ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-134/2018 от 24.04.2018 Удорского районного суда (Республика Коми)

дело № 2-134/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Мовзер И.А., с участием помощника прокурора Удорского района Шубиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 24 апреля 2018 года гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах ФИО2 ФИО11 к администрации муниципального образования городского поселения «Благоево» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения,

установил:

прокурор Удорского района обратился в суд в интересах ФИО2 с исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее. ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Удорского районного суда от 27.04.2009, вступившим в законную силу, <данные изъяты>. 15.04.2017 ФИО4 вступила в брак с ФИО3 и сменила фамилию на ФИО2. В период ее пребывания в детском доме, закрепленная за ФИО2 <адрес> Республики Коми пришла в непригодное для проживания состояние и требует производства капитального ремонта. Собственником указанного жилого помещения является МО ГП «Благоево». Его исполнительно-распорядительный орган – администрация поселения была обязана поддерживать жилое помещение в пригодном для проживании состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. Иного жилья ФИО2 не имеет. Прокурор, считая, что администрацией ГП «Благоево» не исполнена обязанность по осуществлению контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда, что привело к нарушению жилищных прав ФИО2, просил суд возложить на ответчика обязанность провести капитальный ремонт жилого помещения, закрепленного за истицей.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал. Ссылаясь на нормы жилищного законодательства о том, что обязанность по капитальному ремонту жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, лежит на наймодателе, просил суд обязать администрацию ГП «Благоево» устранить нарушения жилищных прав лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем проведения капитального ремонта жилого помещения, закрепленного за истицей.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном заявлении иск прокурора поддержала в полном объеме, просила суд иск удовлетворить, рассмотреть дело без её участия.

Третье лицо администрация МР «Удорский», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направила, в письменном заявлении просила рассмотреть заявление без ее участия.

Представитель администрации МО ГП «Благоево» в судебном заседании с исковым заявлением согласился полностью.

Заслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Судом установлено, что ФИО2 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>

Согласно свидетельству о заключении <данные изъяты> заключили брак <данные изъяты>

На основании приказа Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Удорскому району от 21.05.2009 № 151 за ФИО4 сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. В силу п. 2 Приказа собственник жилищного фонда уведомлен о сохранении права на закрепленное жилое помещение за несовершеннолетним, о принятии мер по обеспечению сохранности жилого помещения.

Согласно информации администрации МО ГП «Благоево» от 26.03.2018 в настоящее время по вышеуказанной квартире зарегистрированы ФИО2 ФИО15 (ранее ФИО4), ее малолетняя дочь <данные изъяты> ФИО2 с 2009 года в квартире не проживала, находилась в детском доме после лишения матери родительских прав.

Согласно актам о сохранности жилого помещения, закрепленного за ФИО4, ФИО6 по состоянию на 24.03.2010 на указанной жилой площади не зарегистрирован, ФИО1 по состоянию на 05.02.2018 также снялась с регистрационного учета.

Квартира <адрес><адрес> включена в состав муниципального жилищного фонда муниципального образования ГП «Благоево» согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 30.12.2008.

Указанное жилое помещение было предоставлено по договору социального найма ФИО6 постановлением администрации поселения от 11.03.2003 № 01 на состав семьи из 3-х человек, что подтверждается представленной администрацией МО ГП «Благоево» информации от 26.03.2018.

Вышеуказанное жилое помещение было обследовано комиссией
администрацией МО ГП «Благоево» 05.02.2018. Согласно акту о сохранности жилого помещения, закрепленного за ФИО4 в комнатах грязно; на стенах обои местами грязные или оборваны, пол дощатый. Сантехническое оборудование не в рабочем состоянии, водоснабжение отключено. Электропроводка в неудовлетворительном состоянии. В квартире отсутствует межкомнатная стена (между прихожей и комнатой). В квартире необходимо сделать косметический ремонт, заменить электропроводку и сантехническое
оборудование (унитаз, ванну, смесители).

Квартира двухкомнатная, расположена на 2 этаже пятиэтажного дома. Степень благоустройства - центральное отопление, канализация, водоснабжение горячее и холодное (акт о сохранности от 05.02.2018).

Для устранения неисправностей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в квартире необходим следующий ремонт: остекление окон в зале; установка входной и межкомнатных дверей; установка унитаза, раковины, мойки, сантехнического оборудования; побелка потолков; покраска оконных рам, пола, батарей; оклейка стен обоями; частичная штукатурка стен; установка розеток, патронов, выключателей; полный ремонт электропроводки; восстановление стены между прихожей и залом.

Как следует из заявленных в исковом заявлении требований, для устранения недостатков жилого помещения необходим его капитальный ремонт.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Федерации.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно части 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

В силу положений части 2 статьи 65 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение, в пригодном для проживания состоянии. При этом, наймодатель обязан, в том числе, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

По смыслу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения предоставляются по договору социального найма.

Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2013, пункт 1 статьи 8 указанного выше Федерального закона изложен в следующей редакции: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что оставшаяся без попечения родителей ФИО2 на момент подачи иска в суд достигла 18-летнего возраста, имеет закрепленное за ней жилое помещение, которое, однако, требует проведения ремонта.

Принимая во внимание, что за ФИО2 жилое помещение муниципального жилищного фонда закреплено, в соответствии с нормами статьи 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ, пункта 2 части 2 статьи 57 и статьи 60 Жилищного кодекса РФ, администрация ГП «Благоево» обязана предоставить его истице на основании договора социального найма. При этом состояние жилого помещения должно отвечать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

ФИО2 в силу закона (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 61, 67 ЖК РФ) имеет право пользования закрепленным за ним жилым помещением, условия проживания в котором должны соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" и ВСН 53-86(р) "Правила оценки физического износа жилых зданий", для восстановления эксплуатационных качеств <адрес> необходимо проведение ремонта путем устранения всех изношенных элементов, а именно: остекление окон; установка входной и межкомнатных дверей; установка унитаза, раковины, мойки, сантехнического оборудования; побелка потолков; покраска оконных рам, пола, батарей; оклейка стен обоями; частичная штукатурка стен; установка розеток, патронов, выключателей.

В соответствии с п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей изношенных элементов издания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные, и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального" энергопотребления.

Виды ремонтных работ, которые необходимо произвести в жилом помещении, закрепленном за ФИО2, в силу норм, закрепленных в приложениях № 7 и 8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 относятся в видам работ, осуществляемым в ходе капитального ремонта, данные работы нельзя отнести к текущему ремонту, так как фактически требуется не частичное восстановление, а новая установка сантехнического оборудования, оконных блоков, дверей.

Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства отнесены права и обязанности по обеспечению сохранности имущества подопечных (п. 11 ч. 1 ст. 8 Федерального закона). При этом закон указанные полномочия не конкретизирует.

Исходя из положений, предусмотренных пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», допускается передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Федерации в области опеки и попечительства.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству (пункт 4 части 1 статьи 14.1 Федерального Закона).

Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами местного самоуправления в указанной сфере может осуществляться и на основании заключаемого между ними соглашения о сотрудничестве.

На основании Соглашения о взаимодействии по вопросам в области опеки и попечительства от 02.07.2010 № 3770, заключенного между администрацией МР «Удорский» и Агентством Республики Коми по социальному развитию, стороны установили взаимодействие в решении вопроса по обеспечению сохранности жилых помещений, в отношении которых вынесены решения о сохранении за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, обязанность проведения ремонта закрепленном за истцом жилом помещении муниципального жилищного фонда с целью приведения его в пригодное для проживания состояние, отвечающее установленным санитарным правилам и нормам, требованиям законодательства о пожарной безопасности, лежит на исполнительно-распорядительном органе (администрации) собственника жилого помещения МО ГП «Благоево».

Согласно статье 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно Уставу МО ГП «Благоево» в структуру органов поселения входит администрация ГП «Благоево». В соответствии с Положением об администрации ГП «Благоево» администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является самостоятельным юридическим лицом и муниципальным учреждением. Основными задачами деятельности администрации являются создание необходимых условий для жизнеобеспечения подведомственной территории, управление муниципальной собственностью и финансами поселения, соблюдение законности, прав и свобод граждан.

В соответствии с Уставом МО ГП «Благоево» к полномочиям администрации относятся вопросы местного значения, которые не отнесены законодательством и Уставом к полномочиям иных органов местного самоуправления. Исходя из установленных полномочий Совета ГП «Благоево» и главы ГП «Благоево», полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений, находящихся в собственности МО ГП «Благоево», выполнению обязанностей наймодателя, осуществлению муниципального жилищного контроля за сохранностью жилищного фонда, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, относятся к компетенции администрации ГП «Благоево». Поэтому обязанности по проведению капительного ремонта следует возложить непосредственно на администрацию поселения.

В соответствии с п.6 ст. 8 Устава МО ГП «Благоево» к вопросам местного значения городского поселения отнесено: содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу ст. 39 Устава МО ГП «Благоево» администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ судом принято решение по заявленным в иске требованиям.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором исковые требования обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в ФИО2 ФИО16 к администрации муниципального образования городского поселения «Благоево» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Благоево» осуществить в установленном действующим законодательством порядке капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем осуществления ремонтных работ: остекление окон в зале; установка входной и межкомнатных дверей; установка унитаза, раковины, мойки, сантехнического оборудования; побелка потолков; покраска оконных рам, пола, батарей; оклейка стен обоями; частичная штукатурка стен; установка розеток, патронов, выключателей; полный ремонт электропроводки; восстановление стены между прихожей и залом.

На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 14 часам 28 апреля 2018 года.