Гр. дело № 2-134/2020 Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2020 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.
при секретаре Дёминой М.С.
с участием представителя истца: ФИО1, действующего на основании доверенности от 09.01.2020 года,
соответчиков ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по иску Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» в лице Филиала «Кольский» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение, по иску ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1» в лице филиала «Кольский» о признании законным переустройства жилого помещения, признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление и обязании произвести корректировку задолженности за отопление и перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» в лице филиала «Кольский» (далее – ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский») обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение. В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., в которой в качестве члена семьи собственника зарегистрирован ФИО3 Ответчики несвоевременно и не в полном объеме исполняли свои обязательства в части оплаты за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение, в связи с чем за период с 01 декабря 2015 года по 30 июня 2017 года образовалась задолженность в размере 6803 рубля 40 копеек. Истец просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке в свою пользу задолженность за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за указанный период и в указанном размере в соответствии с расчетом, произведенным с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года и внесенным в соответствии с ним изменениями в Постановление Правительства Российской Федерации № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06 мая 2011 года, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины 400 рублей.
В судебном заседании 03 декабря 2019 года представитель истца ПАО «ТГК-1» ФИО1 исковые требования увеличил. Просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01 января 2016 года по 30 июня 2017 года в размере 61609 рублей 26 копеек с применением расчета платы за отопление по квартире ответчиков в соответствии с Правилами предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года, в связи с тем, что переустройство квартиры ответчиков, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено без соблюдения требований к переустройству, установленных действующим законодательством, и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1024 рубля 14 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района Мурманской области от ... гражданское дело по иску ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за тепловую энергию и горячее водоснабжение передано по подсудности для рассмотрения в Кировский городской суд.
26 декабря 2019 года ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями к ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский», согласно которым с учетом уточнения требований просила признать законным переустройство системы внутриквартирного отопления принадлежащей ей квартиры по замене водяного отопления на индивидуальный источник тепловой энергии (электрообогрев); признать незаконным начисление ПАО «ТГК-1» платы за отопление за период с января 2016 года по декабрь 2019 года в общей сумме 171300 рублей 32 копейки; обязать ПАО «ТГК-1» произвести перерасчет задолженности за отопление за очередной расчетный период, полностью аннулировав задолженность; обязать ПАО «ТГК-1» начиная с очередного расчетного периода производить расчет платы за отопление на ОДН в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года и внесенным в соответствии с ним изменениями в Постановление Правительства Российской Федерации № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06 мая 2011 года. В обоснование иска указала, что осенью 2004 года в соответствии с действующим в тот период законодательством в принадлежащей ей квартире было произведено переустройство системы отопления с переходом на электрообогрев. При этом, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не составлялся ввиду отсутствия в действовавшем в тот период законодательстве требования по составлению указанного акта. После приемки результатов работы по переводу квартиры с центрального отопления на электрообогрев она обратилась в МУЭП «Кировское ЖКУ» с заявлением о согласовании переустройства и перерасчете платы за отопление за сентябрь – октябрь 2004 года. Разрешение МУЭП «Кировское ЖКУ» на перевод квартиры на альтернативное (электрическое) отопление было получено 16 ноября 2004 года, корректировка платы за отопление произведена в декабре 2004 года. При этом, каких-либо претензий к ней ни со стороны МУЭП «Кировское ЖКУ», ни со стороны других управляющих организаций относительно законности переоборудования квартиры, равно, как и требований о возврате жилого помещения в исходное состояние не предъявлялось. Администрацией г. Кировска разрешение на переустройство квартиры было выдано в 2005 году, произведен перерасчет платы за отопление за период с 20 сентября 2004 года. Обращает внимание, что глава 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме, и действующий Порядок оформления разрешений на переустройство либо перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах, расположенных на территории г. Кировска от 24 февраля 2005 года № 69 не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, ни распоряжение главы администрации города Кировска от 01 сентября 2005 года № 248р о разрешении выполнить переустройство жилого помещения, ни решение отдела архитектуры и градостроительства от 15 сентября 2005 года № 06-230 о согласовании проекта электроотопления квартиры не содержат указаний о необходимости назначения приемочной комиссии и составления акта о завершении перепланировки жилого помещения. 17 декабря 2019 года специалистами Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска и МУП «Кировская городская электрическая сеть» при обследовании квартиры истца установлено, что переустройство квартиры не является самовольным; система электроотопления квартиры соответствует проектной документации; квартира истца подлежит включению в схему теплоснабжения города Кировска, как жилое помещение с альтернативной системой отопления при наличии документов, подтверждающих окончание переустройства (акт приемки или решение суда). С учетом изложенного, поскольку требования действующего законодательства по переустройству жилого помещения и переводу квартиры с централизованного водяного отопления на электрообогрев ею были выполнены, по мнению истца, отсутствие акта приемочной комиссии, составление которого не было предусмотрено жилищным законодательством, действовавшим до 2005 года, не может являться основанием для признания такого переустройства незаконным и начисления платежей за отопление начиная с 01 января 2016 года по настоящее время.
