Дело №2-134/22
51RS0002-01-2021-007239-70
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2022 года г. Мурманск
Первомайский районный суд г. Мурманска в составе
председательствующего судьи Сониной Е.Н.
при помощнике судьи Исаевой А.В.,
с участием истца ФИО11,
представителя ответчика ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к Северному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об отмене приказа от *** о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 обратился в суд с иском к Северному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Северное УГМРН Ространснадзора) об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
В обоснование заявленных требований указал, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности *** линейного отдела на основании служебного контракта от ***№***.
Приказом работодателя от ***№*** ему объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии за нарушение порядка привлечения к административной ответственности, регламентированного нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считает данный приказ незаконным, поскольку процессуальные нарушения допущены не по его вине, а вследствие отсутствия финансового обеспечения отправки почтовой корреспонденции и служебной мобильной связи. Кроме того, работодателем был нарушен порядок проведения проверки и при применении дисциплинарного взыскания работодателем не были учтены предшествующие результаты исполнения им должностных обязанностей.
Истец просит суд отменить приказ работодателя от ***№*** о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований. Указал, что его вины в том, что извещения не были направлены адресатам нет, поскольку на счетах не было денежных средств до *** года. В силу своих обязанностей он занимается производством по делам об административных правонарушениях, составляет протоколы, представляет интересы в судах. Полагает, что поскольку его деятельность является правоприменительной, на него распространяются разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженные в пункте 2 Постановления от 14 апреля 2016 г. № 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей".
Пояснил, что ему поступили материалы дел от капитана порта, начальник отдела поручил ему рассмотреть материалы административных дел для принятия процессуальных решений. Руководствуясь ст.29.1 КоАП РФ при подготовке рассмотрения дела по административному правонарушению, используя форму документов, методики применения норм КоАП РФ при деятельности федеральной службы по надзору в сфере транспорта и в сроки, установленные законодательством, им были вынесены определения о принятии дел к производству. После чего, на основании п.1 ст.24, использовав формы документов, приложения, методики, и в установленные законом сроки, он выносил определения о назначении мест и времени рассмотрении данных дел об административном правонарушении. И, поскольку конкретный способ направления извещения законом не установлен, а средств связи, которые позволяют контролировать получение уведомлений в его распоряжении не было, корпоративная служебная мобильная связь не работала по причине отсутствия денежных средств на счете в период ***, им было направлено уведомление посредством смс-сообщения, с личного телефона ФИО1.
В отношении других правонарушителей им было принято решение, основанное на положении ст.25.15 КоАП РФ, согласно которому, местом уведомления граждан выступает место их жительства - регистрация. К каждому определению им были изготовлены сопроводительные письма, зарегистрированы в отделе и переданы должностному лицу отдела, ответственному за почтовые направления. Время рассмотрения дела, с учетом отправки уведомления определялось с учетом доставки заказной корреспонденции, приезда правонарушителя к месту рассмотрения, с учетом не превышения сроков давности привлечения к административной ответственности во избежание жалоб. Постановления изготавливались по форме установленной методики. Дела об административном правонарушении, указанные в докладной записке специалистом, рассматривались в срок, указанный в ч.1 ст.26 КоАП РФ и не превышали срок давности привлечения к административной ответственности. Дела рассматривались на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, надлежащим образом не извещенного о дате и месте рассмотрения дела. Ходатайство об отложении рассмотрения дела от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и его защитника не поступало.
Также пояснил, что им изготавливались постановления, сопроводительные письма, регистрировались, и вместе с постановлением передавались лицу, ответственному за почтовые отправления. Все административные дела проходят, либо прошли проверку в *** Прокуратуре. Прокуратура нарушений в отношении истца не выявила.
Представитель ответчика Северного УГМРН Ространснадзора - ФИО12 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Поддержал возражения, указанные в отзыве на иск. Пояснил, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, истец не убедился в том, что лица, привлекаемые к административной ответственности, были уведомлены ненадлежащим образом о их рассмотрении, что повлекло отмену постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Согласился с доводом истца о том, что не было финансирования на отправку уведомлений, однако отметил, что в других отделах, находящихся в таком же положении, таких нарушений допущено не было не было.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
На основании статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в том числе обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В силу пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Согласно Положению о Северном управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 04 марта 2013 года № АК-308фс (далее – Положение) Северное УГМРН Ространснадзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации, международного законодательства в области мореплавания и судоходства на морском и внутреннем водном транспорте в пределах границ своей зоны ответственности (п.1.1)
Согласно п.1.5. Положения для осуществления полномочий и организации деятельности в Северном УГМРН Ространснадзора в пределах установленной численности образованы линейные отделы.
