ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1350/19 от 27.03.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1350/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 марта 2019 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием истца Шаповаловой А.А., представителя ответчика Белкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаповаловой А.А. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Шаповалова А.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к Администрации г. Костромы о признании права на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что она и члены её семьи сын Ш.Р.Е.. <дата> г.р., дочь Ш.В.М.<дата> г.р., дочь Ш.П.М.<дата>, сын Б.Т.М.<дата> г.р. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено истцу по договору социальной найма. Истца и членов её семьи <дата> признали нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по категории – многодетная семья, место в очереди на получение жилья 502. Согласно акту обследования жилого помещения от <дата> и заключению межведомственной комиссии от <дата>, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Истцу и членам семьи предоставлено жилье маневренного фонда для временного проживания по адресу: <адрес>, комн.42-43. Ранее истец обращалась в суд с подобными требованиями к Администрации Костромской области, Администрации г. Костромы. Решением от <дата> по делу в удовлетворении требований отказано по причине того, что нормы действующего законодательства не предусматривают реализацию права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке за счет региональных средств, на момент обращения в суд истцом не соблюден досудебный порядок обращения с заявлением о признании семьи малоимущей с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением и.о. главы Администрации г. Костромы от <дата> истец и члены её семьи признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На основании изложенного истец просит признать за ней и членами её семьи сыном Ш.Р.Е.<дата> г.р., дочерьми Ш.В.М.<дата> г.р., Ш.П.М.<дата> г.р., сыном Б.Т.М.<дата> г.р. право на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по норме предоставления в г. Костроме, обязать Администрацию г. Костромы предоставить истцу и членам её семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по норме предоставления в г. Костроме взамен занимаемого, взыскать с Администрации г. Костромы судебные расходы по оплате госпошлины. Заявленные требования мотивированы положениями ст.ст. 15, 49, 57, 62, 85, ЖК РФ, ст. 3 Закона Костромской области от 25.12.2006 №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма».

В судебном заседании истец Шаповалова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что жилое помещение по <адрес>, предоставленное ей по договору социального найма, признано непригодным для проживания межведомственной комиссией. Квартира находится в полуподвальном помещении, в ней холодно, нет отопления, воды, туалета, ванной, одна из комнат сгорела, печь обвалилась, окна выбиты. На проведение ремонта или реконструкции жилого помещения у истца отсутствуют денежные средства. Администрацией г. Костромы какие-либо ремонтные работы в жилом помещении не проводятся. В связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания истцу временно предоставлено жилье маневренного фонда в общежитии секционного типа на <адрес>, которое является неблагоустроенным, отсутствует горячая вода, ванная комната, комнаты плохо отапливаются, в связи с чем дети истца постоянно болеют. Обследование межведомственной комиссией проводилось в отношении <адрес>, от проведения проверки на пригодность для проживания дома в целом жильцы отказались. Истец в браке не состоит, в её собственности и собственности детей недвижимое имущество отсутствует, семья стоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении как многодетная и малоимущая семья.

Представитель ответчика Белкина О.С. исковые требования не признала. Полагала, что отсутствуют основания для внеочередного предоставления жилого помещения истцу, поскольку жилое помещение должно быть в установленном порядке признано непригодным для проживания и не подлежать ремонту или реконструкции. Согласно акту межведомственной комиссии, признана непригодной для проживания одна квартира, многоквартирный дом таковым не признавался, отсутствуют доказательства невозможности ремонта или реконструкции жилого помещения, дом является объектом культурного наследия и не подлежит сносу. В настоящее время истцу предоставлено жилье маневренного фонда для временного проживания до предоставления жилого помещения пригодного для проживания.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области в судебное заседание своего представителя не направила, в представленном отзыве на исковое заявление начальник инспекции Голикова С.Е. оставляла решение на усмотрение суда. Указала, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой Трубниковых, кон. ХIХ в.». Объект принят на государственную охрану постановлением главы Администрации Костромской области от 30.12.1993 №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Объект является многоквартирным жилым домом и включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 №100-а. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводились в рамках реализации указанной программы. В 2015 году выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия , разрешение на проектные работы по ремонту крыши, а также согласована проектная документация на проведение капитального ремонта крыши (согласование от <дата>). Заказчиком работ выступал НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». Разрешение на производство работы выдано <дата>, ремонт крыши произведен. В соответствии с программой капитального ремонта на 2017-2019 годы запланировано проведение ремонта фундамента, в 2023-2025 годах - ремонт инженерных систем, в 2026-2028 годах - ремонт фасада. В соответствии с Федеральным законом от <дата> №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия могут использоваться как в качестве жилых домов, так и в качестве нежилых зданий при условии соблюдения ограничений. Запрещается использовать объекты культурного наследия под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие конструкции объекта культурного наследия, под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.

