ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-134/2022 от 17.05.2022 Североуральского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0050-01-2022-000018-12

Дело № 2-134/2022 Мотивированное решение изготовлено 17.05.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североуральск 6 мая 2022 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Лещенко Ю.О.,

при секретаре судебного заседания Яковлевой Л.И.,

с участием помощника прокурора Катаевой А.В., представителя ответчика Администрации Североуральского городского округа Рябухиной О.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс», Администрации Североуральского городского округа о возложении обязанности произвести работы по защите строительных конструкций, фундамента оборудования котельных, обеспечении подготовки и передачи резервного топлива и обеспечении необходимым запасом резервного топлива,

У С Т А Н О В И Л:

требования прокурора г. Североуральска мотивированы тем, что прокуратурой города Североуральска проведена проверка поручения прокуратуры Свердловской области от 27.09.2021 о готовности теплоснабжающей организации к отопительному сезону. Установлено, что согласно постановлению Администрации Североуральского городского округа от 02.05.2012 № 575 создано муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс». Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 30.06.2016 № 827 утвержден Устав МУП «Комэнергоресурс».

Согласно п.2.2 Устава МУП «Комэнергоресурс» одним из видов деятельности предприятия является деятельность по предоставлению коммунальных услуг; предоставление услуг населению и прочим потребителям по производству, передаче и распределению тепловой энергии; эксплуатация тепловых сетей, водопроводных и канализационных систем, газового оборудования, очистных сооружений, котельных; эксплуатация объектов котлонадзора, газового надзора; реконструкция, модернизация и капитальный ремонт паровых колов, тепловых сетей, водопроводов, канализационных систем, газового оборудования.

Согласно п.п.4 п.1 ст.6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения Североуральского городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.п.28 п.1 ст.6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения Североуральского городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая в том числе создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств.

Согласно п.24 ст.29 Устава Североуральского городского округа полномочиями по реализации вышеуказанного вопроса местного значения наделена Администрация Североуральского городского округа.

На основании постановления Администрации Североуральского городского округа от 30.05.2012 № 709 объекты коммунальной инфраструктуры переданы в хозяйственное ведение ресурсонабжающей организации МУП «Комэнергоресурс», а именно: 4 котельные, из них 2 на газовом топливе (резерв мазут) - Центральная котельная и на п. Черемухово, 1 котельная на мазутном топливе (п. Покровск- Уральский) и 1 на дровах (п. Баяновка).

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).

В силу п. 2 вышеуказанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее -ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). Согласно п. 10 Порядка для котельных, работающих на газе, ННЗТ устанавливается по резервному топливу.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 29.07.2021 №КР-332-66 с 02.08.2021 по 11.08.2021 проведена внеплановая выездная проверка МУП «Комэнергоресурс». В ходе проверки установлены 24 нарушения, которые отражены в предписании об устранении нарушений от 11.08.2021 №Р-332-66/П. Сроки устранения нарушений установлены до 01.10.2021 и 01.12.2021.

В ходе внеплановой выездной проверки на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 05.10.2021 №Р-332-180-рш, проведенной с 20.10.2021 по 22.10.2021 установлено, что ряд выявленных нарушений, указанных в предписании сроком устранения до 01.10.2021, по состоянию на 22.10.2021 не устранены.

В ходе внеплановой выездной проверки на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 06.12.2021 № Р-332-379-рш проведенной с 07.12.2022 по 09.12.2022 установлено, что выявленные нарушения, указанные в предписании, не устранены. Согласно предписанию от 09.12.2021 МУП «Комэнергоресурс» установлен новый срок устранения нарушений - до 01.06.2022.

Так, в нарушение ст. 20, ст. 23.2 Федерального закона от 27.10.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 4.1.1 Приказа Минэрго России от 24.03.2003 №115 отсутствует договор на поставку резервного топлива (мазут) по Центральной котельной, котельной в поселке Черемухово.

В настоящее время между МУП «Комэнергоресурс» и ООО «Уралэнерго» заключен предварительный договор от 20.12.2021 № 1 о заключении в будущем договора поставки мазута топочного для котельных. Вместе с тем, в договоре не определен срок заключения основного договора. Заключение предварительного договора и неустановление срока заключения основного договора не способствует устранению выявленного нарушения, поскольку не влечет для сторон правовых последствий в случае неисполнения обязательств по предварительному договору.