Основными задачами Северного УГМРН Ространснадзора являются:
- осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании (включая морские порты), о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
- расследование аварий и инцидентов на море в соответствии с Положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
- расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации;
- лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Ространснадзора, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением предприятиями и организациями морского и внутреннего водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, лицензионных требований и условий;
- государственный надзор за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений;
- государственный контроль и надзор за соблюдением норм и правил эксплуатации морских и речных гидротехнических сооружений;
- государственный контроль за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов;
- применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также мер по ликвидации последствий указанных нарушений раздел 2 Положения).
В связи с возложенными на него задачами Северное УГМРН осуществляет, в том числе:
- контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
- контроль и надзор за деятельностью юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, отдельных должностных лиц, связанной с судоходством и обеспечением его безопасности на море и внутренних водных путях, а также эксплуатацией портовых и судоходных гидротехнических сооружений;
- надзор за деятельностью государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в области обеспечения безопасной проводки судов на внутренних водных путях, в морских портах и на подходах к ним;
- государственный контроль и надзор за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта в отношении объектов морского транспорта и объектов инфраструктуры морского транспорта в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- государственный контроль и надзор за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в установленной сфере деятельности;
- расследование аварий и инцидентов на море;
- расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте;
- лицензирование перечисленных видов деятельности;
- проверку соблюдения норм и правил безопасной эксплуатации морских и речных портовых гидротехнических сооружений, а также судоходных гидротехнических сооружений;
- проверку полноты и качества информационных материалов по портовым и судоходным гидротехническим сооружениям, представляемых собственником и эксплуатирующей организацией, подготовку и подачу сведений о поднадзорнъгх гидротехнических сооружениях для внесения в государственный водный реестр и отраслевой раздел Российского регистра гидротехнических сооружений;
- контроль деятельности капитанов портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
- обеспечивает надзор за деятельностью капитанов бассейнов внутренних водных путей по осуществлению ими государственного портового контроля;
- государственный надзор за соблюдением Правил классификации и освидетельствования спортивных парусных судов (раздел III Положения).
Кроме того, осуществляет в установленном порядке рассмотрение дел об административных правонарушениях, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации (п.3.18 раздел III Положения).
В интересах возложенных на него функций и полномочий, Северное УГМРН Ространснадзора вправе помимо прочего:
- осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании (включая морские порты), о внутреннем водном транспорте Российской Федерации,
- проводить расследования аварий или инцидентов на море и транспортных происшествий на внутренних водных путях,
- проводить осмотры (обследования) объектов морского и внутреннего водного транспорта и объектов инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта,
- выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации производство об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции (раздел IV Положения).
На основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 04.02.2021 № 30 «О внесении изменений в схемы размещения территориальных органов Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 марта 2012г. № 83», Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) от 29.01.2021г. № ВБ-118фс «О нормативах штатной численности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их структурных подразделений и отдельных категорий должностей, количества заместителей руководителя территориального органа и численности типовых подразделений» и Письма Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) от ***№*** в соответствии с приказом от ***№*** в Северном УГМРН проведены организационно-штатные мероприятия для приведения штатного расписания Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствие с утвержденными нормами предельной численности работников и фонда оплаты труда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявления ФИО11 в соответствии с приказом №*** от *** с этой даты назначен на должность ***.
С истцом заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Северном УГМРН Ространснадзора №*** от ***.
В соответствии с условиями служебного контракта, в редакции дополнительных соглашений к нему, ФИО11 взял на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и обязуется исполнить должностные обязанности по должности государственного ***, в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Согласно разделу II служебного контракта гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные статьей 15 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе соблюдать ограничения, выполнить обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с Правилами внутреннего служебного распорядка для работников Северного УГМРН от ***№*** в редакции приказов №*** от ***, от ***№*** круг обязанностей, которые выполняет государственный служащий по своей должности, определяется его должностным регламентом, утвержденным в установленном порядке.
В силу должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность *** линейного отдела Северного УГМРН, утвержденного ***, гражданский служащий, замещающий должность *** должен обладать профессиональными знаниями в сфере законодательства Российской Федерации, знать содержание и использовать в служебной деятельности перечисленные в разделе 2.2.2 должностного регламента законы и подзаконные акты, его знания должны включать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к исполнению своих должностных обязанностей (п.2.2.3).
Пунктом 3.3 должностного регламента определены должностные обязанности ***, связанные с функциональными особенностями должности, в число которых входит возбуждение, ведение производства, административного расследования, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях. Принятие мер по делам об административных правонарушениях, в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.3.3.19).
С должностным регламентом ФИО11 ознакомлен ***.
