ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-134/20 от 30.01.2020 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело № 2-134/2020

УИД 63RS0044-01-2019-004399-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2020 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

председательствующего судьи Галиуллиной Л.Г.,

при секретаре Лысенковой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/2020 по иску ООО "Образцовое содержание жилья" к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг

и по встречному иску ФИО2 к ООО "Образцовое содержание жилья" об обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Образцовое содержание жилья" обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг, с учетом уточнения исковых требований указав что, ответчик является собственником нежилого помещения площадью 1 669,9 кв.м., расположенного в многоквартирном <адрес> в <адрес>. ООО "Образцовое содержание жилья" осуществляет управление указанным многоквартирным домом на основании договора управления от 28.10.2013г., заключенного с ТСЖ «Агибалова-68». ФИО1 в период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. не производит плату коммунальных услуг, в связи с чем, у него образовалась задолженность в размере 696 264 руб. 09 коп., сумма пени составляет 43 051 руб. 90 коп.

Просит взыскать с ответчика сумму задолженности по оплате коммунальных услуг период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. в размере 696 264 руб. 09 коп., пени в размере 43 051 руб. 90 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 517 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.

Ответчик ФИО2 обратился в суд с встречным иском к ООО "Образцовое содержание жилья" об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей, указав, что в соответствии с пунктом 4.3. договора управления многоквартирным домом от 28.10.2013г. по окончании календарного года управляющая компания на основании отчета за прошедший год производит перерасчет платежей исходя из фактических затрат. Излишне начисленные платежи за предыдущий год засчитываются собственникам в счет погашения текущей задолженности по коммунальным платежам. Согласно размещенным на официальном сайте отчетам управляющей компании за 2017г. к возврату с 1 кв.м. за год подлежит 67,0 руб., за 2018г. к возврату за 1 кв.м. подлежит 46,53 руб. Таким образом, к возврату ФИО2 подлежит за 2017 и 2018г. сумма в размере 189 583 руб. 75 коп. (за 2017г. – 111 883 руб. 30 коп., за 2018г. – 77700 руб. 45 коп.). Перерасчет управляющей компанией за указанные периоды не производился, в счет оплаты текущих коммунальных платежей ФИО2 указанные суммы не были включены.

В нарушение действующего законодательства, согласно представленной в материалы дела расшифровке технического обслуживания с 01.01.2019г. истцом незаконно включены в техническое обслуживание ряд услуг: ведение ГИС ЖКХ, ведение спец. счета ТСЖ, предоставление отчетности, предоставление сведений в УСПиЗН для начисления субсидий и льгот, и предоставление сведений в органы надзора по запросам. За указанные услуги начисляется 1,5 руб. с одного квадратного метра. Вместе с тем расшифровка технического обслуживания, являющаяся приложением к договору управления МКД от 28.10.2013г. вышеперечисленные услуги не содержит. Указанные услуги в нарушение норм жилищного законодательства, не были утверждены общим собранием собственников жилья и не могут быть включены в техническое обслуживание. В связи с изложенным начисление в спорный период суммы в размере 32 563 руб. 05 коп. является незаконным.

Требование истца о взыскании оплаты услуги «содержание ТСЖ» является незаконным, поскольку решением общего собрания собственников МКД от 30.09.2013г., на основании которого был заключен договор управления МКД, установлено, что оплата услуг «установление вознаграждения председателю ТСЖ и членам Правления ТСЖ» составляет 0 руб. Вопрос об установлении вознаграждения председателя ТСЖ должен решаться общим собранием собственников помещений, однако такое собрание не проводилось, представленный истцом в материалы дела протокол общего собрания от октября 2017г. отсутствует в ГЖИ, что подтверждает отсутствие собрания в 2017г. В судебном заседании истцом заявлено, что управляющей компанией производится перечисление суммы 11500 руб. без учета налогов и пенсионных отчислений на оплату услуг председателя ТСЖ, что относится к услуге «содержание ТСЖ». Однако, услуга «содержание ТСЖ» не может являться заработной платой председателя. Кроме того, при расчете размера платы за содержание ТСЖ, сопоставляя сумму затрат на оплату услуг председателя в размере 11500 руб. и установленный размер платы, равный 1,45 руб. с квадратного метра, можно сделать вывод, что расчет произведен исходя из площади жилых помещений. В связи с изложенным взимание платы за услугу «содержание ТСЖ» с собственника нежилого помещения неправомерно, стоимость услуг за содержание ТСЖ, начисленная истцом за спорный период в размере 33 214 руб. 35 коп. подлежит исключению из заявленной ко взысканию суммы