Кроме того, в нарушение ст. 20, ст. 23.2 Федерального закона от 27.10.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 3.3.22 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 №115 не защищены строительные конструкции, фундаменты оборудования от попадания воды котельных в поселке Покровск-Уральский и поселке Черемухово.

Согласно ответа МУП «Комэнергоресурс» от 14.12.2021 «для устранения попадания воды в строительные конструкции будет произведен демонтаж кровли, подготовка основания, монтаж нового материала и герметизация швов, создание гидроизоляционного слоя, а также ремонт парапета с восстановлением гидроизолирующего слоя. К работам планируется приступить в апреле со сходом снега и установлением плюсовых температур. Планируется закупить материал. Установленные нарушения будут устранены к 01.06.2022».

Вместе с тем, в прокуратуру города Североуральска договор о поставке строительного материала для ремонта котельных не представлен. МУП «Комэнергоресурс» фактических действий по реальному устранению выявленных нарушений от 11.08.2021 не предпринял.

Таким образом, эксплуатация объектов ТЭК осуществляется с нарушением установленных требований закона, что свидетельствует о грубом нарушении МУП «Комэнергоресурс» и Администрации Североуральского городского округа законодательства о теплоснабжении, правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц (потребителей) на своевременное и качественное предоставление коммунальных услуг.

На основании изложенного прокурор просил обязать МУП «Комэнергоресурс» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по защите строительных конструкций, фундамента оборудования котельных расположенных в пос. Покровск-Уральский, пос. Черемухово города Североуральска Свердловской области, от попадания воды; обязать МУП «Комэнергоресурс» обеспечить подготовку и передачу резервного топлива (мазута) в центральную котельную г. Североуральска и котельную в поселке Черемухово г. Североуральска, и обеспечить необходимым запасом резервного топлива (мазута).

По ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Североуральского городского округа.

Прокурор Катаева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МУП «Комэнергоресурс» в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признает. МУП «Комэнергоресурс» создано на основании постановления Администрации Североуральского городского округа от 02.05.2012 № 575, Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 30.06.2016 № 827 утвержден Устав МУП «Комэнергоресурс» (редакция №3). Согласно п.2.2 Устава МУП «Комэнергоресурс» одним из видов деятельности предприятия является деятельность по предоставлению коммунальных услуг; предоставление услуг населению и прочим потребителям по производству, передаче и распределению тепловой энергии; эксплуатация тепловых сетей, водопроводных и канализационных систем, газового оборудования, очистных сооружений, котельных; эксплуатация объектов котлонадзора, газового надзора; реконструкция, модернизация и капитальный ремонт паровых колов, тепловых сетей, водопроводов, канализационных систем, газового оборудования.

В соответствии со ст. 16 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа, помимо иных, относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ст. 6 ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления поселений.

Согласно п.п.4 п.1 ст.6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения Североуральского городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.п.28 п.1 ст.6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения Североуральского городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая в том числе создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств.

Согласно п.24 ст.29 Устава Североуральского городского округа полномочиями по реализации вышеуказанного вопроса местного значения наделена Администрация Североуральского городского округа.

На основании постановления Администрации Североуральского городского округа от 30.05.2012 № 709 объекты коммунальной инфраструктуры переданы в хозяйственное ведение МУП «Комэнергоресурс», а именно: 4 котельные, из них 2 на газовом топливе (резерв мазут) - Центральная котельная и на п. Черемухово, котельная на мазутном топливе (п. Покровск- Уральский) и 1 на дровах (п. Баяновка).

В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

В силу пункта 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, (которыми являются котельные), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Согласно п. 11.9 вышеуказанных Правил энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, должны своевременно обеспечивать создание нормативных запасов топлива.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).

В силу п. 2 вышеуказанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее -ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее -ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее -НЭЗТ). Согласно п. 10 Порядка для котельных, работающих на газе, ННЗТ устанавливается по резервному топливу.

21.06.2021 года приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области № 259 утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии для Центральной котельной -11,103 тыс. тонн, для кот. пос. Черемухово - 1,825 тыс. тонн.

