ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135-14 от 04.04.2014 Ирафского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-135-14Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ г.

Ирафский районный суд в составе председательствующего судьи ФИО2, при секретаре Малиевой Дз.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании 7931757, 58 рублей.

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебное заседание представитель истца ФИО3 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Согласно исковому заявлению, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> была проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов. По результатам выездной налоговой проверки установлено, что ФИО1 налоговые декларации по НДФЛ за 2007 год, 2008 год, 2009 год представил в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Ему было направлено требование о предоставлении документов, которое получено ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем налогоплательщика ФИО4 Истребуемые документы в инспекцию представлены не были, с заявлением о продлении срока представления документов с указанием причин, препятствующих представлению, ФИО1 не обращался. Представителем ФИО4 даны письменные пояснения о невозможности представления на проверку документов, т.к. ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание помещения, где хранились документы, которые вследствие пожара сгорели. Факт утраты документов в результате чрезвычайных обстоятельств не признается обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика, если индивидуальный предприниматель не предпринимает никаких действий по восстановлению документов. Бездействие налогоплательщика в отношении восстановления документов может трактоваться как противоправное бездействие, приведшее к совершению налогового правонарушения по неосторожности, ФИО1 же мер по восстановлению документации предпринято не было. Следовательно, ФИО1 на проверку в налоговый орган в установленный срок не представил документы, необходимые для проведения проверки-всего 130 документов. Им совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 126 НК РФ и он подлежит привлечению к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 200,00 руб. за каждый непредставленный документ. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. В связи с непредставлением ФИО1 документов для проведения проверки в течение более двух месяцев налоговым органом произведено исчисление налогов расчетным путем с учетом имеющихся в инспекции документов и информации, касающихся деятельности ФИО1 за проверяемый период, в том числе, предоставленных в рамках истребования документов у контрагентов проверяемого лица. Суммы налогов, подлежащих к уплате в бюджет ФИО1, определены налоговым органом на основании имеющихся документов и информации о налогоплательщике и его контрагентов. Объектом налогообложения при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. ФИО1 с расчетных счетов, открытых в Томском филиале ОАО «Русь-Банк», Промышленном региональном банке ООО АКБ, Томском филиале КБ "Роспромбанк", денежные средства снимались наличными по чекам банка. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, в том числе материальная выгода, в текущем налоговом периоде учету в составе его доходов подлежат все суммы денежных средств, поступившие в распоряжение налогоплательщика в указанном налоговом периоде. Статья 41 НК РФ содержит общие принципы определения дохода и применяется в случаях, когда в отношении конкретного вида дохода положениями части второй НК РФ специальный порядок расчета налоговой базы не установлен. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Такой выгодой являются снятые наличные денежные средства по чекам. Следовательно, объектом обложения НДФЛ в данном случае является указанная выгода в денежной форме. По данным проверки, налоговая база по НДФЛ, облагаемая по ставке 13 процентов составила: за 2007 год - 4 254 000,00 руб., за 2008 год - 36 404 968,45 руб., за 2009 год - 7 159 905,49 руб. Налогоплательщики - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, обязаны самостоятельно исчислить суммы НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий бюджет и уплатить их не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В нарушение указанного порядка, ФИО1 не исчислил НДФЛ за 2007 год, 2008 год и 2009 год в сумме: за 2007 год - 553 020 руб., за 2008 год - 4 732 646 руб., за 2009 год - 930 788 руб. и не уплатил указанные суммы в бюджет. Итого неуплата налогов установлена в сумме 6 216 454,00 руб. Заместителем начальника ИФНС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решено привлечь его к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок в налоговый орган 130 документов в виде штрафа в размере 200,00 руб. за каждый, всего в размере 26 000,00 руб., предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 6 216 454,00 руб., за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДФЛ за 2008 г. и 2009 г. начислена пеня в сумме 1 689 303,58 руб. Решение ФИО1 обжаловано не было. Ему направлено требование об уплате налога, штрафа, пени со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ г., которые в установленный срок не уплачены. Просит взыскать в пользу соответствующего бюджета с ФИО1 задолженность по неуплаченному налогу на доходы физических лиц в сумме 6 216 454,00 руб., пеню в размере 1 689 303,58 руб., штраф в размере 26000 руб.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явился.

