаривается
Согласно уточняющей справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ СО «Центральная городская больница город Верхняя Тура» Верхнетуринская медсанчасть в 1992 году переименована в МП «Верхнетуринская городская больница» и действовала на основании Устава № от ДД.ММ.ГГГГ как самостоятельное юридическое лицо на основании свидетельства о государственной регистрации № серии VIII-КИ.
С 1997 года больница переименована в МУ «Центральная городская больница г. В. Тура» постановлением Главы администрации г. В. Тура № от ДД.ММ.ГГГГ, действует на основании Устава, как самостоятельное юридическое лицо на основании свидетельства о государственной регистрации № серии I-ВТ. С 2006 года переименована в Муниципальное учреждение «Центральная городская больница городского округа Верхняя Тура» постановлением Главы городского округа Верхняя Тура № от ДД.ММ.ГГГГ действует на основании устава, как самостоятельное юридическое лицо на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ серии 66 №. С ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение «Центральная городская больница городского округа Верхняя Тура» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Центральная городская больница город Верхняя Тура», действует согласно Устава, как самостоятельное юридическое лицо на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ серии 66 № (л.д. 18).
Из Устава Муниципального предприятия «Верхнетуринская городская больница» от 1992 года (л.д. 43-47) и Устава муниципального учреждения «Центральная городская больница от 1997 года следует, что оба устава тождественны между собой, каких-либо различий по предмету и целям деятельности данные учреждения не имеют.
Записи трудовой книжки в полном объеме подтверждают тот факт, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год осуществляла непрерывно свою трудовую деятельность в одном и том же медицинском учреждении, которое изменяло лишь свое официальное название.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что наименование организации Муниципальное предприятие «Верхнетуринская городская больница» тождественно наименованию Муниципальное учреждение «Центральная городская больница г. Верхняя Тура».
В соответствии со ст. 12,13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, к государственной системе здравоохранения относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации и иные предприятия, учреждения и организации. К муниципальной системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами и другими нормативными актами. Таким образом, закон устанавливает, что само по себе установление – работа в медицинских учреждениях не может ограничивать право граждан, отработавших в различных по наименованию учреждениях, организациях, предприятиях при прочих равных условиях, на пенсионное обеспечение. Иное противоречило бы конституционным принципам равенства граждан в сфере пенсионного обеспечения, гарантирующим защиту от введения всякого рода различных в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории работников.
С учетом изложенного оспариваемые истцом периоды трудовой деятельности в размере 03 года 04 месяца подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Учитывая, что при включении спорных периодов в страховой стаж ФИО1 ее страховой стаж будет составлять более 30 лет, требование истца о вменении истцу обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости обоснованно и подлежит удовлетворению. Как пояснила представитель истца, наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов у ФИО1 достаточное количество (требуется 16,2).
Вместе с тем, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях » (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста пенсия назначается с применением положений части 1.1 настоящей статьи, в соответствии с которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону – при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. При этом, в примечании указано, что лицам, указанным в п.19-21 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях », которые приобретут соответствующий стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложением 6 и 7.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в размере 30 лет приобретен ФИО1 12.05.201912, с учетом вышеприведенных положений закона, досрочная страховая пенсия может быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 мес.=ДД.ММ.ГГГГ).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области об установлении тождества наименований организаций, о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить страховую пенсию - удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности фльдшера – лаборанта клинической лаборатории муниципального предприятия «Верхнетуринская городская больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 27 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 05 месяцев 02 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 10 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 25 дней), а всего 03 года 04 дня.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области назначить ФИО1 трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13.11.2019 года.
На решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.
Решение изготовлено с использованием компьютера.
Судья: В.В. Мальцева