Уральским Управлением Ростехнадзора от 29.07.2021 № КР-332-66 с 02.08.2021 по 11.08.2021 проведена внеплановая выездная проверка МУП «Комэнергоресурс». В ходе проверки установлены 24 нарушения, которые отражены в предписании об устранении нарушений от 11.08.2021 №Р-332- 66/П. Сроки устранения нарушений установлены до 01.10.2021 и 01.12.2021. В ходе внеплановой выездной проверки на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 05.10.2021 №Р-332-180-рш, проведенной с 20.10.2021 по 22.10.2021 установлено, что ряд выявленных нарушений, указанных в предписании сроком устранения до 01.10.2021, по состоянию на 22.10.2021 не устранены. В ходе внеплановой выездной проверки на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 06.12.2021 № Р-332-379-рш проведенной с 07.12.2022 по 09.12.2022 установлено, что выявленные нарушения, указанные в предписании, не устранены. Согласно предписанию от 09.12.2021 МУП «Ком- энергоресурс» установлен новый срок устранения нарушений - до 01.06.2022.

Обеспечить котельные Центральную и пос. Черемухово резервным топливом мазут МУП «Комэнергоресурс» не может по следующим причинам. Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 30.05.2012 года № 709 «О передаче муниципального имущества Североуральского городского округа в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» было передано имущество, в том числе комплексы теплоснабжения, при этом износ переданных объектов на момент передачи согласно актов приема-передачи составлял 50 % -100 % от балансовой стоимости.

МУП «Комэнергоресурс» осуществляет только регулируемые виды деятельности, затраты понесенные предприятием могут быть компенсированы только за счет тарифа на услуги теплоснабжения. Тарифы на коммунальные услуги, предоставляемые МУП «Комэнергоресурс» подлежат государственному регулированию со стороны РЭК СО. Тарифы установлены на долгосрочный период на основании долгосрочных параметров регулирования деятельности (на тепловую энергию с 2022 по 2026 год).

Согласно п.51 Постановления Правительства РФ №1075 от 22.10.2012 «Долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются».

Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Согласно постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области в состав тарифа МУП «Комэнергоресурс» включаются затраты понесенные предприятием на выработку и сбыт тепловой энергии. Затраты на приобретение резервного топлива мазут в тарифы МУП «Комэнергоресурс» не заложены.

Поставка мазута в объеме 12,928 тыс. тонн в ценах сегодняшнего дня (30 000,10 руб. за 1 тонну, в том числе НДС) будет составлять 387 841 292,80 рублей с НДС. МУП «Комэнергоресурс» не может нести указанные расходы, не компенсируемые тарифом.

В настоящее время между МУП «Комэнергоресурс» и ООО «Уралэнерго» заключен предварительный договор от 20.12.2021 № 1 о заключении в будущем с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций договора поставки мазута топочного для котельных. В соответствии с п. 4 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Согласно п. 6 ст. 429 ГК РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор. Таким образом стороны определили возможность заключения договора поставки мазута в связи с возникновением или угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, которая может привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения.Для устранения попадания воды в строительные конструкции будет произведен демонтаж кровли, подготовка основания, монтаж нового материала и герметизация швов, создание гидроизоляционного слоя, а также ремонт парапета с восстановлением гидроизолирующего слоя. К работам планируется приступить в апреле со сходом снега и установлением плюсовых температур. Планируется закупить материал. Установленные нарушения будут устранены в срок установленный предписанием 01.06.2022. Устранение в период минусовых температур с октября по сегодняшний день физически не представляется возможным.

Поскольку в отношении МУП «Комэнергоресурс» 05.10.2021 года арбитражным судом по делу №А60-37869/2021 инициирована процедура несостоятельности (банкротства) и введено наблюдение оплата текущих платежей осуществляется в строгом соответствии с требованиями ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».В связи с чем, закупка материалов может производиться перед непосредственным выполнением работ. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Администрации Североуральского городского округа Рябухина О.В. исковые требования прокурора не признала, поддержала позицию ответчика МУП «Комэнергоресурс», выраженную в отзыве на исковое заявление, не согласна с требованиями прокурора.

На основании постановления Администрации Североуральского городского округа от 30.05.2012 № 709 объекты коммунальной инфраструктуры теплоснабжения: 4 котельные, из них 2 на газовом топливе (резерв мазут) - центральная котельная и котельная п. Черемухово, 1 котельная в п. Покровск - Уральском на мазутном топливе, 1 котельная в п. Баяновка на дровах, переданы в хозяйственное ведение МУП «Комэнергоресурс».

В соответствии с пп. 7, 8 п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

С целью обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения между МУП «Комэнергоресурс» и ООО «Уралэнерго» заключен предварительный договор от 20.12.2021 № 1 о заключении в будущем с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций договора поставки топочного мазута для котельных.

Таким образом, МУП «Комэнергоресус» путем заключения предварительного договора о поставке топочного мазута исполнило обязательство по обеспечению безаварийной работы объектов теплоснабжения.