Представитель ответчика – ФИО5, действующий на основании доверенности № <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признал, обратив внимание суда на следующие обстоятельства. Требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. ФИО1 не обжаловал решение о привлечении его к ответственности. На требование об уплате налога он тоже никак не реагировал. Следовательно, спора о праве на момент подачи иска не было и истцу следовало подать заявление о вынесении судебного приказа. В этом случае, суду нужно прекратить производство по делу на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ. Кроме того, согласно представленным доказательствам, срок исполнения требования по уплате задолженности установлен ДД.ММ.ГГГГ Исполнение решения налогового органа о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения приостановлено ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением материалов в следственный отдел по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. ДД.ММ.ГГГГ исполнение решения налогового органа возобновлено в связи с отказом в возбуждении уголовного дела. Заявление о взыскании налога подается в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности – ДД.ММ.ГГГГ до дня принятия решения о приостановлении исполнения решения – ДД.ММ.ГГГГ прошло 2,5 месяца. Постановление об отказе в возбуждении дела вынесено ДД.ММ.ГГГГ и только через 4 месяца 6 дней -ДД.ММ.ГГГГ принято решение о возобновлении исполнения решения налогового органа. Исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, оставшийся срок в 3,5 месяца истек до подачи иска, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, в том случае, если суд не найдет оснований для прекращения дела.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ г., деятельность его в таком качестве прекращена ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса РФ инспекцией федеральной налоговой службы России по <адрес> проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет НДФЛ, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), налога на добавленную стоимость (НДС), правильности исчисления и своевременности удержания, перечисления в бюджет налоговым агентом налога на добавленную стоимость (НДС) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г., единого социального налога (ЕСН), а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ г., по вопросам правильности исчисления и своевременности удержания, перечисления налога на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и установлено следующее.

В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 228, п. 5 ст. 227 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) соответствующую налоговую декларацию в срок, установленный п. 1 ст. 229 НК РФ – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

ФИО1 налоговые декларации по НДФЛ за 2007 год, 2008 год, 2009 год представил в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса РФ, ему было направлено требование № 20/154/1В о представлении документов (информации), которое получено ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем налогоплательщика ФИО4

Согласно п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Истребуемые документы в инспекцию представлены не были, с заявлением о продлении срока представления документов с указанием причин, препятствующих представлению, ФИО1 не обращался.

Его уполномоченным представителем даны письменные пояснения о невозможности представления на проверку документов, т.к. ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание помещения, где хранились документы, которые вследствие пожара, сгорели.

Однако, суд считает, что факт утраты документов в результате чрезвычайных обстоятельств не признается обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика, если индивидуальный предприниматель не предпринимает никаких действий по восстановлению документов.

Бездействие налогоплательщика в отношении восстановления документов может трактоваться как противоправное бездействие, приведшее к совершению налогового правонарушения по неосторожности.

ФИО1 соответствующих мер по восстановлению документации предпринято не было.

Следовательно, ФИО1 в нарушение п.1 ст.93 Налогового кодекса РФ на проверку в налоговый орган в установленный срок не представил документы, необходимые для проведения проверки, всего 130 документов.

Тем самым, ФИО1 совершил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 126 Налогового кодекса РФ и подлежит привлечению к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ, всего 26000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В связи с тем, что ФИО1 документы для проведения проверки не представил налоговым органом, в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, в ходе выездной налоговой проверки произведено исчисление налогов расчетным путем с учетом имеющихся в инспекции документов и информации, касающихся деятельности ФИО1 за проверяемый период, в том числе, предоставленных в рамках истребования документов в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса РФ у контрагентов проверяемого лица, суммы налогов, подлежащих к уплате в бюджет ФИО1 определены налоговым органом на основании имеющихся документов и информации о налогоплательщике и его контрагентов.

Статья 209 Налогового кодекса РФ устанавливает, что объектом налогообложения при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии с п.3 ст.210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст. 224 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Налогового кодекса РФ.

ФИО1 с расчетных счетов, открытых в Томском филиале ОАО «Русь-Банк», Промышленном региональном банке ООО АКБ, Томском филиале КБ "Роспромбанк", денежные средства снимались наличными по чекам банка.

В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, в том числе материальная выгода, в текущем налоговом периоде учету в составе его доходов подлежат все суммы денежных средств, поступившие в распоряжение налогоплательщика в указанном налоговом периоде.