Старшим специалистом ***ФИО2*** на имя начальника Северного УГМРН Ространснадзора направлена докладная записка, в которой указано, что при анализе показателей платежей в федеральный бюджет по категории «штрафы за административные правонарушения на транспорте», назначенные *** линейным отделом Северного УГМРН Ространснадзора, выявлены нарушения при составлении протоколов о назначении административного наказания в части соблюдения регламента по извещению нарушителей в соответствии с ч.2 ст.25.1, ч.1 ст.25.15, ст.29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В докладной записке указано, что в постановлениях о привлечении к административной ответственности не указан способ, дата время извещения лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях. Наказание назначено в отсутствие лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, отсутствуют извещения о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с распоряжением начальника Северного УГМРН от ***№*** на основании докладной записки старшего специалиста ***ФИО2 была проведена комиссионная служебная проверка в отношении сотрудников *** линейного отдела с целью установления нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, отраженных в докладной записке.
В результате выполненных мероприятий, изучения дел об административных правонарушениях по постановлениям серии ***: №*** от ***, №*** от ***, №*** от ***, №*** от ***, №*** от ***, №*** от ***, №*** от *** в отношении ФИО3, №*** от ***, №***, №***, №*** от ***, №***, №***, №***, №***, №*** от ***, №***, №***, №*** от *** в отношении ФИО4, №*** от ***, №*** от *** в отношении ФИО5, №*** от *** в отношении ФИО6, №*** от *** в отношении ФИО7, №*** от *** в отношении ФИО8 комиссия установила, что ФИО11 при осуществлении производства по указанным делам об административных правонарушениях допущены нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о надлежащем извещении лиц, в отношении которых возбуждено и ведется дело об административном правонарушении, о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, сроков направления указанным лицам процессуальных документов по делу.
По результатам проверки комиссия пришла к выводу о том, что *** линейного отдела Северного УГМРН Ространснадзора ФИО11 было допущено грубое нарушение порядка привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в части неуведомления их о дате и месте рассмотрения материалов дела, тем самым было нарушено их право на защиту при рассмотрении материалов дела, закрепленное в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом комиссия пришла к выводу о том, что ФИО11 осознанно шел на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, регламентированного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку доказательств того, что ФИО11 направлял в адрес Северного УГМРН Ространснадзора информацию об отсутствии возможности надлежащего уведомления лиц, привлекаемых к административной ответственности о дате и месте вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с отсутствием финансирования *** линейного отдела, комиссии представлено не было.
За нарушение порядка привлечения к административной ответственности, регламентированного нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях комиссией рассмотрена возможность привлечения *** ФИО11 к дисциплинарной ответственности.
Приказом от ***№*** за нарушение порядка привлечения к административной ответственности, регламентированного нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО11 объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии.
С указанным приказом истец ознакомлен ***, о чем свидетельствует его подпись.
В объяснениях, данных суду, истец указал, что в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен был убедиться в том, что лица, привлекаемые к административной ответственности уведомлены надлежащим образом о производстве по делу, однако никаких последствий их неизвещение для истца влечь не может, поскольку им были подготовлены и отправлены уведомления, и он не относит это к ненадлежащему исполнению своих обязанностей.
Разрешая требования истца суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с нормами части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В статье 29.7 КоАП РФ закреплено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, в силу приведенных выше норм лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении
Из вышеприведенных требований закона и локальных актов, регламентирующих порядок действий истца при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, следует, что ФИО11 как процессуально самостоятельное и независимое, ответственное за рассмотрение дела об административном правонарушении лицо, должен был убедиться в надлежащем извещении лиц, привлекаемых к административной ответственности, о дате, времени и месте рассмотрения дела, что им сделано не было.
Данные обстоятельства не оспаривались истцом в ходе судебного разбирательства.
Факт рассмотрения ФИО11 вышеперечисленных дел об административных правонарушениях в отсутствие надлежащего извещения лиц, привлекаемых к административной ответственности, о возбуждении дел об административных правонарушениях и осуществления производства по ним, неправомерность привлечения к административной ответственности подтверждается материалами служебной проверки, материалами административных дел и судебными актами.
Частью 1 ст. 25.15 КоАП РФ регламентировано, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из формы для заполнения следует, что в отношении ФИО3 постановление №*** и в отношении ФИО4 постановление №*** по делу об административном правонарушении вынесено ***, в то время как датой направления им извещения является *** и *** соответственно.
Постановления №***, №*** в отношении ФИО5 вынесены ***, извещения направлены ***.
В отношении ФИО3 постановления №***, №***, №***, №*** вынесены ***, постановление №*** – ***, в то время как извещения в его адрес направлены ***.