Выслушав стороны, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданских дел №2-524/2016, №2-1652/2015, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, помимо иных категорий, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. В соответствии с данным Положением признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям.

В соответствии с п. п. 42, 43 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В силу п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Судом установлено, что Шаповалова А.А. <дата> г.р. имеет детей: Ш.Р.Е.<дата> г.р., Ш.В.М.<дата> г.р., Ш.П.М.<дата>, Б.Т.М.<дата> г.р., что подтверждается свидетельствами о рождении I-ГО от <дата>, I-ГО от <дата>, I-ГО от <дата>, I-ГО от <дата>.

Согласно справке МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» от <дата>, Шаповалова А.А. вместе с детьми Ш.Р.Е., Ш.В.М., Ш.П.М., Б.Т.М. в качестве членов семьи нанимателя зарегистрированы по адресу: <адрес>. Нанимателем указанного жилого помещения являлась Л. (прабабушка Шаповаловой А.А.), умершая <дата>.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Костромы от <дата>, жилое помещение по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности.

Указанное жилое помещение включено в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, что подтверждается выпиской из реестра от <дата>, представленной Инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес>.

Согласно справке ГПКО «Костромаоблтехинвентаризация» от <дата>, жилое помещение по адресу: <адрес> по состоянию на <дата> представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 31 кв.м., в том числе жилой площадью 21,2 кв.м., расположенную на первом этаже двухэтажного кирпичного многоквартирного дома. Виды благоустройства квартиры: водоснабжение – центральное, отопление – печное, электроснабжение – проводка открытая, туалет – холодный на улице (сломан), канализация, газоснабжение, горячее водоснабжение, кухонные очаги, ванная, телефон, радио – отсутствуют.

Постановлением Администрации <адрес> от <дата> Шаповалова А.А., Ш.Р.Е., Ш.В.М., Ш.П.М. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области по категории – многодетная семья.

Шаповалова А.А. <дата> обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как малоимущая семья в составе следующих лиц: Шаповалова А.А., Ш.Р.Е., Ш.В.М., Ш.П.М. по основаниям обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы и проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Администрации <адрес> от <дата> от 3094 Шаповалова А.А., Ш.Р.Е., Ш.В.М., Ш.П.М. признаны малоимущими, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, категория – малоимущие.

На основании заявления от <дата> в учетное дело Шаповаловой А.А. внесены изменения, в связи с рождением ребенка Б.Т.М.<дата>, уточнен состав семьи истца (5 человек).

Таким образом, на момент рассмотрения дела Шаповалова А.А. вместе с членами семьи Ш.Р.Е., Ш.В.М., Ш.П.М., Б.Т.М. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан с <дата> и на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области, категория – многодетная семья с <дата>.

Согласно информации ОГБУ «Костромаоблкадастр – областное БТИ» от <дата> №ис-804, уведомлений об отсутствии в едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от <дата>, от <дата>, <дата> Шаповалова А.А., Ш.Р.Е., Ш.В.М., Ш.П.М., Б.Т.М. жилых помещений в собственности не имеют. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

В соответствии с актом обследования помещений от <дата> межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы г. Костромы, произведено обследование жилого помещения (квартиры) 13 жилого <адрес>.