Определением Кировского городского суда от 28 января 2020 года гражданские дела по иску ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение и по иску ФИО2 к «ТГК-1» в лице филиала «Кольский» о признании законным переустройства жилого помещения, признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление и обязании ответчика произвести корректировку задолженности за отопление и производить расчет платы за отопление на ОДН, начиная с очередного расчетного периода в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №46-П от 20 декабря 2018 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании представитель истца ПАО «ТГК-1», ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский» ФИО1 поддержал уточненные требования о взыскании с ответчиков ФИО2 и ФИО3 в солидарном порядке задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2017 года в сумме 51689 рублей 07 копеек с учетом периода исковой давности, и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 1024 рубля 14 копеек. Против удовлетворения иска ФИО2 возражал, пояснив, что порядок переустройства жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации был урегулирован статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР; Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1099 (п. 4.3.1) было предусмотрено, что потребителю запрещается переоборудовать внутренние инженерные сети без разрешения исполнителя. Ссылаясь на нормы действующего жилищного законодательства, а также правоприменительную практику Конституционного суда Российской Федерации, указал, что из содержания ответа администрации города Кировска следует, что разрешение на переустройство жилого помещения № 25 ответчиков, расположенного в многоквартирном доме ... в части перехода с водяного отопления на электрическое в 2004 году не выдавалось, заявлений о планируемом переустройстве системы отопления указанного жилого помещения от его собственника не поступало, акт законченного переустройства по квартире ответчиков отсутствует. Распоряжением главы муниципального образования г. Кировска Мурманской области от 01 сентября 2005 года № 248-р разрешение в части замены существующего водяного отопления указанного жилого помещения на электрическое не выдавалось, в связи с чем, полагает, что переустройство квартиры ответчиков, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено без соблюдения требований к переустройству, установленных действующим на момент переустройства законодательством. Таким образом, требования истца в части признания незаконными начислений коммунальных платежей за отопление, обязании произвести корректировку задолженности за отопление и перерасчете полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В части требований о признании законным переустройства жилого помещения истца полагает, что ПАО «ТГК-1» не является надлежащим ответчиком по указанному требованию, поскольку является ресурсоснабжающей организацией в части поставляемых в многоквартирные дома г. Кировска Мурманской области тепловой энергии и горячего водоснабжения, а потому не уполномочено решать вопросы, связанные с законностью переустройства жилых помещений в многоквартирных домах. Просит в удовлетворении требований ФИО2 отказать в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения уточненных требований ПАО «ТГК-1» о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение возражала по доводам, изложенным в исковом заявлении к ПАО «ТГК-1». Полагает ссылки истца при расчете задолженности за отопление и горячее водоснабжение на абзац 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, необоснованными, поскольку указанные Правила действуют с 09 июня 2011 года и применяются к правам и обязанностям, которые возникли после вступления их в силу, тогда как работы по переустройству жилого помещения были выполнены с учетом получения всех необходимых для этого документов до начала действия указанных Правил. Указала на пропуск срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности за тепловую энергию и горячее водоснабжение за период по 30 сентября 2016 года включительно, поскольку срок внесения платы за сентябрь 2016 года истек 20 октября 2016 года, соответственно, требование о взыскании задолженности за отопление и горячее водоснабжение за сентябрь 2016 года могло быть заявлено истцом до 20 октября 2019 года. Вместе с тем, исковое заявление подано истцом в суд только 30 октября 2019 года, то есть с пропуском срока исковой давности, который просит применить при вынесении решения.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании указанные доводы ФИО2 поддержал.