Статья 41 Налогового кодекса РФ содержит общие принципы определения дохода и применяется в случаях, когда в отношении конкретного вида дохода положениями части второй Налогового кодекса РФ специальный порядок расчета налоговой базы не установлен. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В соответствии с общим порядком такой выгодой являются снятые наличные денежные средства по чекам.

Следовательно, объектом обложения налогом на доходы физических лиц в данном случае является указанная выгода в денежной форме.

По данным проверки налоговая база по налогу на доходы физических лиц, облагаемая по ставке 13 процентов в соответствии с п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ составила: за 2007 год - 4 254 000,00 руб.; за 2008 год - 36 404 968,45 руб.; за 2009 год - 7 159 905,49 руб.

В соответствии со ст.228 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, обязаны самостоятельно исчислить суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет и уплатить их в срок, установленный п.4 ст.228 Налогового кодекса РФ (не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

В нарушение указанного порядка ФИО1 не исчислил налог на доходы физических лиц за 2007 год, 2008 год и 2009 год в сумме: за 2007 год - 553 020 руб., за 2008 год - 4 732 646 руб., за 2009 год - 930 788 руб. и не уплатил указанные суммы в бюджет в срок, установленный законодательством.

Всего неуплата налогов установлена в сумме 6 216 454,00 руб.

Заместителем начальника ИФНС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение В о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с которым решено: привлечь к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган 130 документов в виде штрафа в размере 200,00 руб. за каждый документ, всего в размере 26 000,00 руб., предложить уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 6 216 454,00 рублей: за 2007 год в сумме 553 020,00 руб., за 2008 год в сумме 4 732 646,00 руб.,за 2009 год в сумме 930 788,00 руб.

В соответствии со ст. 57, 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2008 г., 2009 г. начислена пеня в сумме 1 689 303,58 руб.

Решение В от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обжаловано, однако руководителем УФНС России по <адрес> жалоба оставлена без удовлетворения.

На основании ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлено требование со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ г.

В установленный срок, налог в размере 6 216 454,00 руб., пеня в размере 1 689 303,58 руб., штраф в размере 26000 руб. уплачены не были.

Доводы представителя ответчика ФИО5 суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно представленным доказательствам, срок исполнения требования по уплате задолженности ФИО1 установлен ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.15.1 ст. 101 Налогового кодекса РФ, в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа. При этом течение сроков взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Исполнение решения налогового органа о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения приостановлено ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением материалов в следственный отдел по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно п.15.1 ст. 101 Налогового кодекса РФ, в случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Согласно представленным документам, в налоговый орган постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 поступило ДД.ММ.ГГГГ г.

А ДД.ММ.ГГГГ исполнение решения налогового органа возобновлено в связи с отказом в возбуждении уголовного дела.

Следовательно, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока для подачи заявления в суд, не имеется.

Как указано выше, согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Это связано с тем, что согласно действующему гражданскому процессуальному законодательству приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от искового производства, а требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица зачастую носят бесспорный характер.

Согласно Обзору Судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2011 г., в случае, когда физическое лицо не согласно с предъявляемыми требованиями налогового органа, то есть имеется спор о праве, то в таком случае налоговый орган может обратиться в суд только в порядке искового производства.

Поскольку, решение В от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обжаловано, но оставлена без удовлетворения, по мнению суда, требование к нему не несет бесспорный характер и оснований для прекращения производства по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь Налоговым кодексом РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> удовлетворить.

Взыскать в пользу Инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> с ФИО1 задолженность по уплате налога на доходы физических лиц в сумме 6 216454 (шесть миллионов двести шестнадцать тысяч четыреста пятьдесят четыре) рубля, пеню в размере 1 689303 (один миллион шестьсот восемьдесят девять тысяч триста три) руб. 58 копеек, штраф в размере 26 000 (двадцать шесть тысяч) рублей.

Взыскание осуществить по следующим реквизитам: получатель- Управление Федерального казначейства по <адрес> (Инспекция федеральной налоговой службы по <адрес>) ИНН 7021022569. КПП 701701001. Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>. Расчетный счет-40101810900000010007. БИК 046902001. Код ОКАТО 69401000000. КБК 18210102030011000110 -уплата налога, КБК 18210102030012000110 - уплата пени, КБК 18210102030013000110 – уплата штрафа.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение одного месяца со дня его вынесения через Ирафский районный суд.

Председательствующий Темирова О.С.