ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-134/2021 от 06.08.2021 Вуктыльского городского суда (Республика Коми)

11 RS 0007-01-2021-000200-97 Дело № 2-134/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вуктыл 06 августа 2021 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сурганова О.В.,

при секретаре Смагиной К.Р.,

с участием старшего помощника прокурора г.Вуктыл Курято М.Р. и помощника прокурора г.Вуктыл Старцевой Н.А.,

представителя администрации ГО «Вуктыл» по доверенности Прокопчук К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Вуктыл Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» об обязании произвести снижение размера оплаты поставленной коммунальной услуги по теплоснабжению,

у с т а н о в и л:

прокурор г.Вуктыл обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» об обязании произвести снижение оплаты стоимости поставленной коммунальной услуги по теплоснабжению, поставляемой во все жилые помещения и многоквартирные дома г.Вуктыл за период с 01 августа 2020 года по 01 марта 2021 года в соответствии с приложением №1 к Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. № 808.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что ООО «Аквасервис» осуществляет основную ресурсоснабжающую деятельность по производству, передаче, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории МО ГО «Вуктыл». Постановлением администрации ГО «Вуктыл» от 01 июля 2016 года № 07/185 ООО «Аквасервис», как организации осуществляющей основную ресурсоснабжающую деятельность по производству, передаче, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории ГО «Вуктыл», присвоен статус единой ресурсоснабжающей организации.

К коммунальным услугам относятся, в том числе услуги по теплоснабжению (отоплению) и горячему водоснабжению. Единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана обеспечивать соблюдение значений параметров качества теплоснабжения. Показатели качества теплоснабжения в точке поставки должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурного графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. Схема теплоснабжения ГО «Вуктыл» на период с 2019 года по 2037 год утверждена постановлением администрации ГО «Вуктыл» № 10/1389 от 29 октября 2019 года. 06 августа 2020 года и.о. директора ООО «Аквасервис» Казаковой С.Е. утвержден температурный график, согласованный с главой МО ГО «Вуктыл». В ходе проверки прокуратурой г.Вуктыл установлено, что в период с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года ООО «Аквасервис» систематически нарушало требование закона о предоставлении коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества, поскольку температурный график отпуска тепловой энергии на центральной котельной г.Вуктыл не соблюдался – температура подачи в подающем трубопроводе была значительно ниже значений температуры, установленной температурным графиком. Таким образом, ООО «Аквасервис» населению г.Вуктыл оказывалась коммунальная услуга по отоплению ненадлежащего качества. С учетом требований Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ООО «Аквасервис» обязано было снизить размер платы за коммунальные услуги по отоплению в связи с оказанием данной услуги ненадлежащего качества. 05 марта 2021 года по указанному факту в адрес ООО «Аквасервис» внесено представление. Однако, перерасчет потребителям платы за отопление не произведен в связи с отсутствием установленного порядка снижения размера платы в указанных случаях, в связи с чем, прокурор полагает возможным, со ссылкой на ч.3 ст.10 ГПК РФ и ч.1 ст.7 ЖК РФ, приложение 1 к Постановлению правительства № 354 определить перерасчет потребителям платы за поставленную коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества, с учетом положений приложения 1 к Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации.

20 мая 2021 года прокурор г.Вуктыл заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования к ООО «Аквасервис» требования уточнил, указав, что просит суд обязать ответчика произвести всем потребителям коммунальной услуги по отоплению-населению г.Вуктыл снижение размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую во все жилые помещения и многоквартирные дома г.Вуктыл за период с 01 января 2021 года до 01 марта 2021 года (за исключением периодов с 04 января 2021 года по 07 января 2021 года; 15 января 2021 года; 21 января 2021 года; 24 января 2021 года; 25 января 2021 года; с 26 января 2021 года по 01 февраля 2021 года; 05 февраля 2021 года в порядке, предусмотренном п.15 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

20 июля 2021 года прокурор г.Вуктыл заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования к ООО «Аквасервис» требования уточнил, указав, что просит суд обязать ответчика произвести всем потребителям коммунальной услуги по отоплению – населению города Вуктыл снижение размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую во все жилые помещения и многоквартирные дома города Вуктыла, за период с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года включительно (за исключением периодов с 04 января 2021 года по 07 января 2021 года, 15 января 2021 года, 21 января 2021 года, 24 января 2021 года, 25 января 2021 года, с 26 января 2021 года по 01 февраля 2021 года, 05 февраля 2021 года) по аналогии с п.2 Приложения № 3 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.