Выслушав пояснения представителя истца ПАО «ТГК-1», ответчиков, суд считает исковые требования ПАО «ТГК-1» к ФИО2 и ФИО3 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение подлежащими удовлетворению, а заявленные требования ФИО2 к ПАО «ТГК-1» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, которая включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 175-ФЗ, действующей с 01 января 2016 года) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 данного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также разъяснений пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190 - 192 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил отоплением признается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 184) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Также уточнено, что переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, должно быть осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Абзацем 6 пункта 42(1) Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708) предусмотрено, что в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО4 (прежняя фамилия – ...) С.Н. на основании договора купли-продажи от ... является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., в которой зарегистрирована по месту жительства с .... Также совместно с ней в указанной квартире зарегистрирован супруг – ФИО3 с ... (л.д. 7, 45-46).
ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский» с 01 июля 2014 года является единой теплоснабжающей организацией в зоне города Кировска и микрорайона Кукисвумчорр.
На основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленного протоколом от 28 августа 2015 года, в ... с 01 сентября 2015 года выбран способ управления многоквартирным домом – управляющей организацией ООО «Кировский Жилсервис» (л.д. 10).
Поскольку ответчиками обязанность по внесению платы за предоставленные в указанное жилое помещение тепловую энергию и горячее водоснабжение исполнялась ненадлежащим образом, то за период с 01 января 2016 года по 30 июня 2017 года образовалась задолженность в размере 61609 рублей 26 копеек, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по цессии.
На основании договора уступки права (требования) № 18-16 Ц от 01 декабря 2016 года и дополнительных соглашений № 1 от 01 декабря 2017 года и № 2 от 01 ноября 2018 года ООО «Кировский Жилсервис» передал в полном объеме по договору цессии ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский» требования уплаты задолженности за предоставленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению согласно Приложению № 1, в котором поименована ФИО2, сумма уступаемого требования – 61609 рублей 26 копеек (л.д. 11-13).
Учитывая, что договор уступки права (требования) в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан, в соответствии с положениями статей 382, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации ПАО «ТГК-1», заменившее первоначального кредитора, вправе требовать взыскания задолженности за предоставленные коммунальные услуги с ответчиков.
Выданный 17 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 2 Кировского судебного района Мурманской области судебный приказ №... в отношении ФИО2 и ФИО3 о взыскании в пользу ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский» задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01 декабря 2015 года по 30 июня 2017 года в сумме 61609 рублей 26 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1024 рубля 14 копеек отменен 05 июля 2019 года по заявлению должника ФИО2
Возражая против заявленного требования, ответчики ссылались на перевод жилого помещения на электрообогрев в 2004 году в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Из представленных ответчиками в материалы дела документов следует, что распоряжением Главы муниципального образования г. Кировска Мурманской области №... от ... разрешено выполнение переустройства принадлежащего ФИО5 жилого помещения (л.д. 77 гр. дела №...).
Согласно решению Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Кировска от 15 сентября 2005 года № 06-230, согласован без замечаний представленный проект электроотопления ..., расположенной в жилом ... в .... Указано о необходимости выполненные работы предъявить МУЭП «Кировское ЖКУ» для освидетельствования (л.д. 78-79 гр. дела №...).