Просит суд: 1) обязать ООО "Образцовое содержание жилья" произвести перерасчет за 2017-2018г.г. на общую сумму 189 583 и зачесть указанную сумму в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. 2) признать незаконным включение в перечень технического обслуживания за 2019г. и начисление коммунальных платежей по услугам: ведение ГИС ЖКХ, ведение спец. счета ТСЖ, предоставление отчетности, предоставление сведений в УСПиЗН для начисления субсидий и льгот, предоставление сведений в органы надзора по запросам в общем размере 1,50 руб. с 1 кв.м. Обязать ООО "Образцовое содержание жилья" произвести перерасчет на сумму незаконно включенных услуг в размере 32 563 руб. 05 коп. и зачесть данную сумму в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. 3) признать незаконным начисление платежей по статье «содержание ТСЖ» по тарифу 1,53 руб. с 1 кв.м., а всего на сумму 33 214 руб. 35 коп. за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. Обязать ООО "Образцовое содержание жилья" произвести перерасчет на сумму незаконно начисленных платежей в размере 33 214 руб. 35 коп. и зачесть данную сумму в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, письменных возражениях на отзыв ответчика. Встречные исковые требования не признал, по основаниям, аналогичным изложенным в письменных возражениях. Дополнил, что включение в перечень услуг технического обслуживания услуг по ведению ГИС ЖКХ, ведению спец. счета ТСЖ, предоставлению отчетности, предоставлению сведений в УСПиЗН для начисления субсидий и льгот, предоставлению сведений в органы надзора по запросам осуществлено в рамках условий заключенного договора на управление МКД, в котором предусмотрено право управляющей компании в одностороннем порядке повышать тариф на техническое обслуживание. Протоколом № 1 общего собрания членов ТСЖ «Агибалова-68» от 30.10.2017г. принято решение об установлении размера вознаграждения за содержание ТСЖ в размере 11500 руб. в месяц. Указанная ставка рассчитана без учета выплаты НДФЛ и перечислений взносов на социальное страхование. Поскольку размер взносов на социальное страхование изменился в 2019г., начисление платы за содержание ТСЖ производилось исходя из фактически затраченных сумм на оплату вознаграждения председателю ТСЖ в размере 14 965 руб. 51 коп. в месяц, что составило для всех собственников жилых и нежилых помещений МКД размер, равный 1,53 руб. за 1 кв.м. В соответствии с ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, если расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии, что экономия не повлияла к ненадлежащему качеству оказанных услуг, то указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. На основании протокола № 3 заседания правления ТСЖ «Агибалова-68» от 30.03.2019г. принято решение направить экономию средств по статье «текущий ремонт ОДИ» 2018г. на статью «текущий ремонт ОДИ» в 2019г. Позиция ответчика относительно размера суммы пени и порядка ее исчисления с учетом даты фактического получения счетов на оплату является неправомерной, поскольку управляющая компания размещает все платежные документы в ГИС ЖКХ, ответчик для исполнения своей обязанности по оплате коммунальных платежей, действуя добросовестно и разумно, не лишен был права обратиться к истцу за получением счетов на оплату, либо произвести расчет самостоятельно.

Представитель ответчика ФИО2 – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск. Встречные исковые требования поддержала. Просила суд 1) обязать ООО "Образцовое содержание жилья" произвести перерасчет за 2017-2018г.г. на общую сумму 189 583 и зачесть указанную сумму в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. 2) признать незаконным включение в перечень технического обслуживания за 2019г. и начисление коммунальных платежей по услугам: ведение ГИС ЖКХ, ведение спец. счета ТСЖ, предоставление отчетности, предоставление сведений в УСПиЗН для начисления субсидий и льгот, предоставление сведений в органы надзора по запросам в общем размере 1,50 руб. с 1 кв.м. Обязать ООО "Образцовое содержание жилья" произвести перерасчет на сумму незаконно включенных услуг в размере 32 563 руб. 05 коп. и зачесть данную сумму в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. 3) признать незаконным начисление платежей по статье «содержание ТСЖ» по тарифу 1,53 руб. с 1 кв.м., а всего на сумму 33 214 руб. 35 коп. за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. Обязать ООО "Образцовое содержание жилья" произвести перерасчет на сумму незаконно начисленных платежей в размере 33 214 руб. 35 коп. и зачесть данную сумму в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. В случае удовлетворения иска ООО «ОСЖ» просила снизить размер заявленной ко взысканию неустойки, поскольку он несоразмерен нарушенному обязательству.

