Притобольный районный суд Курганской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Притобольный районный суд Курганской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 – 135/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Глядянское 06 июля 2011 года
Притобольный районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Сартаковой Л.А.,
с участием помощника прокурора Притобольного района Кошкарова В.С.,
при секретаре Тутукове Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Притобольного района в интересах ФИО1 к муниципальному учреждению Финансовый отдел Администрации Притобольного района, Муниципальному учреждению Районный отдел образования Администрации Притобольного района о признании права за ФИО1 на меры социальной поддержки в виде бесплатного освещения жилого помещения в сельской местности в полном объёме, без учёта норм потребления коммунальных услуг и взыскании денежных средств в сумме рублей копеек, потраченных на оплату электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ответчикам о признании права на меры социальной поддержки в виде бесплатного освещения жилого помещения в сельской местности в полном объёме, без учёта норм потребления коммунальных услуг, и взыскании денежных средств в сумме рублей, потраченных на оплату электроэнергии. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Притобольного района Курганской области проверки исполнения жилищного законодательства установлены нарушения со стороны МУ РОО Администрации Притобольного района. Согласно п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. На основании ст.3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения указанным лицам, предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме. ФИО1 как педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, отопление и освещение жилого помещения по адресу: область, район, с. , ул. д.№, кв. №. Однако МУ Районный отдел образования Администрации Притобольного района Курганской области в нарушение действующего законодательства установило формулу расчета потребления электроэнергии, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». В период с марта 2008 года учителя самостоятельно вносили плату за потребленную электроэнергию сверх установленного Районным отделом образования Администрации Притобольного района норматива, рассчитанного по
формуле. РОО Администрации Притобольного района в нарушение требований закона необоснованно отказывается возмещать ФИО1 расходы на оплату электроэнергии. Согласно ст.1071 ГК РФ МУ Финансовый отдел Администрации Притобольного района в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Притобольный район, поэтому прокурор просил взыскать с Финансового отдела Администрации Притобольного района в пользу ФИО1 денежные средства, потраченные ею на оплату электроэнергии в сумме рубля копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании представитель истца прокурора Притобольного района помощник прокурора Кошкаров В.С. поддержал исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Уточнив сумму затрат ФИО1 на оплату электроэнергии за оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, просит взыскать рубля копеек, а не рубля копеек, как было заявлено ранее, поскольку при направлении иска в суд прокурором была допущена арифметическая ошибка. При сверке данных МУ РОО о размере компенсационных сумм за оспариваемый период, данных ОАО «Энергосбыт» и квитанций, представленных истицей ФИО1, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года личные затраты педагога дополнительного образования ФИО1 по квитанциям истицы и данным ОАО «Энергосбыт» составили рублей копеек, из них компенсировано педагогу Муниципальным учреждением РОО Администрации Притобольного района рублей копейки, в остальной части на рубля копеек затраты истицы на оплату электроэнергии не компенсированы на день рассмотрения дела в суде.
Истица ФИО1 в судебном заседании поддержала иск прокурора, как в части признания за нею права на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатного освещения жилого помещения в сельской местности в полном объёме, без учёта норм потребления электроэнергии, так и в части взыскания понесённых ею убытков в виде затрат на оплату электроэнергии. Суду пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ года затраты на электроэнергию ей как педагогическому работнику возмещались полностью. С ДД.ММ.ГГГГ года стали предъявлять требования предоставлять для получения льгот по освещению квитанции с учётом нормативов по площади занимаемого жилого помещения. Она оплачивала лично электроэнергию только ту, которая была сверх установленной нормы. По льготной норме она не касалась оплаты, только предоставляла в РОО квитанции с показаниями счётчика на льготную норму. Оплату по льготной норме производило МУ РОО Администрации Притобольного района в ОАО «Энергосбыт» до ДД.ММ.ГГГГ года. Эти суммы не вошли в сумму иска. С ДД.ММ.ГГГГ года она стала оплачивать всю электроэнергию по 2 квитанциям, одну по льготным нормам сдавала в РОО, эту сумму ей полностью компенсировали, вторую часть оплачивала как сверхнормативное потребление электроэнергии. Просит взыскать только её личные затраты на оплату электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, согласно представленным ею квитанциям оплаты электроэнергии за наличный расчёт за минусом компенсационных выплат. Полагает, что она имеет право на бесплатное жилое помещение с освещением, а отдельных счётчиков в её жилом помещении - только для освещения и только для электроприборов - нет, поэтому в таком случае ей должны оплачивать затраты на электроэнергию полностью. Поскольку ей компенсирована сумма, потраченная на оплату электроэнергии только частично, поэтому просит оставшуюся сумму рубля копеек взыскать с ответчиков.