С учетом того, что приказом Министерства энергетики и жилищно -коммунального хозяйства Свердловской области от 21.06.2021 № 259 утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии для центральной котельной - 11,103 тыс. тонн, для котельной пос. Черемухово - 1,825 тыс. тонн, стоимость резервного топлива для указанных котельных составит около 388000000 рублей. Данная сумма для муниципального предприятия значительна.

Фактическое приобретение резервного топлива экономически нецелесообразно, повлечет за собой значительные затраты, существенные для экономического состояния предприятия.

Кроме того, необходимо учитывать, что приобретение резервного топлива повлечет за собой необходимость его хранения и в дальнейшем утилизации после истечения срока годности, что соответственно повлечет дополнительные расходы денежных средств для обеспечения условий хранения резервного топлива и его утилизации.

Также, на сегодняшний день у МУП «Комэнергоресурс» отсутствуют условия для обеспечения хранения резервного топлива (мазута).

В настоящее время в отношении МУП «Комэнергоресурс» инициирована процедура банкротства (дело № А60-37869/2021), определением Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2021 (резолютивная часть определения от 05.10.2021) введена процедура банкротства - наблюдение.

Путем заключения предварительного договора о поставке топочного мазута МУП «Комэнергоресурс» оптимизированы нецелесообразные и экономически не обоснованные расходы, что крайне важно для финансового оздоровления предприятия, находящегося в стадии банкротства.

Требования об обязании МУП «Комэнергоресурс» произвести работы по защите строительных конструкций, фундамента оборудования котельных, расположенных в пос. Покровск - Уральский и пос. Черемухово г. Североуральска от попадания воды, заявлены заблаговременно.

С целью устранения попадания воды в строительные конструкции МУП «Комэнергоресурс» запланированы работы по демонтажу кровли, подготовке основания, монтажу нового материала и герметизации швов, созданию гидроизоляционного слоя, ремонта парапета с восстановлением гидроизолирующего слоя. Указанные работы планируется произвести, после схода снега и установления плюсовых температур. МУП «Комэнергоресурс» не уклоняется от проведения работ и исполнения требований предписания Ростехнадзора. В зимний период проведение работ не представляется возможным.

Просила в удовлетворении исковых требованиях отказать.

Суд, заслушав стороны исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.

В соответствии со ст. 16 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа, помимо иных, относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ст. 6 ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления.

Согласно п.п.4 п.1 ст.6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения Североуральского городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.п.28 п.1 ст.6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения Североуральского городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая в том числе создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств.

Согласно п.24 ст.29 Устава Североуральского городского округа полномочиями по реализации вышеуказанного вопроса местного значения наделена Администрация Североуральского городского округа.

Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 02.05.2012 № 575 создано муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс». Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 30.06.2016 № 827 утвержден Устав МУП «Комэнергоресурс».

Согласно п.2.2 Устава МУП «Комэнергоресурс» одним из видов деятельности предприятия является деятельность по предоставлению коммунальных услуг; предоставление услуг населению и прочим потребителям по производству, передаче и распределению тепловой энергии; эксплуатация тепловых сетей, водопроводных и канализационных систем, газового оборудования, очистных сооружений, котельных; эксплуатация объектов котлонадзора, газового надзора; реконструкция, модернизация и капитальный ремонт паровых колов, тепловых сетей, водопроводов, канализационных систем, газового оборудования.

На основании постановления Администрации Североуральского городского округа от 30.05.2012 № 709 объекты коммунальной инфраструктуры переданы в хозяйственное ведение ресурсонабжающей организации МУП «Комэнергоресурс», а именно: 4 котельные, из них 2 на газовом топливе (резерв мазут) - Центральная котельная и на п. Черемухово, 1 котельная на мазутном топливе (п. Покровск- Уральский) и 1 на дровах (п. Баяновка).

В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

В силу пункта 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, (которыми являются котельные), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Согласно п. 11.9 вышеуказанных Правил энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, должны своевременно обеспечивать создание нормативных запасов топлива.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).

В силу п. 2 вышеуказанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее -ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). Согласно п. 10 Порядка для котельных, работающих на газе, ННЗТ устанавливается по резервному топливу.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно п. 3.3.1, 3.3.22 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда. Строительные конструкции, фундаменты оборудования и сооружений необходимо защитить от попадания на них минеральных масел, пара и воды.