Комиссией с учетом технического заключения МКУ г. Костромы «Костромастройзаказчик» от <дата> установлено, что дом, расположенный по адресу: <адрес> построен до 1917 года, является объектом культурного наследия «Дом жилой Трубниковых, 2-ая половина XIX века». Дом двухэтажный, 11 – квартирный, стены смешанные, на первом этаже кирпичные, на втором бревенчатые, обшиты тесом, под металлической кровлей, оборудован частично центральным отоплением и печным отоплением, сетевым газоснабжением, холодным водоснабжением от городских центральных сетей, туалет холодный на улице, физический износ на <дата> составил 64%. Муниципальная двухкомнатная <адрес> располагается на 1 этаже дома, в квартире зарегистрировано 7 человек. Общая площадь квартиры составляет 31 кв.м., в том числе жилая 21,1 кв.м. Комиссией установлено, что фундаменты кирпичные ленточные, кладка цоколя поражена сквозными трещинами, местами имеются разрушения кладки и выветривание раствора из швов, наличие сырости, стены на первом этаже из керамического кирпича, имеются сквозные косые трещины, свидетельствующие о просадке фундаментов с бокового фасада дома, наблюдается сверхнормативное отклонение стены от вертикали, деревянные перекрытия в квартире имеют заметный прогиб балок и провисание потолков, деревянные балки поражены гнилью, дощатые полы имеют уклоны к наружным стенам, деревянные дверные блоки имеют перекос коробок, вызванный деформацией перегородок, оконные переплеты и коробки поражены гнилью, створки не открываются, имеют щели, подоконные доски сыреют. Отметки полов в жилых помещениях <адрес>, расположенной на первом этаже дома, находятся ниже планировочной отметки земли, что не соответствует установленным требованиям.

Как следует из технического заключения МКУ г. Костромы «Костромастройзаказчик» от <дата>, в помещениях квартиры основные конструктивные элементы (фундаменты, стены, перекрытия) имеют значительные деформации, крены и разрушения, которые снижают несущую способность конструкций дома и угрожают безопасности проживания; стены и окна утратили необходимую тепловую защиту; планировка квартиры морально устарела, т.к. отсутствует благоустройство: отопление квартиры, горячее водоснабжение, канализация, газоснабжение и вентиляция, ванная и туалет. Выводы заключения обоснованы описанием исследования и фотоматериалами.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> жилое помещение в многоквартирном жилом <адрес> признано не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодными для проживания.

В связи с признанием жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, Шаповаловой А.А. и членам её семьи на основании договора найма специализированного жилого помещения от <дата> предоставлено жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>, комн. 42-43, на срок до предоставления жилого помещения пригодного для проживания (п. 1.3 договора найма).

Согласно сведениям МКУ г. Костромы «Центра регистрации граждан» от <дата>, Шаповалова А.А. Ш.П.М., Ш.В.М., Ш.Р.Е. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>

С момента признания жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания до момента рассмотрения дела какие-либо действия по ремонту данного жилого помещения Администрацией г. Костромы не производились, решения о планировании ремонта или реконструкции не принимались.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, установлены нормативные требования к жилому помещению, согласно которым высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м. Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли. Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается (п. п. 22, 23 Положения).

Факт расположения <адрес> в <адрес> ниже планировочной отметки земли подтверждается заключением межведомственной комиссии от <дата>, а также пояснениями члена межведомственной комиссии - начальника отдела текущего и капитального ремонта СМЗ по ЖКХ <адрес>О., опрошенной в качестве специалиста, которая в судебном заседании пояснила, что участвовала в обследовании <адрес> в <адрес> межведомственной комиссией. Полагала, что проведение капитального ремонта квартиры, восстановление печного или проведение газового отопления будет затруднительным, нецелесообразным и не позволит привести жилое помещение в соответствие с установленными нормами, так как само по себе обстоятельство наличия пола ниже уровня земли является достаточным основанием для признания квартиры непригодной для проживания. Поднятие уровня пола посредством ремонтных работ приведет к несоблюдению требований к высоте потолков.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает доказанным, что <адрес>, которая предоставлена истцу и членам её семьи на праве социального найма, непригодна для проживания и ремонту и реконструкции, которые могли бы обеспечить приведение квартиры в состояние, пригодное для использования в качестве жилого помещения, не подлежит.