В судебном заседании помощник прокурора уточненные 20 июля 2021 года требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме.

Представитель ООО «Аквасервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, не просил отложить рассмотрение дела, об уважительных причинах неявки в суд, не известил, в раннее направленном в адрес суда отзыве с заявленными прокурором г.Вуктыл требованиями не согласился.

Представитель третьего лица - администрации ГО «Вуктыл» в судебном заседании уточненные заявленные прокурором требования поддержал.

Представители третьих лиц: ООО «Вуктылжилинвест», ООО «ВЖКХ», ООО «УК «Дом+». ООО «УК «Кедр», ТСЖ «Библиотека», ТСЖ «Квадрат», ТСЖ «Коммунна», ТСЖ «Комсомолец», ТСЖ «Комсомольская – 12», ТСЖ «Пионерская – 3», ТСЖ «Сторожил», ТСЖ «Развитие» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом извещены, не просили отложить рассмотрение дела.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснил, что ранее работал в ООО «Аквасервис» и примерно в 2008 году проводился перерасчет оплаты за тепло, с применением процентов от недоданной температуры и тогда пришли к варианту, который устроил обе стороны.

Свидетель Свидетель №2 судебном заседании пояснил, что является депутатом Совета ГО «Вуктыл» и председателем комиссии по вопросам ЖКХ. В зимний период 2020-2021 годов имелась проблема с отоплением квартир, поскольку температура теплоносителя при выходе с котельной не соответствовала норме, ресурсоснабжающая организация ООО «Аквасервис» не выполняла свои обязательства, ссылаясь на то, что нет технической возможности выдавать теплоноситель нормативной температуры.

Свидетель Свидетель №3 в судебном заседании пояснила, что имело место быть нарушение прав граждан на поставку коммунального ресурса. В прошедший отопительный период было много жалоб. Произвести перерасчет может ресурсоснабжающая организация, как поставщик коммунальной услуги. При этом, согласно Постановления Правительства РФ № 354 должны учитываться данные о температуре теплоносителя на выходе и температура наружного воздуха, но практики таких перерасчетов не было.

Свидетель Свидетель №4, начальник Госжилинспекции по г.Вуктыл в судебном заседании пояснила, что с января 2021 года начали поступать многочисленные обращения граждан с жалобами на низкую температуру воздуха в жилых помещениях. При проведении проверок было установлено, что температура теплоносителя, поставляемого ООО «Аквасервис» в единую общегородскую сеть не соответствует норме. ООО «Аквасервис» является единственным поставщиком тепловой энергии в ГО «Вуктыле».

Свидетель ФИО в судебном заседании пояснила, что в феврале 2021 года, точную дату не помнит, дома было холодно, в связи с чем периодически включала газ, чтобы топить квартиру. Это было до 26 февраля 2021 года. После обращения к прокурору к ней пришла проверка, тогда уже на улице потеплело и она в тот день готовила обед, зажигала газ. Поэтому считает, что квартиру нагрела сама, с учетом того что площадь квартиры 19.9 кв.м.. Считает, что ей тоже должны сделать перерасчет.

Заслушав мнение участников судебного разбирательства, свидетелей, помощников прокурора г.Вуктыл, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 23 апреля 2021 года ООО «Аквасервис» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного участника ООО «Аквасервис» от 27 декабря 2010 года.