Согласно акту обследования от 13 июля 2016 года, составленному комиссией в составе инженера ПТО ООО «Кировский Жилсервис» БВФ, инженера ООО «ЖЭУ-4» БМЮ, при обследовании ... в ... установлено, что в помещениях квартиры (комнаты №..., №..., №... и на кухне) отсутствуют стояки отопления и радиаторы. Стояки отопления закольцованы в нижерасположенной ... (л.д. 40 гр. дела №...).
По сведениям, представленным администрацией города Кировска, в 2004 году не выдавалось разрешение на переустройство жилого помещения №... в многоквартирном ... в части перехода с водяного отопления на электрическое, сведений о планируемом переустройстве системы отопления указанного жилого помещения от его собственника (нанимателя) также не поступало.
В схему теплоснабжения муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией не включено жилое помещение №... в многоквартирном ... как использующее альтернативный вид отопления по причине отсутствия соответствующих документов (акта приемки законченного переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения) (л.д. 75 гр. дела №...).
Таким образом, из материалов дела следует, что переведенная на электрообогрев квартира ответчиков находится в многоквартирном жилом доме, оборудованном системой центрального водяного отопления, и оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, принадлежащее ФИО2 жилое помещение индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано (л.д. 66-68 гр. дела №...).
Судом также установлено, что принадлежащая ФИО2 квартира переведена на индивидуальный источник тепловой энергии (электрообогрев) электроконвекторами «SIEMENS», соответствующими требованиям нормативных документов (л.д. 95-96 гр. дела №...).
На момент производимых ответчиками работ по переустройству в принадлежащем ФИО2 жилом помещении действовал Жилищный кодекс РСФСР, в соответствии с частью 1 статьи 84 которого, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01 марта 2005 года, предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 года № 823-ст).
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент введения его в действие) предусматривалось, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 4).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (часть 6).
Статьей 28 Жилищного кодекса Российской Федерации в той же редакции было предусмотрено, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.
Порядок оформления разрешений на переустройство либо перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах, расположенных на территории муниципального образования г. Кировск Мурманской области после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации был регламентирован постановлением главы муниципального образования города Кировска Мурманской области № 69 от 24 февраля 2005 года (далее – Порядок).
Согласно п. 3.1 Порядка, по завершению работ по перепланировке либо переустройству жилого помещения, заявитель обращается в администрацию города Кировска для назначения приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии подтверждает окончание работ по перепланировке либо переустройству квартиры (п. 3.2).
До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации порядок оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в городе Кировске, поселках Титан, Коашва, Октябрьский был урегулирован постановлением главы администрации г. Кировска № 89 от 20 февраля 1998 года, пунктом 3.1.14 которого было предусмотрено, что по окончании строительно-монтажных работ по перепланировке или переоборудованию, заявитель должен предъявить объект для приемки в эксплуатацию собственнику жилого дома.
Таким образом, проанализировав указанные нормы жилищного законодательства, суд приходит к выводу, что поскольку на момент вынесения главой муниципального образования г. Кировска распоряжения №...р от ... о разрешении ФИО2 выполнить переустройство принадлежащего ей жилого помещения с переоборудованием системы отопления квартиры с центрального водяного отопления на индивидуальный источник тепловой энергии (электрообогрев), действовавшее законодательство предусматривало составление акта приемочной комиссии в подтверждение завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, ссылки ФИО2 на то, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, ею соблюдены, являются преждевременными.
Кроме того, вопрос соответствия представленных ФИО2 документов в подтверждение проведенного переустройства требованиями действовавшего на тот момент законодательства предметом проверки уполномоченного на то органа не являлся, акт приемочной комиссии не составлялся, более того, ПАО «ТГК-1», являясь ресурсоснабжающей организацией в части поставляемых в многоквартирные дома г. Кировска тепловой энергии, горячего водоснабжения, надлежащим ответчиком по требованию о признании законным переустройства жилого помещения не является, в связи с чем, требования ФИО2 в указанной части, предъявленные к указанному ответчику, удовлетворению не подлежат.