Представитель третьего лица ТСЖ «Агибалова-68» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, заявленные ООО «ОСЖ» полностью поддержал, в удовлетворении встречного иска просил отказать в связи с их необоснованностью.

Выслушав представителя истца и третьего лица, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ собственник обязан ежемесячно, не позднее 10 числа следующего за прожитым месяцем, вносить квартирную плату, а также плату за коммунальные услуги по утвержденным в установленном порядке тарифам.

На основании ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).

В судебном заседании на основании выписки из ЕГРН установлено, что ФИО2 является собственником нежилого помещения, площадью 1669,9 кв.м., расположенного в многоквартирном <адрес><адрес> (том 1, л.д. 10-14).

В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в многоквартирном.

Как установлено в судебном заседании на основании договора управления многоквартирным домом от 28.10.2013 года, заключенного между ООО «Образцовое содержание жилья» и ТСЖ «Агибалова-68», услуги по содержанию и ремонту жилого дома, по обеспечению собственников многоквартирного <адрес> оказываются ООО «Образцовое содержание жилья» (том 1, л.д.32-37).

Поскольку ФИО2 является собственником нежилого помещения площадью 1669,9 кв.м. в указанном многоквартирном доме, он обязан нести расходы по его содержанию и участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

На основании представленных договоров по возмездному оказанию услуг установлено, что ООО «ОСЖ» принимало необходимые меры по обслуживанию и содержанию общего имущества многоквартирного дома, доля в котором принадлежит и ответчику.

В соответствии с п.п. 1, 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоответвление, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии со статьёй 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 ЖК РФ).

Представленные истцом письменные доказательства: договоры на оказание услуг, акты сверки расчетов с поставщиками, решение и положение об установлении вознаграждения председателю правления (том 1, л.д. 38-68, 156-173, том 2, л.д. 200-202), подтверждают оплату ООО «ОСЖ» расходов, связанных с обеспечением собственников жилого дома услугами водоснабжения и канализации, отпуском питьевой воды, тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем, по вывозу твердых бытовых отходов и размер тарифов на содержание жилья.

Учитывая понесенные истцом расходы, и применяя утвержденные ставки техобслуживания, размер которых, как указано выше, определен общим собранием собственников многоквартирного дома, ответчику начислялись ежемесячные платежи, размер которых отражен в ежемесячных платежных документах и в акте сверки взаимных расчетов (том 1, л.д. 194), в котором учтены все поступившие от ответчика на счет управляющей компании платежи (том 1, л.д. 109-119, 151-152).

В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Частью 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу требований ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

30.09.2013 года состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на котором были приняты решения: о выборе способа управления многоквартирным домом – товариществом собственников жилья «Агибалова-68» (№ 1,2), о заключении с ООО «Образцовое содержание жилья» договора управления многоквартирным домом, утверждении условий договора управления согласно приложению № 1 к протоколу общего собрания (№ 7) (том 1, л.д. 32-37).

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение об утверждении формы договора управления с ООО «Образцовое содержание жилья», т.е. реализовали предусмотренное законом право на установление порядка оплаты работ и услуг по договору управления многоквартирным домом.

В соответствии с волеизъявлением собственников многоквартирного жилого дома, выраженного в решении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 30.09.2013 года, 28.10.2013г. между ТСЖ «Агибалова-68» и ООО «Образцовое содержание жилья» заключен договор управления многоквартирным домом, согласно условиям которого, управляющая организация по заданию ТСЖ осуществляет обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Условиями договора установлены порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 4 договора).

Согласно пункту 4.6. указанного договора управляющая организация имеет право изменять размер ставки технического обслуживания в одностороннем порядке не ранее 1-го января каждого нового года на величину не более индекса потребительских цен за прошедший год, установленного Госкомстатом РФ.