В соответствии с п.2.1 Устава ООО «Аквасервис» целями деятельности общества являются удовлетворение населения в товарах, работах и услугах, а также извлечение прибыли. Основными видами деятельности являются: - сбор, очистка и распределение воды; - удаление сточных вод отходов и аналогичная деятельность; - иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ООО «Аквасервис», является организацией, осуществляющей снабжение указанных многоквартирных домов тепловой энергией, горячей и холодной водой через присоединенную сеть, с августа 2014 г. и до настоящего времени.

В соответствии с постановлением администрации ГО «Вуктыл» № 07/185 от 01 июля 2016 года «О присвоении обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» статуса единой теплоснабжающей организации на территории городского округа «Вуктыл» ООО «Аквасервис» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа «Вуктыл».

В соответствии с постановлением администрации ГО «Вуктыл» № 10/1389 от 29 октября 2019 года «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа «Вуктыл» Республики Коми на период с 2019 до 2037 годов» утверждена схема теплоснабжения городского округа «Вуктыл» Республики Коми на период с 2019 до 2037 годов согласно приложению.

06 августа 2020 года утвержден температурный график ООО «Аквасервис», регламентирующий температуру подаваемого теплоносителя в систему теплоснабжения г.Вуктыл относительно температуры наружного воздуха.

Согласно записям в журнале учета температур ООО «Аквасервис» за период с 01 января 2021 года по 18 февраля 2021 года в указанный период времени температура подаваемого ООО «Аквасервис» теплоносителя в общегородскую систему отопления г.Вуктыл не соответствовала нормативным показаниям, отраженным в вышеуказанном температурном графике ООО «Аквасервис».

Данное обстоятельство подтверждается и актами обследования: № 6/03 от 01 марта 2021 года <адрес>, № 10/03 от 01 марта 2021 года <адрес>, № 19/03 от 26 февраля 2021 года <адрес>, № 20/03 от 26 февраля 2021 года <адрес>, № 18/03 от 26 февраля 2021 года <адрес>, № 16/02 от 26 февраля 2021 года <адрес>, № 13/02 от 26 февраля 2021 года <адрес>, № 15/02 от 26 февраля 2021 года <адрес>, № 14/02 от 26 февраля 2021 г. <адрес>; протоколом осмотра помещения <адрес> от 19 февраля 2021 года; протоколом осмотра помещения кв.<адрес> от 19 февраля 2021 года; протоколом осмотра помещения <адрес> от 19 февраля 2021 года; заявлением ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО от 18 февраля 2021 года заявлением ФИО от 19 января 2021 года, заявлением от 25 января 2021 года ФИО, заявлением от 26 января 2021 года ФИО, заявлениями от 16 февраля 2021 года ФИО, ФИО, от 17 февраля 2021 года ФИО, от 18 февраля 2021 года ФИО, от 20 февраля 2021 года ФИО; заявлениями от 24 февраля 2021 года: ФИО, ФИО и ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ; заявлениями от 26 февраля 2021 года ФИО, ФИО; актом проверки № 33/03 от 10 марта 2021 года <адрес>; списком жалоб на отсутствие отопления на 2021 год; отчетами о суточных параметрах теплоснабжения с 24 декабря 2020 года по 23 января 2021 года, с 24 января 2021 года по 23 февраля 2021 года; ведомостями учета суточных параметров потребления с 01 января 2021 года по 31 января 2021 года, с 01 февраля 2021 года по 28 февраля 2020 года; справками о температуре наружного воздуха по данным наблюдений на АМСГ Вуктыл от 02 марта 20112 года; ведомостями учета суточных параметров потребления за период с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года; протоколом об административном правонарушении № 02-07-13/16 от 11 февраля 2021 года в отношении ООО «Аквасервис» по ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколом об административном правонарушении № 02-07-13/17 от 11 февраля 2021 года в отношении ООО «Аквасервис» по ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколом об административном правонарушении № 02-07-13/17 от 25 февраля 2021 года в отношении ООО «Аквасервис» по ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколом об административном правонарушении № 02-07-13/17 от 09 апреля 2021 года в отношении ООО «Аквасервис» по ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколом об административном правонарушении № 02-07-13/17 от 12 апреля 2021 года в отношении ООО «Аквасервис» по ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Постановлением от 01 марта 2021 года № 03/205 администрации ГО «Вуктыл» в целях недопущения чрезвычайной ситуации, связанной с постоянными перебоями подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения на центральной котельной КВГМ-30 и недопущения обострения социального напряжения среди населения городского округа «Вуктыл» введен режим повышенной готовности на территории ГО «Вуктыл».

