ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-134/2013 от 08.10.2013 Новолакского районного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 октября 2013 года Новолакский районный суд РД

в составе:

председательствующего – ХАВАЕВА А.Г.

с участием заместителя прокурора Новолакского района МИРЗОЕВА М.О.,

при секретаре - ЯХЬЯЕВЕ Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Новолакское дело по иску прокурора Новолакского района Сулейманова Ю.А. о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Новолакский район» (далее – Глава МО) по не проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «сельсовет Новокулинский» и понуждению его к проведению их разграничения,

Ус т а н о в и л:

Прокурор Новолакского района Сулейманов Ю.А. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Главы МО ФИО1 по не проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «сельсовет Новокулинский» и понуждению его к проведению их разграничения.

    Свои требования прокурор мотивирует тем, что согласно ст.215 ГК РФ (часть первая) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В соответствии с п.15 части 2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-ФЗ №131) в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

Согласно п.10 ст.3 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее-ФЗ №137) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого же закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

В целях реализации положений Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее –ФЗ №53) постановлением Правительства РД от 30.03.2011 г. №84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 г. №19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан» органам местного самоуправления предписано завершить до 31 декабря 2011 года работу по разграничению земель муниципальных образований РД и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, подлежащие отнесению к муниципальной собственности.

Однако, указанные требования, вытекающие из Постановления Правительства РД от 30.03.2011 № 84 администрацией МО «Новолакский район» не исполнены и без проведения разграничения государственной и муниципальной собственности на землю муниципальное поселение лишено возможности в полной мере реализовать свои полномочия по распоряжению муниципальной собственностью.

-2-

В судебном заседании прокурор поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просит признать незаконным бездействия Главы МО ФИО1 по не проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «сельсовет Новокулинский» и обязать его к проведению их разграничения.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 1 февраля 2013 года №01, иск не признала и пояснила, что из искового заявления не понятно о каких именно земельных участках на территории МО «сельсовет Новокулинский» идёт речь. На территории данного поселения отсутствуют земельные участки, находящиеся у казённых и унитарных или некоммерческих организаций, созданных МО «сельсовет Новокулинский», подлежащих разграничению в соответствии со ст.3.1 ФЗ № 137. В границах данного поселения отсутствуют и свободные земельные участки – они находятся либо в частной собственности либо в ведении сельскохозяйственных предприятий либо в ведении администрации МО «сельсовет Новокулинский» (земли относящиеся к ЛПХ (полевые участки граждан)). Необоснованна и ссылка прокурора на постановление правительства РД от 30.03.2011 года о необходимости завершения разграничения земельных участков до 31 декабря 2011 года, так как это постановление для муниципальных образований носит рекомендательный характер, а ФЗ №137 не предусматривает сроки проведения разграничения земельныъх участков. Кроме того, администрация МО «Новолакский район» считает, что проведение разграничения земельных участков в районе чреваты сплошными нарушениями земельного законодательства в районе и сомневается, что в случае разграничения земельных участков администрация МО «сельсовет Новокулинский» не разбазарить земельные участки. Хотя по закону распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, администрацией района не вынесено ни одно решение по земельным вопросам без согласования с администрацией МО «сельсовет Новокулинский». Представитель заинтересованного лица глава МО «сельсовет Новокулинский» ФИО3, извещённый в надлежащем порядке в судебное заседание не явился и причин неявки суду не сообщил. Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.                    В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.Согласно ст.215 ГК РФ (часть первая) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В статье 11 ФЗ №131 закреплен правовой статус территорий и границ территорий муниципальных образований. В частности, установлено, что: - территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями; - территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; -3- - в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; В соответствии с п.15 части 2 ст.50 ФЗ №131 в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами. Согласно п.10 ст.3 ФЗ №137 распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого же закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, а не муниципальных образований поселений. В целях реализации положений ФЗ № 53 Постановлением Правительства РД от 30.03.2011 г. №84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 г. №19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан» органам местного самоуправления рекомендовано завершить до 31 декабря 2011 года работу по разграничению земель муниципальных образований РД и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, подлежащие отнесению к муниципальной собственности. Однако, указанные требования, вытекающие из Постановления Правительства РД от 30.03.2011 № 84, администрацией МО «Новолакский район» не исполнены и без проведения разграничения государственной и муниципальной собственности на землю муниципальное поселение лишено возможности в полной мере реализовать свои полномочия по распоряжению муниципальной собственностью. Доводы представителя ответчика о том, что из искового заявления не понятно о каких именно земельных участках на территории МО «сельсовет Новокулинский» идёт речь и на территории данного поселения отсутствуют свободные земельные участки подлежащих разграничению в соответствии со ст.3.1 ФЗ № 137 необоснованны и не основаны на законе, так как именно в этой статье 3.1 ФЗ №137 указаны, какие земельные участки относятся к собственности поселений, в целях разграничения государственной собственности на землю. Более того, из представленных ответчиком в суд материалов усматривается, что постановлением главы МО «Новолакский район» от 16 декабря 2009 года №213-П, ещё в 2009 году, утверждены материалы по разграничению государственной собственности на землю и получены кадастровые паспорта на указанные земельные участки, а в одном муниципальном поселении – в МО «сельсовет Новомехельтинский» в 2011 году уже проведено разграничение земель, что подтвердила в судебном заседании и представитель ответчика.

Не основаны на законе и предположения представителя ответчика о том,

что проведение разграничения земельных участков в районе чреваты сплошными нарушениями земельного законодательства в районе и администрация МО «Новолакский район» сомневается, что в случае разграничения земельных участков администрация МО «сельсовет Новокулинский» не разбазарить земельные участки.

    При таких обстоятельствах требование прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие главы МО «Новолакский район» ФИО1 по не проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «сельсовет Новокулинский».

-4-

Обязать главу МО «Новолакский район» ФИО1 провести разграничение земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «сельсовет Новокулинский» в течении месяца после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Новолакский районный суд РД.

Председательствующий

    Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2013 года.