С учетом увеличения ПАО «ТГК-1» заявленных требований, начисление ФИО2 и ФИО3 платы за отопление за период с 01 января 2016 года по 30 июня 2017 года в размере 61609 рублей 26 копеек произведено в соответствии с порядком и формулами, установленными действующими в тот момент Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, абзацем вторым пункта 40 которых было предусмотрено внесение потребителем платы за услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, начисление платы за отопление производилось по единой формуле, которая не предусматривала возможности исчисления платы за потребление тепловой энергии только на общедомовые нужды.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 № 46-П, абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» и от 23 февраля 2019 года № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правила № 354 дополнены пунктами 2(3) - 2(6) приложения № 2, содержащими формулы, позволяющими рассчитать по квартирам, переведенным на индивидуальное отопление, размер платы за отопление только в целях содержания общего имущества. Абзац второй пункта 40 изложен в редакции, согласно которой потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил, тем самым исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, при отсутствии в материалах дела доказательств соблюдения ФИО2 требований к переустройству, действовавших в момент проведения переустройства, при переводе принадлежащего ей жилого помещения с водяного отопления на электрическое, расчет задолженности за спорный период с учетом изменений, внесенных в Правила № 354, вопреки доводам ФИО2, исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(6) Правил № 354 (Vi) равному нулю, в данном случае применению не подлежит.
В представленных возражениях ФИО2 и ФИО3 ссылаются на пропуск истцом срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности за тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01 января 2016 года по 30 сентября 2016 года.
В связи с доводами ответчиков о применении срока исковой давности, в период производства по делу представителем истца ПАО «ТГК-1» представлен уточненный расчет задолженности по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2017 года в сумме 51689 рублей 07 копеек.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Пунктом 3.10 договора управления многоквартирным домом №... по ... от 01 сентября 2015 года предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги вносится ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим.
В соответствии со статьей 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права (пункт 1).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности по смыслу статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 17 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 2 Кировского судебного района Мурманской области по заявлению ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский» был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с ответчиков ФИО2 и ФИО3 за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01 декабря 2015 года по 30 июня 2017 года в сумме 61609 рублей 26 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 1024 рубля 14 копеек, который отменен по заявлению должника ФИО2 05 июля 2019 года.
Учитывая положения статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации о сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также п. 3.10 договора управления многоквартирным домом №... по ... от 01 сентября 2015 года, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за апрель 2016 года истекал 20 мая 2019 года, тогда как истец обратился в суд за выдачей судебного приказа 17 мая 2019 года, то есть по указанным требованиям до истечения срока исковой давности оставалось менее шести месяцев, в связи с чем, срок исковой давности в силу пункта 3 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации удлиняется до шести месяцев и истекает с учетом отмены судебного приказа 05 июля 2019 года – 09 января 2020 года (с учетом ч. 2 ст. 108 Гражданского кодекса Российской Федерации), тогда как в суд с заявленным иском истец обратился 30 октября 2019 года.
Таким образом, вопреки доводам ответчиков, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2017 года истцом ПАО «ТГК-1» не пропущен.
При этом суд считает необходимым отметить, что по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
С учетом изложенного, заключение истцом договора уступки права (требования) № 18-16 Ц от 01 декабря 2016 года, не влияет на порядок течения срока исковой давности по заявленному требованию.
Ответчиками в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленный истцом уточненный расчет не оспорен, а также не представлен контррасчет.
Таким образом, требования ПАО «ТГК-1» о взыскании с ответчиков ФИО2 и ФИО3 в солидарном порядке задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2017 года в сумме 51689 рублей 07 копеек суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, по мнению суда, требования ФИО2 к ПАО «ТГК-1» о признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление за период с января 2016 по декабрь 2019 года в сумме 171300 рублей 32 копейки, обязании ПАО «ТГК-1» произвести корректировку задолженности за отопление за период с января 2016 года по декабрь 2019 года, аннулировав начисления, являются безосновательными, поскольку в силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, которая включает в себя, в том числе, плату за горячую воду и тепловую энергию.