*** постановление №*** вынесено в отношении ФИО6, однако извещение ему направлено ***.
*** постановление №*** вынесено в отношении ФИО7, но извещение в его адрес направлено ***.
В отношении ФИО4*** вынесены постановления №***, извещения о рассмотрении указанных дел в его адрес направлены *** (№***), ***. Этому же лицу *** направлены извещения по делам, постановления по которым №*** вынесены ***, а №*** вынесены ***.
В отношении ФИО8 дело было рассмотрено в отсутствие указанного лица, о рассмотрении дела направлено смс-извещение, постановление №*** вынесено ***, однако в адрес привлекаемого лица не направлено.
Копиями представленных ответчиком административных дел: по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, постановлению об АП №***, по постановлению об АП №***, постановлению об АП №***, постановлению об АП №***, постановлению об АП №***, постановлению об АП №***, постановлению об АП №***, подтверждается рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении указанных в них лиц в их отсутствие.
При этом данных о надлежащем извещении этих лиц о времени и месте рассмотрения материалов эти дела не содержат.
Решениями Кольского районного суда от ***№***, от ***№***, от ***№***, от ***№***, от ***№***, от ***№***, от ***№*** отменены постановления №*** соответственно, производства по делам прекращены в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В указанных судебных актах сделан вывод о том, что данные постановления вынесены в отсутствие сведений о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случаях существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса дело может быть возвращено на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, однако в данном случае, поскольку срок привлечения к административной ответственности истек, указанные постановления были прекращены по основанию п.6 ч.1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно должностному регламенту ФИО11 обязан исполнять свои должностные обязанности, в число которых входит возбуждение, ведение производства, административного расследования, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО11 ссылался на отсутствие финансирования для отправки извещений лицам, привлекаемым к административной ответственности, однако не представил в ходе рассмотрения дела доказательств того, что указанные лица извещались им с использованием иных различных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручение адресату.
При этом в отсутствие надлежащего извещения лиц, привлекаемых к административной ответственности, ФИО11 вопреки требованиям закона об отложении рассмотрения дела с последующим направлением извещений, рассмотрел дела об административных правонарушениях и вынес по ним постановления в нарушение, в том числе, прав этих лиц на защиту.
Кроме того, из представленной в материалы дела формы для заполнения следует, что лицам, привлекаемым к административной ответственности, направлялось простое почтовое отправление, в то время как положения части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требуют направления заказного письма с уведомлением о вручении.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Частью 2 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (часть 2 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (п.1 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ»).
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (ч.6, 9. статьи 59 ФЗ № 79-ФЗ).
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (части 4 и 5 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58).
Начальником управления – ***ФИО9*** издано распоряжение о проведении служебной проверки, в соответствии с пунктом 2 которого начальнику *** линейного отдела ФИО10, *** ФИО11 в установленные законом сроки предложено представить объяснительные на имя начальника управления.
С указанным распоряжением ФИО11 был ознакомлен ***, о чем свидетельствует его подпись.
*** ФИО11 представлена объяснительная записка, в которой изложена его позиция, поддержанная им в судебном заседании.
Служебная проверка проведена в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на основании распоряжения уполномоченного на ее проведение лица - руководителя Управления, с выявлением всех обстоятельств, послуживших поводом к ее проведению, сроки привлечения ФИО11 к дисциплинарной ответственности по результатам служебных проверок соблюдены.
Из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что материалами служебной проверки подтвержден факт ненадлежащего исполнения ФИО11 возложенных на него должностным регламентом обязанностей по соблюдению процедуры возбуждения, ведения производства, административного расследования, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях, что привело к нарушению прав иных лиц, в отношении которых велись дела об административных правонарушениях, поскольку с правом лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, корреспондирует обязанность предоставить лицу такую возможность, невозможности привлечения их к административной ответственности, при этом, процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности работодателем соблюдена.
В иске ФИО11 ссылается на то, что проверка была проведена представителем нанимателя с нарушением части 5 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», согласно которой в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Однако таких обстоятельств судом по делу не установлено, и истец в ходе рассмотрения дела не указал, в чем состояло нарушение.
При этом, вопреки утверждениям истца, наложенное ответчиком дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного ФИО11 дисциплинарного проступка (поскольку действиями ФИО11 были нарушены права иных лиц), степени его вины, обстоятельствам, при которых был совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения ФИО11 своих должностных обязанностей, в том числе наличие еще одного дисциплинарного взыскания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что права ФИО11 как государственного гражданского служащего при наложении на него дисциплинарных наказаний в виде предупреждения о неполном служебном соответствии нарушены не были, оспариваемый приказ вынесен представителем нанимателя законно и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО11 к Северному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об отмене приказа от *** о наложении дисциплинарного взыскания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись Е.Н.Сонина