Согласно письма исх.№ 739 от 01 апреля 2021 года директора ООО «Аквасервис» на имя руководителя администрации ГО «Вуктыл» ФИО документы по снижению платы за некачественное предоставление услуг по горячему водоснабжению направлены в ООО «ЦЖР и РУГ». Однако направить документы на снижение платы по отоплению, согласно актов замера в помещении, а также потребителям города в случае несоответствия температурному графику не представляется возможным ввиду отсутствия методики расчета, утвержденной органами государственной власти.

21 января 2021 года и.о.прокурора г.Вуктыл принято решение о проведении проверки ООО «Аквасервис» по доводам о нарушении действующего законодательства и проверке исполнения требований федерального законодательства о теплоснабжении.

По результатам проведенной проверки в адрес руководителя ООО «Аквасервис» прокурором г.Вуктыл 05 марта 2021 года направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Законодательства о промышленной безопасности и теплоснабжении, в котором указано, что в ходе проверки выявлены нарушения правил эксплуатации тепловых установок. При этом, указанные нарушения привели к невозможности обеспечения населения качественными коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению. ООО «Аквасервис» в журнале учета температур зафиксировано отклонение от норматива подачи температуры в подающем трубопроводе, что в свою очередь привело к невозможности предоставления качественных коммунальных услуг населению. При этом, как указано раннее причиной предоставления некачественных услуг по отоплению и горячему водоснабжению послужило незаконное изменение технологической схемы котельной.

Анализируя собранные по делу, вышеперечисленные доказательства, и пояснения представителей сторон в судебном заседании суд приходит к выводу, что в указанные в уточненном заявлении прокурора г.Вуктыл периоды времени теплоснабжение жителям г.Вуктыл Республики Коми предоставлялось ресурсоснабжающей организацией ООО «Аквасервис» ненадлежащего качества по причине температуры теплоносителя ниже установленной законом нормы.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изм. и доп. вступ.в силу с 01.01.2021) (далее Федеральный закон «О теплоснабжении») настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых станций (п.1ст.1).

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; 2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; 5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Пунктом 1 ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Из п.5 ст.22 Федерального закона «О теплоснабжении» следует, что в случае нарушения теплоснабжающей организацией порядка приостановления, прекращения исполнения обязательства по договору теплоснабжения такая организация обязана возместить возникшие в результате данного нарушения убытки в соответствии с гражданским законодательством.

На основании п.1 ст.23.9 Федерального закона «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и правилами организации теплоснабжения, утвержденными правительством Российской Федерации.

На основании п.3 ст.23.9 Федерального закона «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация при исполнении обязательства по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, обеспечивает: 3) снижение размера платы за поставляемую потребителю тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.39 Жилищного Кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.

На основании п.21 Правил предоставления коммунальных услуг и п.4 Приложения № 1 к ним, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных сетей и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Подпунктами «а-в» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Подпунктом «д» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг установлена обязанность исполнителя производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размере платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

В силу пп. «а» п.33 Правил предоставления коммунальных услуг и п.4 Приложения 1 к Правилам, следует, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Из п.п. «г-д» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что потребитель имеет право: получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Статьей 98 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п.150 Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Пунктом 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусмотрено обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещения не ниже +18С (в угловых комнатах +20С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки -31 С и ниже – в жилых помещениях не ниже +20С (в угловых комнатах +22С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). При этом допустимое снижение температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) не более 3 С; снижение температуры в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0,00 часов) не допускается. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положения раздела IX Правил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года № 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, которые устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров (п.1) (далее Правила организации теплоснабжения).