На момент заключения договора, размер платы за техническое обслуживание был установлен - 16,27 руб. с 1 кв.м в месяц (пункт 4.1.).

Согласно приложению № 3 к договору в перечень услуг по техническому обслуживанию не были включены услуги: ведение ГИС ЖКХ, ведение спец. счета ТСЖ, предоставление отчетности, предоставление сведений в УСПиЗН для начисления субсидий и льгот, и предоставление сведений в органы надзора по запросам. Указанный перечень услуг был включен с 01 января 2019г. (том 1, л.д. 171-173), стоимость дополнительно включенных услуг по техническому обслуживанию составляет 1,5 руб. с одного квадратного метра.

Договор управления многоквартирным домом изменяется в порядке, установленном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено законом или договором. (п. 4 ст. 450 ГК РФ).

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Такой договор может быть изменен и (или) прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а также в случаях, определенных соглашением сторон.

Таким образом, принятие решения об изменении условий договора управления домом отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.Нормы действующего жилищного законодательства, регламентирующие порядок определения платы за содержание жилого помещения (ч. 6 ст. 157, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ), являются императивными. Именно установленный законодателем порядок должен быть прописан в условиях договора управления для собственников помещений, которые не являются профессиональной стороной в отношениях с управляющей организацией. Соблюдение названных процедур направлено на защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также пресечения со стороны управляющей организации возможности в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.

Стороной истца в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих проведение общего собрания собственников помещений в <адрес><адрес><адрес> на котором было принято решение об изменении условий договора управления домом в части установления дополнительных услуг по техническому обслуживанию в виде: ведение ГИС ЖКХ, ведение спец. счета ТСЖ, предоставление отчетности, предоставление сведений в УСПиЗН для начисления субсидий и льгот, и предоставление сведений в органы надзора по запросам.

Включение управляющей компанией платы за указанные дополнительные услуги в одностороннем порядке является незаконным, в связи с чем, предъявленная истцом к взысканию сумма задолженности ФИО2 по оплате коммунальных услуг подлежит уменьшению на сумму в размере 32 563 руб. 05 коп. из расчета: 1,50 руб. (стоимость незаконно включенных услуг) умножить на 1669,9 кв.м. умножить на 13 месяцев (с 01.12.2018г. по 31.12.2019г).

Таким образом, встречные исковые требования о признании незаконным включение в перечень технического обслуживания за 2019г. вышеперечисленных услуг подлежат удовлетворению. Встречные требования в части зачета незаконно начисленной суммы в размере 32 563 руб. 05 коп. в счет задолженности ФИО2 удовлетворению не подлежат, поскольку судом при определении суммы взыскиваемой задолженности указанная сумма исключена.

В остальной части представленный истцом расчет задолженности, суд находит его арифметически верным и определяет к взысканию с ФИО2 задолженность за период с 01.12.2018 года по 31.01.2019 года в размере 663.701 руб. 44 коп.

Доводы стороны ответчика о незаконности начисления платы за услугу «Содержание ТСЖ», включающую в себя вознаграждение председателю ТСЖ, не основаны на законе, в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 145 ЖК РФк компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в частности:.. . 4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;.. . 8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);.. . 11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества. В соответствии с п. 5 части 2 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что 30.10.2019г. на общем собрании членов ТСЖ «Агибалова-68», проведенного в форме очно-заочного голосования, установлен тариф по услуге " вознаграждение за содержание ТСЖ" в размере 1,45 руб. с 1 кв. м. площади жилья (том 1, л.д. 200-202).

Согласно пунктам 7, 8 положения о вознаграждении председателя правления ТСЖ (том 2, л.д. 113-115), утвержденного на внеочередном собрании членов ТСЖ 03.09.2015г. (том 1 л.д. 203-207) сумма вознаграждения, а также уплата необходимых налогов, сборов, связанных с выплатой вознаграждения Председателя осуществляется ТСЖ «Агибалова-68» или другим юридическим лицом, заключившим договор на управление домом, за счет средств Сметы доходов-расходов ТСЖ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что начиная с 2017 года размер платы по услуге "Содержание ТСЖ" устанавливался на основании решений общих собраний, утверждавших бюджет ТСЖ, в том числе размер вознаграждения Председателя ТСЖ и порядок его выплаты с учетом уплаты всех необходимых налогов.

