ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135(2020 от 03.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-135(2020)

27RS0003-01-2019-007031-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2020 года г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Петровой Ю.В., при секретаре Мокосееве М.М., с участием представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ ФИО1, действующей по доверенности от 28.10.2019г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Чукотского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по заключению государственного контракта,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Чукотского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Войсковой части 90099 обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, Министерству обороны РФ, о возложении обязанности по заключению государственного контракта на техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства № Войсковой части 90099. В обоснование заявленных требований указал, что режимное помещение в военном комиссариате оборудовано работоспособной и исправной сигнализацией, связанной с дежурным по военному комиссариату. Вместе с тем ответчик не выполняет возложенные на него функции по обслуживанию и ремонту охранной сигнализации.

Военный прокурор Чукотского гарнизона, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении иска в отсутствие истца, по обстоятельствам указанным в исковом заявлении.

Войсковая часть 90099 извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., просила отказать в удовлетворении требований к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, так как не являются собственниками помещения. Договоры обслуживания на данные помещения с ответчиком не заключены. Не известно, кто и на каких условиях устанавливал сигнализацию.

Ответчик Министерство обороны РФ, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя с учетом обстоятельств, изложенных в письменном отзыве, приобщенном к материалам гражданского дела.

Выслушав представителя ответчика, исследовав исковое заявление письменные позиции сторон, доказательства, материалы дела и дав им оценку в совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Чукотский автономный округ, <адрес>.

В соответствии с п. 173 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено обязательное оснащение режимных помещений охранной сигнализацией, предусматривающей оповещение ответственных должностных лиц при ее срабатывании в случае несанкционированного проникновения в охраняемое помещение.

Обследованием режимных помещений для осуществления секретного делопроизводства № войсковой части 90099, проведенным ДД.ММ.ГГГГ миссией войсковой части 90099, установлено, что поименованные режимные помещения для осуществления секретного делопроизводства оснащены работоспособной и исправной охранной сигнализацией типа «ВЭРС-ПК24М-02», ЭРС-ПК1(ТМ)-01-01 версия 2», СМК-1», «Аккорд-20», «Фотон-10», связанной с дежурным по воинской части.

При этом установлено, что ответчиками не исполняется возложенная законодательством Российской Федерации обязанность по техническому обслуживанию объектов военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, в части технического обслуживания и ремонта охранной сигнализации, которой оснащены режимные помещения для секретного делопроизводства № войсковой части 90099.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» определено, что должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора .

Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>)» (далее - Приказ) в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).

Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в соответствии с п.п. 6, 8 которого учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем, имеет филиалы и осуществляет свои функции через подразделения по территориальному принципу.

При этом, выполнение обязательств в интересах воинских частей, учреждений, дислоцированных в <адрес>, возложено на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу).

В соответствии с п.п. 3, 4, 9, 10 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а также приказом командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении фондов военных городков за филиалами федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу. Тихоокеанскому флоту», функции по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг, а также технического обслуживания оборудования, ремонт и содержание переданного имущества в интересах воинских частей, дислоцированных в <адрес>, в том числе с правом заключения соответствующих государственных контрактов со специализированными организациями, возложены на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу).

Вместе с тем в соответствии со ст. 296 ч.1 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как установлено в судебном заседании, здания переданы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу) на эксплуатационное содержание.

Эксплуатационное обслуживание – это комплекс по поддержанию в исправном состоянии всех систем здания в целях нормального функционирования здания и его инженерных сетей, при этом заключение контрактов на техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства не включены в полномочия учреждения.

В соответствии с п.п. 1.1.1, 1.1.8 Руководящего документа РД 25.964-90 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ, (утвержденного Министерством электротехнической промышленности и приборостроения СССР) техническое обслуживание указанных устройств проводится с целью поддержания работоспособного состояния установок в процессе эксплуатации путем периодического проведения работ по их профилактике и контролю технического состояния, а ремонт производится с целью восстановления работоспособного состояния технических средств в процессе эксплуатации.

Согласно ст.ст. 2, 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной тайне», согласно которым государственная тайна это защищаемые государством сведения, в том числе, в области его военной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об обороне», ст.ст. 2, 3 Закона РФ «О государственной тайне» и изданных в их развитие нормативных актов Министерство обороны России техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, которой оснащены режимные помещения для осуществления секретного делопроизводства № войсковой части 90099, установленным порядком не осуществляется, соответствующий государственный контракт на осуществление технического обслуживания и ремонта охранной сигнализации не заключен, что влечет предпосылки к нанесению ущерба безопасности Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования режимных помещений для осуществления секретного делопроизводства комиссией войсковой части 90099 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением начальника Жилищно-коммунальной службы (далее - ЖКС ) Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО) ФИО3, полученными в ходе прокурорской проверки.

При таких обстоятельствах, организацией, осуществляющей функции по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, в том числе техническому обслуживанию и ремонту охранной сигнализации, которой оснащено режимное помещение для осуществления секретного делопроизводства военного комиссариата <адрес>, и уполномоченной на заключение соответствующих государственных контрактов, является Министерство обороны Российской Федерации, которое должно содержать режимное имущество в соответствии с законодательством, предпринимая меры по своевременному устранению и предупреждению возможных сбоев и поломок охранной сигнализации, вместе с тем, суд полагает невозможным удовлетворить требования о возложении обязанности по заключению государственного контракта, исходя из принципа свободы договора, а так же исходя из того что способ реализации полномочия по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту охранной сигнализации должен определять собственник. При таких обстоятельствах суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично и необходимым возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязательства по разработке в течение 6 месяцев и выполнению мероприятий по обеспечению технического обслуживания охранной сигнализации режимных помещений для обслуживания секретного делопроизводства № войсковой части 90099 (689500 Чукотский автономный округ, <адрес>). На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Чукотского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить частично.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по разработке в течение 6 месяцев и выполнению мероприятий по обеспечению технического обслуживания охранной сигнализации режимных помещений для обслуживания секретного делопроизводства № войсковой части 90099 (689500 Чукотский автономный округ, <адрес>).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Судья Петрова Ю.В.

решения суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.