Согласно п.3 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов, федерального значения решением: главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа – в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.

В соответствии с п. 20 Правил организации теплоснабжения по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

Из п.21 (1) Правил организации теплоснабжения договор теплоснабжения потребителя с единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения определяет: обязательство единой теплоснабжающей организации по снижению размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договоров значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерыву в теплоснабжении, в соответствии с положениями, предусмотренными разделом Х (1) настоящих Правил.

Пунктом 24 Правил организации теплоснабжения предусмотрено, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренном у схемой теплоснабжения.

На основании п. 34 Правил организации теплоснабжения плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного с соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа, на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель или цены, осуществляемой по соглашению сторон.

Согласно п.124 Правил организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения единая теплоснабжающая организация в зоне своей деятельности обеспечивает соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включаемых в договор теплоснабжения, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» и положениями настоящего раздела (пп.1); параметры качества теплоснабжения, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе. Значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки как среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по температурному графику, включенному в договор теплоснабжения, предусматривающему в отношении каждого потребителя зависимость температуры теплоносителя в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе в точке от температуры наружного воздуха (2); единая теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, установленных договором теплоснабжения, в пределах разрешенных отклонений значений указанных параметров.

Пунктом 124 Правил организации теплоснабжения предусмотрено, что в случае несоблюдения единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация обеспечивает снижение размера платы за поставляемую тепловую энергию (мощность) в порядке, предусмотренном пунктами 124 (8) – 124 (15) Правил (пп.7).

В соответствии с пп.8 п.124 Правил организации теплоснабжения под несоблюдением единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжение, понимается зафиксированный в порядке, предусмотренном пунктами 124 (10)-124(12) настоящих Правил факт отклонения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, за пределы разрешенных отклонений, установленные в соответствии с п.124 (4) настоящих Правил. Факт нарушения качества теплоснабжения фиксируется по показаниям приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.

На основании пп. 13 п. 124 Правил организации теплоснабжения в случае подтверждения факт нарушения качества теплоснабжения единая теплоснабжающая организация в расчетном периоде, следующим за расчетным периодом, в котором произошло указанное нарушение, снижает размер платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую для оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей, по формулам согласно приложения № 1, а за тепловую энергию (мощность) поставляемую для прочих потребителей – по формулам согласно приложения № 2, за исключением случаев, предусмотренных п.124 (14) настоящих Правил.

Поскольку в судебном заседании установлено, что в указанные в заявлении прокурора г.Вуктыл периоды времени с 01 января 2021 года до 01 марта 2021 года (за исключением периодов с 04 января 2021 года по 07 января 2021 года; 15 января 2021 года; 21 января 2021 года; 24 января 2021 года; 25 января 2021 года; с 26 января 2021 года по 01 февраля 2021 года; 05 февраля 2021 года, ООО «Аквасервис», в нарушении вышеперечисленных норм закона не обеспечивало надлежащую температуру теплоносителя, поставляемого в единую систему теплоснабжения г.Вуктыл, к которой подключены все многоквартирные дома г.Вуктыл, то по мнению суда, имеются основания для производства перерасчета и снижения потребителям -физическим лицам (собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах г.Вуктыл) оплаты стоимости поставленной коммунальной услуги по теплоснабжению.

Суд также считает, что имеются основания для производства вышеуказанного перерасчета применить методику, с использованием п.2 приложения № 3 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, поскольку ответчик имеет возможность получить все данные, применяемые при указанной методике расчета, а именно: количество установленных фактов нарушений качества коммунальной услуги по отоплению, по которым в расчетном периоде поступили сообщения о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению от потребителя (потребителей) проживающих в жилых помещениях; количество дней в которых допущено нарушение; общая площадь жилого помещения; общая площадь всех жилых помещений; величина снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией исполнителю, приобретающему тепловую энергию (мощность) для оказания коммунальной услуги по отоплению потребителям (или поставляемую единой теплоснабжающей организацией непосредственно потребителю), при несоблюдении единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения или договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в расчетном периоде, определяемая в соответствии с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08 августа 2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» за каждый установленный факт нарушения.

При этом, величина снижения размера платы за тепловую энергию (мощность- поставляемую единой теплоснабжающей организацией рассчитывается с учетом изменения объема потребления тепловой энергии, произошедшее в результате факта нарушения качества теплоснабжения в расчетном периоде, цены на тепловую энергию (мощность), определяемой по соглашению сторон договора теплоснабжения в рамках предельного уровня цены, действовавшего на день окончания расчетного периода, в котором был зафиксирован факт нарушения качества теплоснабжения (за это значение необходимо принять тариф за отопление, действующий на территории ГО «Вуктыл»).

Изменение объема потребления тепловой энергии подлежит расчету исходя из удельной теплоемкости воды, фактического массового расхода теплоносителя за сутки факта нарушения качества теплоснабжения, фактической среднесуточной температуры теплоносителя в подающем трубопроводе, определяемой в точке поставки по показаниям прибора учета за сутки факта нарушения качества теплоснабжения (фактическую среднесуточную температуру теплоносителя в подающем трубопроводе следует принять как температуру теплоносителя на выходе из котельной), установленной в договоре теплоснабжения среднесуточной температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в точке поставки при среднесуточной температуре наружного воздуха в сутки факта нарушения качества теплоснабжения, уменьшенной на величину разрешенного отклонения температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в случае, если фактическая среденсуточная температура отклонилась вниз за пределы ее разрешенных отклонений, включенных в договор теплоснабжения, или увеличенная на величину разрешенного отклонения значений температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в случае, если фактическая среднесуточная температура отклонилась вверх за пределы ее разрешенных отклонений, включенных в договор теплоснабжения (С) (среднесуточную температуру теплоносителя в соответствии с утвержденным температурным графиком); коэффициента отражающего степень потребления тепловой энергии потребителе в нежилых помещениях в многоквартирном доме (вычисляемом как отношение объема потребления тепловой энергии потребителями в нежилых помещениях в многоквартирном доме за предыдущий расчетный период, в котором не были зафиксированы отклонения значений параметров качества теплоснабжения за пределы их разрешенных отклонений, к объему потребления все тепловой энергии многоквартирного дома за тот же период.

На основании изложенного, суд считает, что требования прокурора г.Вуктыл к ООО «Аквасерсвис», заявленные в интересах неопределенного круга лиц об обязании произвести всем потребителям коммунальной услуги по отоплению – населению города Вуктыл снижение размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую во все жилые помещения и многоквартирные дома города Вуктыла, за период с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года включительно (за исключением периодов с 04 января 2021 года по 07 января 2021 года, 15 января 2021 года, 21 января 2021 года, 24 января 2021 года, 25 января 2021 года, с 26 января 2021 года по 01 февраля 2021 года, 05 февраля 2021 года) по аналогии с п.2 Приложения № 3 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 199, 234, 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать общество с ограниченной ответственностью «Аквасервис» произвести всем потребителям коммунальной услуги по отоплению – населению города Вуктыл снижение размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую во все жилые помещения и многоквартирные дома города Вуктыла, за период с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года включительно (за исключением периодов с 04 января 2021 года по 07 января 2021 года, 15 января 2021 года, 21 января 2021 года, 24 января 2021 года, 25 января 2021 года, с 26 января 2021 года по 01 февраля 2021 года, 05 февраля 2021 года) по аналогии с п.2 Приложения № 3 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.

Ответчик вправе подать в Вуктыльский городской суд Республики Коми заявление об отмене этого решения суда в течение 7-ми дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Мотивированное заочное решение изготовлено 11 августа 2021 года.

Судья: О.В.Сурганов