Доказательств признания недействительными упомянутых решений общих собраний ответчиком не представлено.

В материалы дела стороной истца представлены платежные документы, подтверждающие несение расходов на оплату вознаграждения Председателю ТСЖ (том 2 л.д. 63-88).

Установленная для собственника ст. 210 ГК РФ обязанность включает в себя не только несение расходов по поддержанию самого имущества в надлежащем состоянии, но и осуществление иных сопутствующих расходов, обусловленных физической и правовой природой вещи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П и Определении от 16 апреля 2009 года N 495-О-О, правило о несении собственником бремени содержания своего имущества является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.

Развивая это правило, законодатель возложил на собственников недвижимого имущества (в том числе, собственников помещений в многоквартирном доме, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и. т.п.), обязанность по содержанию имущества, находящегося в их общей собственности или в общем пользовании.

Так, из взаимосогласованных положений ст. ст. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=F63A50DAF11ADB7B0D3C465E616CA959FF88FD7A1A1F1A941B89D85A4DAB65B705773B3A0D79E1C8AB184C9AE63AE93DA2EF339ADA1F6F16B6x8E 210, 249 ГК РФ, ст. ст. 7, 30, 44, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что собственники недвижимости обязаны соразмерно своим долям участвовать в издержках по содержанию и сохранению имущества, находящегося в общей собственности или в общем пользовании.

Указанные требования направлены на обеспечение сохранности имущества, находящегося в общей собственности или в общем пользовании, соблюдение баланса интересов собственников и предполагают возможность достижения между ними соглашения о порядке пользования таким имуществом, в том числе, путем проведения собраний по правилам главы 9.1 ГК РФ, что по смыслу разъяснений, содержащихся в п. 103 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", наделяет соответствующую группу лиц (собственников имущества, находящегося в общей собственности или в общем пользовании) признаками гражданско-правового сообщества.

Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме пользуются, в том числе, услугами, связанными с управлением общим имуществом, необходимыми для надлежащего его функционирования.

В силу вышеизложенных норм права являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению встречные исковые требования ФИО2 в части признания незаконным начисление платежей по статье «содержание ТСЖ» на общею сумму 33 214 руб. 35 коп. и перерасчете в форме зачета указанной суммы в счет образовавшейся у ответчика задолженности.

Рассматривая встречное требование ФИО2 о перерасчете суммы коммунальных платежей за 2017-20018г.г. на общую сумму 189 583 руб. 75 коп. и зачете указанной суммы в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г., суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 12 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

В соответствии с пунктом 4.3. договора управления многоквартирным домом от 28.10.2013г. по окончании календарного года управляющая компания на основании отчета за прошедший год производит перерасчет платежей исходя из фактических затрат. Излишне начисленные платежи за предыдущий год засчитываются собственникам в счет погашения текущей задолженности по коммунальным платежам.

Согласно размещенным на официальном сайте отчетам управляющей компании ООО «ОСЖ» за 2017г. к возврату с 1 кв.м. за год подлежит 67,0 руб., за 2018г. к возврату за 1 кв.м. подлежит 46,53 руб.

В судебном заседании представитель истца признал, что перерасчет управляющей компанией за указанные периоды не производился, в счет оплаты текущих коммунальных платежей ФИО2 указанные суммы не были включены.

Таким образом, учитывая, установленный договором управления домом от 28.10.2013г. порядок перерасчета излишне начисленных платежей (пункт 4.3) к возврату ФИО2 подлежит за 2017 и 2018г. сумма в размере 189 583 руб. 75 коп. (за 2017г. – 111 883 руб. 30 коп., за 2018г. – 77700 руб. 45 коп.).

Поскольку оплата коммунальных услуг за периоды 2017г. и по ноябрь 2018г. ФИО2 произведена без учета перерасчета по излишне оплаченным услугам, сумма перерасчета за 2017 и 2018г. подлежит перерасчету и зачету в счет оплаты текущих платежей в 2019г. В данном случае указанная сумма подлежит зачету в счет образовавшейся задолженности за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г.