Проживание в указанной квартире, как следует из технического заключения МКУ г. Костромы «Костромастройзаказчик», небезопасно, поскольку надежность конструкций не соответствует установленным требования, а также имеются вредные факторы среды обитания человека в связи с нарушением санитарных правил.

Проживание истца и членов её семьи в предоставленном жилом помещении специализированного жилищного фонда носит временный характер. Иные жилые помещения у Шаповаловой А.А. и членов её семьи отсутствуют. Тем самым подтверждается объективная нуждаемость истцов в жилом помещении.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Проживание Шаповаловой А.А. и членов её семьи в квартире, признанной непригодной для проживания, невозможно, поскольку это нарушает их права на безопасные и соответствующие жилищному законодательству условия проживания. Учитывая, что Шаповалова А.А. с членами её семьи в установленном порядке признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения, орган местного самоуправления обязан предоставить им благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как занимаемое жилое помещение не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам и не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

При данных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения требований истца и возложения на Администрацию г. Костромы обязанности предоставить Шаповаловой А.А. с членами её семьи жилое помещение вне очереди взамен занимаемого жилого помещения ввиду его непригодности для проживания.

Вместе с тем, поскольку в качестве обоснования исковых требований заявлен факт непригодности жилого помещения для проживания, при разрешении спора относительно предоставления жилого помещения жильцам <адрес>, занимающим квартиру на условиях социального найма, подлежат применению положения ЖК РФ о переселении граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающие меры компенсации утраченного жилья и сохранение имеющейся обеспеченности жильем, а не улучшение жилищных условий по количественным показателям.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЖК РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из смысла приведенных норм следует, что предоставление гражданам в связи в непригодностью жилого помещения для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, не является формой улучшения жилищных условий и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению прежними с одновременным улучшением жилищных условий только с точки зрения безопасности.

Требования истца о предоставлении жилого помещения по норме предоставления противоречат приведенным положениям Жилищного кодекса РФ и в данной части не подлежат удовлетворению. Частью 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения по нормам предоставления жилой площади. Какими-либо федеральными законами, к которым относит отсылочная норма ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением по норме предоставления не предусмотрено.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Таким образом, жилое помещение, подлежащее предоставлению по договору социального найма взамен ранее занимаемого – непригодного для проживания и не подлежащего ремонту либо реконструкции, в силу ст. 89 ЖК РФ должно быть по площади равнозначно характеристикам ранее занимаемого. При этом истец сохраняет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях при наличии соответствующих оснований и на получение жилого помещения по норме предоставления в общем порядке очередности.

На ответчика подлежит возложению обязанность предоставить истцу и членом её семьи жилое помещение без учета очередности граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, в связи с невозможностью проживания в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.

С учетом установленных по делу обстоятельств Администрация г. Костромы обязана предоставить Шаповаловой А.А. с членами ее семьи Ш.Р.Е., Ш.В.М., Ш.П.М., Б.Т.М. жилое помещение по договору социального найма в городе Костроме, равнозначное ранее занимаемому по договору социального найма непригодному для проживания жилому помещению – квартире по адресу: <адрес> взамен указанного непригодного для проживания жилого помещения в порядке, установленном для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шаповаловой А.А. удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы предоставить Шаповаловой А.А. с членами ее семьи Ш.Р.Е., Ш.В.М., Ш.П.М., Б.Т.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Костроме, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому по договору социального найма непригодному для проживания жилому помещению – квартире по адресу: <адрес>, взамен указанного непригодного для проживания жилого помещения.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Администрации г. Костромы в пользу Шаповаловой А.А. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина