Дело № 2-134/2022 (2-1902/2021) УИД 59RS0025-01-2021-002703-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 03 февраля 2022 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Катаевой А.А.,
при секретаре Фроловой О.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора г.Краснокамска Леонтьевой Е.В., представителя ответчика - Стефаненко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Администрацию Краснокамского городского округа,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим заявлением о возложении обязанности на администрацию Краснокамского городского округа совершить определенные действия в порядке ст.45 ГПК РФ.
Мотивированы требования тем, что прокуратурой проведена проверка по поступившим обращениям граждан по вопросу ненадлежащего содержания пешеходного моста по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в районе домов №а по <адрес> (детский сад №) и № по <адрес> расположен пешеходный мост через р.Пальта, который соединяет микрорайон Молодогвардейцев <адрес> с детскими садами №, № и общеобразовательной школой, поликлиниками, в том числе детской, продуктовыми магазинами, аптекой, почтой России, учреждениями культуры (Дворец Гознака, картинная галерея и др.) и т.д. В настоящее время мост через р.Пальта находится в аварийном состоянии, мостовое сооружение на балансе муниципального образования Краснокамский городской округ не состоит, в реестре муниципального имущества не значится, с сентября 2021 по причине своей небезопасности мост более не эксплуатируется. Вместе с тем, указанное мостовое сооружение содержится за счет средств местного бюджета. Ранее мост также содержался в рамках иных муниципальных контрактов (более 10 лет). По результатам проведенного специализированной организацией ООО “Вектор” технического обследования (в заключении мост поименован как “Пешеходный мост через р.Пальта по пер.Пальтинский,2”) требуется значительный капитальный ремонт для приведения сооружения в работоспособное состояние. Основные несущие конструкции сооружения не соответствуют требованиям нормативной и технической документации в строительстве, рекомендовано признать пешеходный мост непригодным для эксплуатации, подлежащим сносу (выводы экспертов, указанные в заключении от 10.08.2021 № Арх. №В-638-21-ОТС). После получения названного заключения администрацией в сенябре 2021 года принято решение о закрытии моста в связи с его небезопасностью. Необходимость постановки спорного объекта на учет в качестве бесхозяйной вещи обусловлена отсутствием субъекта, который обязан осуществлять контроль за сооружением, принимать меры к предотвращению его разрушения, что неминуемо ставит под угрозу безопасность движения через реку Пальта, создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Право собственности на объект мост через р.Пальта никому не передано, в государственной и муниципальной собственности не зарегистрировано, в ЕГРН регистрация прав на мост отсутствует, что отвечает признакам бесхозяйного имущества. В целях приведения названного объекта в нормативное состояние необходима постановка на учет в качестве бесхозяйного имущества, поскольку отсутствие собственника влечет несвоевременное проведение работ по содержанию моста в надлежащем техническом состоянии, что может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга, в том числе жителей.
В судебном заседании прокурор поддержала требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что администрации было рекомендовано снести имеющийся объект - мост через р.Пальта, считают, что взять на баланс указанный объект является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Принятие на учет бесхозяйного имущества влечет большие, не обоснованные расходы, поскольку ремонт моста не целесообразен, рекомендован снос. В схему дорог данный мост, скорее всего, не входит, поскольку право собственности на него не зарегистрировано. В этом районе имеются и другие мосты. Представителем был представлен и приобщен судом по его ходатайству отзыв на исковое заявление, в котором указано, что администрация не считает себя надлежащим ответчиком, в качестве ответчика должен выступать Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа. Кроме того, отметила, что срок постановки на учет бесхозяйного имущества, заявленный в иске, не реален, поскольку данная работа требует значительных временных затрат.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 пояснила, что проживает в <адрес>. Мост через р.Пальта был построен одновременно с микрорайоном, примерно в 60-х годах, всегда обслуживался муниципалитетом. Несколько лет назад его ремонт и обслуживание прекратилось, мост стал разрушаться. В наличии этого моста заинтересованы все жители микрорайона, поскольку именно он позволяет быстро добраться до всех объектов инфраструктуры. Существуют еще два моста, но на значительном удалении, не удобные для жителей микрорайона. Кроме того, в микрорайоне отсутствует асфальтовое покрытие дорог и тротуары, поэтому около 0,5 км до следующего моста нужно передвигаться по плохой дороге, где движутся машины. Жители микрорайона неоднократно обращались в администрацию с заявлениями о ремонте моста. Осенью 2021 года силами жителей микрорайона при поддержке депутата мост был отремонтирован.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 дала аналогичные ФИО3, пояснения.
Третьи лица Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа, МКУ «Краснокамск благоустройство» в судебное заседание представителей не направили, будучи извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, позицию по иску не выразили.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора г.Краснокамска подлежащими удовлетворению.
В силу ч.ч.1,2,3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии со ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения и т.д.
Согласно ч.2 ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.
К полномочиям муниципального образования в силу ст.14 вышеуказанного Федерального закона, отнесено принятие решений и проведение на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, микрорайон Молодогвардейцев г.Краснокамска расположен на территории Краснокамского городского округа. Прокуратурой г.Краснокамска проведена проверка на основании поступившего обращения жителей ФИО5, ФИО6 по вопросу ненадлежащего содержания пешеходного моста по адресу: <адрес>.
Согласно ГОСТ Р 58398-2019 “Национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства орагнизации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения” под улично-дорожной сетью понимается предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, протуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспртных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
Из содержания Правил благоустройства территории Краснокамского городского округа, утвержденных Решением Краснокамской городской Думы от 24.04.2019 N 61 следует вывод, что объект инфраструктуры – пешеходный мост через реку Пальта является элементом благоустройства, предназначен для движения пешеходов, относиться к улично-дорожной сети.
В реестре государственной собственности Пермского края объект транспортной инфраструктуры “Пешеходный мост через р.Пальта”, расположенный по адресу: <адрес>, не учитывается; в реестре муниципального имущества Краснокамского городского округа вышеуказанный объект отсутствует; в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными указанный объект также отсутствует, что подтверждается выписками из реестров, не оспаривалось ответчиком.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимого имущества - мост через р.Пальта, собственника не имеет, судом такой собственник не установлен, в Едином государственном реестре недвижимости правообладатель данных объектов не определен, ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд, об осуществлении государственной регистрации прав без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа отсутствуют.
Довод представителя истца о том, что ранее вышеуказанный объект содержался за счет средств муниципалитета и должен содержатся подтверждается представленными письменными доказательствами.
Так, объект инфраструктуры мост через р.Пальта включен в муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, проезжей части улиц, элементов обустройства дорог и искусственных сооружений на них г.Крснокамска, заключенный между МКУ “Краснокамск Благоустройство” и ООО “ПКФ “КСОРЗ-М” ДД.ММ.ГГГГ (в контракте поименован как “Пешеходный мост через р.<адрес>”).
Согласно техническому заданию к контракту № от ДД.ММ.ГГГГ уборочная площадь моста определена в 160 кв м, уборочная площадь подходов к мосту 185 кв м. ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения обращений жителей микрорайона Молодогвардейцев г.Краснокамска с привлечением в качестве специалиста начальника отдела строительства и архитектуры администрации Оханского городского округа, проведена проверка состояния пешеходных мостов через р.Пальта и автомобильного моста через р.Пальта в г.Краснокамск, выявлены многочисленные нарушения требований СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-84 “Мосты и трубы”, ФИО8 52748-2007 Дороги автомобильного общего пользования, в том числе прменительно к пешеходному мосту по адресу: <адрес> выявлены следующие дефекты: отсутствуют участки ограждения перил, требуются сварочные работы незакрепленных частей ограждения, требуется замена искривленных ограждающих участков перил (до 6 м.п.), требуется замена деревянных поручней, значительное покрытие коррозией металлических пролетов и опор, отклонения от вертикали металлических опор, коррозия металла опор, требуется окраска.
Таким образом, в ходе осмотра по состоянию на 11.06.2020 было установлено, что мост эксплуатируется, вместе с тем мост не отвечает требованиям безопасности. Кроме того, 30.07.2021 в прокуратуру г.Краснокамска поступило сообщение жителей микрорайона Молодогвардейцев г.Краснокамска по вопросу ненадлежащего содержания МКУ “Краснокамск Благоустройство” пешеходного моста через р.Пальта. В ходе проверки также было установлено, что мост эксплуатируется, но надлежащим образом не содержится, требует ремонта.
С учетом указанных нарушений главе Краснокамского городского округа 30.08.2021 было вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Указанное представление рассмотрено 13.09.2021, администрацией округа признан факт безхозности объекта - мост через р.Пальта, указано, что в силу диспозитивности ст.225 Гражданского Кодекса Российской Федерации признание прав на бесхозный объект является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. С целью принятия решения о постановке на учет в органах регистрации в качестве бесхозяйной вещи объекта - мост через р.Пальта было принято решение о проведении технического обследования объекта.
Довод представителя ответчика о том, что ремонт моста нецелесообразен, суд отклоняет, поскольку из представленного в материалы дела заключения ООО «ВЕКтор» следует, что для приведения объекта в работоспособное состояние требуется значительный капитальный ремонт, вывод о непригодности для эксплуатации носит рекомендательный характер. Представителем ответчика не опровергнуты доказательства, представленные истцом о том, что мост через р.Пальта содержался ранее за счет средств местного бюджета.
Таким образом, вышеуказанный объект недвижимого имущества - мост через р.Пальта, является бесхозяйным, что, в отсутствие собственника данного объекта, приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации данного имущества, а потому влечет за собой опасность возникновения неблагоприятной ситуации, нарушение прав неопределенного круга лиц.
Суд учитывает доводы представителя истца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подтверждённые копиями обращений граждан, представленными в материалы дела, а также свидетельскими показаниями в судебном заседании о том, что жители микрорайона Молодогвардейцев г.Краснокамска нуждаются в наличии вышеуказанного моста.
Исходя из перечисленных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий. Невыполнение органом местного самоуправления данной обязанности создает угрозу безопасности граждан. Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности.
Администрация Краснокамского городского округа, вопреки возражениям ее представителя, является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Так, нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разрешаемый вопрос входит в полномочия органа местного самоуправления, созданного для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Краснокамска удовлетворить.
Возложить на Администрацию Краснокамского городского округа Пермского края обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта транспортной инфраструктуры – пешеходный мост через <адрес> по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А.Катаева
Мотивированное решение изготовлено 11.02.2022