В силу изложенного, встречные исковые требования ФИО2 о перерасчете суммы коммунальных платежей за 2017-2018г.г. на общую сумму 189 583 руб. 75 коп. и о зачете указанной суммы в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Судом установлен факт несвоевременной оплаты расходов за содержание нежилого помещения и общего имущества, следовательно, требования истца о взыскании с ответчика пени по состоянию на 31.12.2019 года являются обоснованными.

Представленный в материалы дела стороной истца расчет пени (том 1, л.д. 195-197) проверен судом, является арифметически верным.

Вместе с тем, на основании статьи 333 ГК РФ, суд считает правомерным снизить размер пени до 20 000 руб., поскольку действующее гражданское законодательство предусматривает неустойку (пени, штраф) в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их исполнение, а право снижения неустойки (пени, штрафа) предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки (пени, штрафа) в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств, является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки (пени, штрафа), то есть по существу - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В данном случае, снижая размер пени, суд также учитывает уменьшение суммы задолженности ответчика за счет исключения из общей задолженности суммы незаконно начисленной за дополнительные не установленные договором управления услуги по техническому обслуживанию, а также необходимость осуществления перерасчета излишне уплаченных коммунальных услуг в соответствии с п. 4.3 Договора управления домом.

Доводы представителя ФИО2 о том, что пени подлежат начислению с учетом допущенной истцом просрочки направления собственнику счетов на оплату, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку с момента возникновения права собственности на имущество у ФИО2 возникла обязанность по уплате расходов на его содержание. Данная обязанность им не выполнялась, а следовательно, ему достоверно было известно о наличии задолженности. В нарушение принципа добросовестности ответчиком не предприняты меры к самостоятельному получению платежных документов. Несвоевременность направления ответчику квитанций на оплату коммунальных платежей, не является основанием к перерасчету пени, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от уплаты коммунальных услуг за период, когда он пользовался предоставляемыми истцом услугами.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, статьёй 94 ГПК РФ отнесены, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.

В силу статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суду в качестве подтверждения понесенных расходов ООО «ОСЖ» представлен договор возмездного оказания юридических услуг от 01.10.2019 года по взысканию задолженности с ФИО2, заключенный между ООО «ОСЖ» и ИП ФИО4 (том 1, л.д. 198 1) и расходно-кассовый ордер от 01.10.2019г. о получении ИП ФИО4 15.000 рублей по данному договору (том 1, л.д. 199).

Согласно п. 3.1. договора оказания юридических услуг исполнитель вправе поручить разрешение предстоящего дела ФИО3

Из материалов дела следует, что исковое заявление составлено и подано в суд ФИО3, действующим на основании доверенности, выданной ООО «ОСЖ» (том 1, л.д. 8, 72).

Суд считает, что расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб. являются завышенными, с учетом разумности и справедливости определяет к взысканию с ответчика в пользу истца расходы в сумме 10 000 руб.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем взысканию в пользу ООО «ОСЖ» подлежат расходы по уплате государственной пошлины в размере 9517 рублей 60 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО "Образцовое содержание жилья" к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу ООО "Образцовое содержание жилья" задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г. в размере 663 701 руб. 04 коп., пени в размере 20 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 9517 руб. 60 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб., а всего взыскать 703 218 (семьсот три тысячи двести восемнадцать) руб. 64 коп.

В удовлетворении иска ООО "Образцовое содержание жилья" в остальной части отказать.

Встречные исковые требования ФИО2 к ООО "Образцовое содержание жилья" об обязании произвести перерасчет удовлетворить частично.

Обязать ООО "Образцовое содержание жилья" произвести перерасчет за 2017-20018г.г. на общую сумму 189 583 (сто восемьдесят девять тысяч пятьсот восемьдесят три) руб. 75 коп. и зачесть указанную сумму в счет погашения встречных обязательств – задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2018г. по 31.12.2019г.

Признать незаконным включение в перечень технического обслуживания за 2019г. и начисление коммунальных платежей по услугам: ведение ГИС ЖКХ, ведение спец. счета ТСЖ, предоставление отчетности, предоставление сведений в УСПиЗН для начисления субсидий и льгот, предоставление сведений в органы надзора по запросам в размере 1,50 руб. с 1 кв.м.

В удовлетворении встречного иска в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 7 февраля 2020 года.

Председательствующий судья: (подпись) Л.Г. Галиуллина

КОПИЯ ВЕРНА

СУДЬЯ

СЕКРЕТАРЬ