В судебном заседании установлено, что по результатам проверки прокуратурой г. Североуральска готовности теплоснабжающей организации МУП «Комэнергоресурс» к отопительному сезону выявлено, что на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 29.07.2021 №КР-332-66 с 02.08.2021 по 11.08.2021 проведена внеплановая выездная проверка МУП «Комэнергоресурс». В ходе проверки установлены 24 нарушения, которые отражены в предписании об устранении нарушений от 11.08.2021 №Р-332-66/П. Сроки устранения нарушений установлены до 01.10.2021 и 01.12.2021.

В ходе внеплановой выездной проверки на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 05.10.2021 №Р-332-180-рш, проведенной с 20.10.2021 по 22.10.2021 установлено, что ряд выявленных нарушений, указанных в предписании сроком устранения до 01.10.2021, по состоянию на 22.10.2021 не устранены.

В ходе внеплановой выездной проверки на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 06.12.2021 № Р-332-379-рш проведенной с 07.12.2022 по 09.12.2022 установлено, что выявленные нарушения, указанные в предписании, не устранены. Согласно предписанию от 09.12.2021 МУП «Комэнергоресурс» установлен новый срок устранения нарушений - до 01.06.2022.

В настоящее время между МУП «Комэнергоресурс» и ООО «Уралэнерго» заключен предварительный договор от 20.12.2021 № 1 о заключении в будущем договора поставки мазута топочного для котельных, срок заключения основного договора в предварительном договоре не определен.

Кроме того, установлено, что строительные конструкции, фундаменты оборудования котельных в поселке Покровск-Уральский и поселке Черемухово не защищены от попадания воды.

Как следует из ответа МУП «Комэнергоресурс» прокурору г. Североуральска от 14.12.2022, для устранения попадания воды в строительные конструкции будет произведен демонтаж кровли, подготовка основания, монтаж нового материала и герметизация швов, создание гидроизоляционного слоя, а также ремонт парапета с восстановлением гидроизолирующего слоя. К работам планируется приступить в апреле со сходом снега и установлением плюсовых температур. Планируется закупить материал. Установленные нарушения будут устранены к 01.06.2022.

Вместе с тем, договор о поставке строительного материала для ремонта котельных не представлен. МУП «Комэнергоресурс» фактических действий по реальному устранению выявленных нарушений от 11.08.2021 не предприняло.

Главный специалист Управления Ростехнадзора Зубарева С.В. в судебном заседании пояснила, что осуществляет надзор за деятельностью МУП «Комэнергоресурс» с 2018 года, котельные в пос. Черемухово и Центральная котельная имеют по одному вводу газопровода, резервных не предусмотрено. Кроме того, мазутные баки для хранения мазута находятся в неисправном состоянии. По предварительному договору на поставку мазута топливо планируется завозить автомобильными цистернами, но для того, чтобы запустить работу котельной, мазут нужно разогревать, таких условий в котельных нет. Здания котельных старые, он периодически проходят экспертизы, согласно заключениям, здания дееспособны частично. Попадание воды на электрооборудование может спровоцировать его отказ, нарушение работы котельной.

Судом установлено и не оспорено ответчиками, что на Центральной котельной г. Североуральска и котельной в поселке Черемухово г. Североуральска не создан нормативный запас резервного топлива (мазута).

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Согласно п. 2, 3 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток(п. 19, 20,21 Порядка).

Таким образом, судом установлено, что эксплуатация объектов ТЭК осуществляется с нарушением установленных требований закона, что свидетельствует о грубом нарушении МУП «Комэнергоресурс» законодательства о теплоснабжении, правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц (потребителей) на своевременное и качественное предоставление коммунальных услуг.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора г. Североуральска к МУП «Комэнергоресурс». Оснований для удовлетворения требований к Администрации Североуральского городского округа не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» о возложении обязанности произвести работы по защите строительных конструкций, фундамента оборудования котельных, обеспечении подготовки и передачи резервного топлива и обеспечении необходимым запасом резервного топлива удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» произвести работы по защите строительных конструкций, фундамента оборудования котельных, расположенных в п. Покровск-Уральский, п. Черемухово г. Североуральска Свердловской области от попадания воды в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» обеспечить подготовку и передачу резервного топлива (мазута) в Центральную котельную г. Североуральска и отельную в п. Черемухово г. Североуральска Свердловской области и обеспечить необходимым запасом резервного топлива (мазута).

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Североуральска к Администрации Североуральского городского округа отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.О. Лещенко

Копия верна