Вместе с тем, доказательств отсутствия задолженности за отопление и горячее водоснабжение, равно, как и оснований для корректировки задолженности за отопление и горячее водоснабжение, в том числе, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2018 года № 46-П и внесенными в соответствии с ним изменениями в Правила № 354, судом не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что требования ПАО «ТГК-1» к ответчикам о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за указанный период в уточненном размере признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению, оснований для признания незаконными начисления коммунальных платежей за отопление за период с января 2016 по декабрь 2019 года в сумме 171300 рублей 32 копейки, обязании ПАО «ТГК-1» произвести корректировку задолженности за отопление за период с января 2016 года по декабрь 2019 года, производить расчет платы за отопление на ОДН, начиная с очередного расчетного периода в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №46-П от 20 декабря 2018 года, не имеется, а потому данные требования ФИО2 к ПАО «ТГК-1» удовлетворению не подлежат по указанным выше основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В случае обращения с исковым заявлением (заявлением) уплаченная государственная пошлина может быть зачтена в счет подлежащей уплате государственной пошлины за подачу искового заявления (заявления) (подпункт 13 пункта 1 статьи 333.20, подпункт 7 пункта 1 статьи 333.22 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункта 13 пункта 1 статьи 333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен зачет государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение заявления о выдаче судебного приказа, который впоследствии был отменен, в счет государственной пошлины за рассмотрение искового заявления.
Из материалов дела следует, что истец после отмены судебного приказа обратился в суд общей юрисдикции с иском к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере 6803 рубля 40 копеек.
При этом, обращаясь с настоящим иском в суд, истец просил зачесть в счет уплаты государственной пошлины, ранее уплаченную за подачу заявления о вынесении судебного приказа государственную пошлину в размере 1024 рубля 14 копеек, что соответствует подпункту 13 пункта 1 статьи 333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации, и не нарушает права ответчиков.
Определением судьи от 06 ноября 2019 года произведен зачет уплаченной за выдачу судебного приказа государственной пошлины в сумме 1024 рубля 14 копеек в счет подлежащей уплате по настоящему иску государственной пошлины.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке стати 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, увеличил исковые требования.
Определением судьи от 03 декабря 2019 года истцу ПАО «ТГК-1» по его ходатайству предоставлена отсрочка оплаты государственной пошлины в размере 1024 рубля 14 копеек до принятия судебного акта по делу.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ).
По смыслу указанных положений, если ответчики являются солидарными должниками, то и судебные расходы подлежат возмещению в солидарном порядке, в связи с чем, расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины в размере 1024 рубля 14 копеек, исходя из размера поддерживаемых истцом уточненных требований на момент вынесения решения, подлежат взысканию с соответчиков солидарно.
Вместе с тем, размер государственной пошлины по удовлетворенному требованию о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение в сумме 51689 рублей 07 копеек составляет в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации – 1750 рублей 67 копеек ((51689,07 – 20000,00) х 3% + 800,00).
Таким образом, с учетом оплаченной истцом государственной пошлины в размере 1024 рубля 14 копеек, с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в общем размере 726 рублей 53 копейки (1750,67 – 1024,14), то есть по 363 рубля 27 копеек с каждого (726,53 / 2).
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» в лице Филиала «Кольский» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение – удовлетворить.
Взыскать солидарно с ФИО2, ФИО3 в пользу Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» в лице филиала «Кольский» задолженность за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2017 года в сумме 51689 рублей 07 копеек и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1024 рубля 14 копеек, а всего взыскать – 52713 рубля 21 копейку.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 363 рубля 27 копеек.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 363 рубля 27 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1» в лице филиала «Кольский» о признании законным переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: ..., признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление за период с января 2016 по декабрь 2019 года в сумме 171300 рублей 32 копейки, обязании ПАО «ТГК-1» произвести корректировку задолженности за отопление за период с января 2016 года по декабрь 2019 года, производить расчет платы за отопление на ОДН, начиная с очередного расчетного периода в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №46-П от 20 декабря 2018 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : С.Н. Кулыгина