Представитель ответчика МУ Районный отдел образования Администрации Притобольного района Курганской области в суд не явился, извещён надлежащим образом и в срок о времени и месте судебного заседания, просит рассмотреть дело по существу без участия представителя ответчика МУ РОО (л.д.81). В письменном отзыве на исковое заявление прокурора в интересах ФИО1 представитель ответчика– руководитель
МУ РОО ФИО2, иск не признала, указала, что права педагога ФИО1
Людмилы Ивановны по возмещению расходов на оплату освещения жилого помещения не нарушены, расчет на определение норматива потребления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306. Расчет норматива электроснабжения включает годовой расход электрической энергии на освещение и годовой расход электрической энергии, потребляемой электробытовыми приборами. Поэтому права ФИО1 в части возмещения расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме не нарушены. Доказательства того, что ФИО1 понесла расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные ей и рассчитанные по нормативу, не представлены, так как оплата производилась за всю потребляемую ею электроэнергию. Возмещение расходов на оплату электроэнергии только на освещение, МУ РОО стало производить после проведения проверки Финансового управления (л.д.23).
Представитель ответчика Финансового отдела администрации Притобольного района Курганской области ФИО3, руководитель МУ Финансовый отдел Администрации Притобольного района согласно распоряжению главы Притобольного района от 11 мая 2010 года №52-р/к (л.д.31), иск не признала. Поддержала свои письменные возражения (л.д.27-30), согласно которым она указывала, что в силу статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции, действовавшей до 01.04.2010 года) педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утверждённый постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 года № 379, до 01.01.2010 года определял правила компенсации расходов организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, и освобожденным от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), от оплаты отдельных видов коммунальных услуг: освещения и отопления.
Муниципальное учреждение Финансовый отдел Администрации Притобольного района не считает себя надлежащим ответчиком по делу и не признает заявленные исковые требования в полном объеме по следующим основаниям.
В силу пункта 9-1 названного Порядка возмещение расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении Курганской области, осуществляется на основании договоров между образовательными учреждениями, физкультурноспортивными организациями, в
которых работают указанные лица, и организациями, предоставляющими жилищно-
коммунальные услуги. Образовательные учреждения, физкультурно-спортивные организации, находящиеся в ведении Притобольного района Курганской области, ежемесячно осуществляют возмещение расходов организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги указанным категориям граждан. Оплата расходов производится на основании акта сверки, подтверждающего предоставление услуг и объем понесенных расходов. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств районного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет субвенции из областного бюджета, предусмотренных на указанные цели Притобольному району. Таким образом, из положений вышеназванных нормативных актов следует, что расходы, возникающие в связи с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для педагогических работников образовательных учреждений и работников физкультурно-спортивных организаций, возмещаются организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, а не лицам, наделенным непосредственно правом на вышеуказанные меры социальной поддержки. Обязанность по оплате коммунальных услуг: отопления и освещения в полном размере на вышеуказанные категории граждан, с правом на последующее получение компенсационных выплат, действующим законодательством не возложена, следовательно, энергоснабжающая организация в период до ДД.ММ.ГГГГ обязана предоставить лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, услугу освещения. Отказ энергоснабжающей организации в оказании услуги, либо предъявление к оплате льготным категориям потребителей стоимости услуги освещения полностью или в части незаконны. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков к соответствующему публично-правовому образованию. В силу Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции, действующей с 01.04.2010) педагогические работники образовательных учреждений и работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений; компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения. Финансирование расходов, предусмотренных названным Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета, в виде субвенций на осуществление государственных полномочий Притобольному району.
В соответствии с Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области (в редакции, действующей с 01.01.2010 года) начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, имеющим право на вышеназванные меры социальной поддержки, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», на основании заявления и определенных названным Порядком документов.
МУ РОО Администрации Притобольного района представляет сводный отчет о произведенных выплатах в МУ Притобольный финотдел до 3-го числа каждого месяца.
МУ Притобольный финотдел не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц.
МУ Притобольный финотдел не является ни работодателем вышеуказанных категорий граждан (учреждением, осуществляющим начисление и выплату компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), ни главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование мер социальной поддержки гражданам, имеющим на них право, в связи с чем, не осуществляет непосредственное перечисление средств гражданам и его обязанностей перед гражданами не возникало, поэтому МУ Притобольный финотдел не является надлежащим ответчиком по данному делу. Прокурор в исковом заявлении указывает, что в ходе прокурорской проверки исполнения жилищного законодательства установлены нарушения прав ФИО1 на меры социальной поддержки со стороны МУ РОО Администрации Притобольного района. Из представленных прокурором документов, не усматривается противоправности действий органов местного самоуправления Притобольного района- МУ Притобольный финотдел и МУ РОО Администрации Притобольного района или должностных лиц этих органов. Прокурором указано, что норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений в нарушение действующих норм законодательства, установило МУ РОО Администрации Притобольного района и в нарушение требований закона необоснованно отказалось возмещать истцам расходы на оплату электроэнергии. Ничем не обоснован вывод прокурора о том, что отсутствие у истицы отдельных приборов учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения влечет возникновение права на компенсацию всей стоимости электроснабжения. Действующим законодательством установлены соответствующие нормативы и формулы расчета, позволяющие определить сумму средств, направленных потребителем на оплату услуг именно освещения.
Возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено областным законом, то есть в размере большем, чем это установлено принятым расходным обязательством, влечет увеличение расходов соответствующего бюджета на оплату не предусмотренных законом мер социальной поддержки, что затрагивает права других лиц, возможность предоставления мер социальной поддержки которым, зависит от возможностей бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации: расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам в соответствии с федеральными законами, которые вправе решать органы местного самоуправления, а также в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений по данным вопросам, и в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям Притобольного района, подлежащим финансированию за счет собственных средств районного бюджета, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Льгота для педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, установлена статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», то есть актом федерального законодательства (л.д.27-30).
В судебном заседании представитель ответчика МУ Финансовый отдел Администрации Притобольного района ФИО3 дополнительно пояснила, что финансовый отдел не может быть надлежащим ответчиком по делу, это не
обязательства финансового отдела, так как финотдел не начисляет льготы, прокурор и истица не обращались в финансовый отдел за предоставлением оплаты льгот. Не признавая иск, по мотивам изложенным в письменных возражениях, арифметическую сумму затрат истицы на оплату электроэнергии, не возмещённую на день рассмотрения дела судом за оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года считает правильной. Согласна, что арифметически сумма иска рубля копеек прокурором и истицей рассчитана правильно, поскольку суду представлены квитанции истицы и документы, подтверждающие выплаты истице в качестве льгот по освещению. Сумма по информации ОАО «Энергосбыт» по счёту ФИО1, совпадает с суммой по квитанциям, представленным ФИО1, что проверено в ходе судебного заседания. За оспариваемый период все суммы, запрашиваемые МУ Финансовый отдел Администрации Притобольного района по расчётам МУ РОО Администрации Притобольного района для обеспечения педагогических работников льготами по бесплатному освещению и компенсации затрат на освещение из Управления финансов Курганской области поступили в полном объёме. Задолженности региона перед Притобольным районом по коммунальным услугам педагогическим работникам в виде освещения нет.
Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления Курганской области, в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие. В письменных возражениях, на исковое заявление, указал, что с иском прокурора не согласен в связи с тем, что в обоснование исковых требований прокурором указаны Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» и Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области». Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия областного закона, и полномочия, по осуществлению которых переданы на уровень муниципальных образований в установленном законом порядке, выполнены Курганской областью в полном объеме. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Если установившим льготы федеральным законом обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Учитывая, что льгота для педагогических работников образовательных учреждений до ДД.ММ.ГГГГ на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а после ДД.ММ.ГГГГ право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлены статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», то есть актом федерального законодательства, при том, что органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения расходов на ее предоставление, а также полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, следовательно, обоснованным является вывод о том, что финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
. Статьей 1 Закона Курганской области от 30.12.2005 N 116 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» органы местного самоуправления городского округа - города , муниципальных районов, городских и сельских поселений Курганской области наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской, местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» лицам, указанным в данном Законе, работающим (работавшим) в муниципальных учреждениях и организациях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов Курганской области наделены также отдельными государственными полномочиями Курганской области по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских и сельских поселений Курганской области на выполнение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Курганской области отдельных государственных полномочий Курганской области по предоставлению вышеуказанных мер социальной поддержки. Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, в соответствии с которым финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки указанным лицам, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенции.
Органы местного самоуправления Курганской области не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц, по форме, установленной Финансовым управлением Курганской области.
Финансовое управление Курганской области на основании отчетов,
предоставленных органами местного самоуправления Курганской области, осуществляет перечисление субвенций. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Таким образом, предоставление средств областного бюджета осуществляется в рамках межбюджетных отношений по фактически произведенным расходам на предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии с Законом Курганской области от 06.11.2007 № 298 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (приложение № 11 «Размеры межбюджетных трансфертов, выделяемых бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на 2008 год») бюджету Притобольного района предусмотрена субвенция на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), в размере руб.
Согласно распоряжениям Финансового управления Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная субвенция перечислена в бюджет Притобольного района в полном объеме. В соответствии с Законом Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном
бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» (приложение № 11 «Размеры межбюджетных трансфертов, выделяемых бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на 2009 год») бюджету Притобольного района предусмотрена субвенция на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), в размере руб.
Согласно распоряжениям Финансового управления Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная субвенция перечислена в бюджет Притобольного района в полном объеме..
В соответствии с Законом Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (приложение № 1 «Распределение межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на 2010 год») бюджету Притобольного района предусмотрена субвенция на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), в размере руб.
Согласно распоряжениям Финансового управления Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная субвенция перечислена в бюджет Притобольного района в полном объеме. Расходы, возникающие в связи с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для педагогических работников. образовательных учреждений, возмещаются организациям, оказывающим жилищно - коммунальные услуги, а не лицам, наделенным непосредственно правом на вышеуказанные меры социальной поддержки.
Обязанность по оплате коммунальных услуг: отопления и освещения в полном размере на вышеуказанные категории граждан, с правом на последующее получение компенсационных выплат, действующим законодательством не возложена, следовательно, энергоснабжающая организация в период до ДД.ММ.ГГГГ обязана предоставить лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, услугу освещения. Отказ энергоснабжающей организации в "оказании услуги либо предъявление к оплате льготным категориям потребителей стоимости услуги освещения полностью или в части незаконны. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков к соответствующему публично-правовому образованию.
Необходимо учитывать, что вышеназванные нормативные акты, оговаривают право на бесплатный доступ лиц, имеющим право на меры социальной поддержки, к «освещению», а не «электроснабжению» (л.д.32-37).
Представитель 3-го лица ОАО «Энергосбыт» в суд не явился, извещён надлежащим образом в срок, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что считает иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению, поскольку ФИО1 производила самостоятельные расходы на оплату электроэнергии, дополнительно к тем затратам, которые возмещались поставщику электроэнергии уполномоченным органом МУ РОО Администрации Притобольного района в пределах нормативов (л.д.85-86).
Выслушав представителя истца прокурора Притобольного района – помощника прокурора Притобольного района Кошкарова В.С., истицу ФИО1, представителя ответчика МУ Финансовый отдел Администрации Притобольного района, заключение
прокурора, участвующего в деле Кошкарова В.С., полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Истица ФИО1 является педагогическим работником, проживает в сельской местности, что сторонами не оспаривается, подтверждается коллективным заявлением педагогов МОУ ДОД «Глядянский Дом детского творчества» (л.д.8), данными трудовой книжки истицы ФИО1 (л.д.11-12), справкой директора МОУ ДОД «Глядянский ДДТ» (л.д.13), свидетельством о государственной регистрации права собственности истицы на квартиру, расположенную в сельской местности по адресу: область, район, с. , ул. , дом №, квартира № (л.д.14).
В соответствии с подпунктами «е», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением закреплено Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с последующими изменениями, действовавшими в период спорных правоотношений). В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 указанного Закона РФ предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и на первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом № 122 – ФЗ от 22.08.2004 года установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» статьёй 2 определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного Закона в редакции до 23.07.2009 года педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения. Согласно пункту 1 указанной статьи (в редакции от 23.07. 2009г. № 479, а также действовавший в период спорных правоотношений) педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений; компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
В целях реализации указанного закона Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года № 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, согласно которому педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и в
рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области имеют право на компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года.
Истица ФИО1, являясь педагогическим работником, проживая в сельской местности, регулярно оплачивала потребляемую ею электроэнергию для освещения одновременно с затратами электроэнергии на иные нужды, что сторонами не оспаривается.
Отсутствие раздельного учета потребляемой электроэнергии не является основанием для ограничения права педагогического работника на получение данного вида мер социальной поддержки.
Действующее законодательство не возлагает на педагогических работников обязанность по организации раздельного учета потребляемой электроэнергии. Судом установлено, что энергоснабжающая организация и муниципальный орган, обеспечивающий льготами педагогического работника, также не имеют раздельного учёта потребляемой ФИО1 электроэнергии.
Согласно представленным расчетам за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истица израсходовала на оплату потребленной электроэнергии всего рублей копеек, что подтверждается квитанциями и информацией ОАО «Энергосбыт» (л.д. 16, 92, 93-110), возмещено истице МУ РОО в качестве льготы по нормативам рублей копейки согласно платёжным ведомостям и квитанциям с отметкой ОАО «Энергосбыт» (л.д.100–108), не возмещены затраты ФИО1 за полученную электроэнергию за оспариваемый период рубля копеек (л.д.92 руб. – рублей затраты не вошедшие в оспариваемый период = рубля копеек), которые подлежат взысканию в пользу истицы с МУ Финансовый отдел Администрации Притобольного района на основании положений закона Курганской области № 116 от 30.12.2005 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», Положения о МУ Финансовый отдел администрации Притобольного района (л.д.41-44), Положения о муниципальном учреждении Районный отдел образования Администрации Притобольного района (л.д.45-47). По заявкам уполномоченного органа МУ РОО Администрации Притобольного района запрашиваемые МУ Финотдел Администрации Притобольного района суммы для обеспечения льгот педагогических работников по бесплатному освещению перечислены в полном объёме Финансовым управлением Курганской области (л.д.111-159).
Факт поставки электроэнергии ФИО1 и оплаты льготной суммы в пределах нормативов подтверждён актами сверки взаимных расчётов между ОАО «Энергосбыт» и МУ «Районный отдел образования Администрации Притобольного района по договору электроснабжения (л.д.64-71), ксерокопиями договоров и соглашений уполномоченного органа МУ РОО Администрации Притобольного района и ОАО «Энергосбыт» о возмещении расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки (л.д.74-80).
В силу п.6 ст. 53 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным
бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п.2, п.5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Законом Курганской области от 03.11.2005 года «О внесении изменении и дополнений в Закон Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» органы местного самоуправления были наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности на территории Курганской области, а в последующем Законом Курганской области № 116 от 30.11.2005 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области (п.1) органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений Курганской области наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Законом Курганской области от 07.09.2005 года № 75 « О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности …»(после принятия данного закона глава 3 о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и приложение к закону № 75 утратили силу).
В соответствии со ст. 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 (ред. от 30.12.2005) «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета, которые могут быть получены истицей только через МУ РОО Администрации Притобольного района и МУ Финотдел Администрации Притобольного района.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Притобольного района в интересах ФИО1 к Муниципальному учреждению Финансовый отдел Администрации Притобольного района, Муниципальному учреждению Районный отдел образования Администрации Притобольного района о признании права на меры социальной поддержки в виде бесплатного освещения жилого помещения в сельской местности без учёта норм потребления и взыскании денежных средств, потраченных на оплату электроэнергии, удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки по освещению жилого помещения в сельской местности в полном объеме без учета норм потребления.
Взыскать с Муниципального учреждения Финансовый отдел Администрации Притобольного района в пользу ФИО1 денежные средства потраченные на оплату электроэнергии в сумме рубля копеек.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Притобольный районный суд.
Судья: Сартакова Л.А.