Дело № 2-29/2021 (2-1350/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2021 года р.п. Городище Волгоградской обл.
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Стрепетовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Арутюнян Е.С.,
с участием помощника прокурора Васильевой А.В.,
представителя ответчика ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» по доверенности Галушка А.А.,
представителя третьего лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по доверенности ФИО1,
представителя третьего лица ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на расчистку акватории Волгоградского водохранилища,
у с т а н о в и л:
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на расчистку акватории Волгоградского водохранилища.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что в акватории Волгоградского водохранилища на территории Саратовской области расположены 44 единицы бесхозяйных объектов – остатки брошенных судов и судна. Указанные объекты числятся в перечне бесхозяйных вещей, являются брошенными и не пригодны к буксировке, информация об их владельцах отсутствует. В силу значительной деформации, разукомплектованности и разрушения названные объекты утратили свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию по своему функциональному назначению не подлежат, по сути, являются отходами производства и потребления, загрязняют Волгоградское водохранилище.
Ссылаясь на изложенное, а также утверждая, что загрязнение водоема вышедшими из эксплуатации плавсредствами и их остатками, оказывает отрицательное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания, прокурор просит суд возложить на ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» обязанность провести мероприятия, направленные на расчистку акватории Волгоградского водохранилища, путем изъятия из водного объекта отходов производства и потребления в виде следующих бесхозяйных вещей и судов:
остатки корпуса суда (<данные изъяты> км. <адрес>);
остатки судна (<данные изъяты> км. <адрес>);
остатки площадки (<данные изъяты> км. <адрес>);
остатки корпуса землесоса (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса железобетонной площадки (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
площадка от ж/д дебаркадера (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса колесного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки понтона <данные изъяты> м (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса самоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки обшивки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>
железобетонная площадка несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса самоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса самоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса дебаркадера (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса самоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна бункерного типа (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки днищевого набора несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки железобетонной площадки от несамоходного судна (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки конструкции корпуса несамоходной баржи <данные изъяты> км <адрес>);
остатки днищевого набора несамоходной баржи (<данные изъяты> км <адрес>
остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (<данные изъяты> км <адрес>);
площадка от дебаркадера <данные изъяты> (<данные изъяты> км <адрес>);
остатки самоходного судна (<данные изъяты> км доп. судового хода, ответвленного от основного судового хода на <адрес>);
площадка от дебаркадера (<данные изъяты> км <адрес>);
баржа бункерного типа, пр. <данные изъяты> (<данные изъяты> км <адрес>).
В судебном заседании помощник прокурора Васильева А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Суду пояснил, что до настоящего времени выявленное нарушение не устранено. Полагает надлежащим ответчиком по делу ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз».
Представитель ответчика ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» по доверенностям Галушка А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований, полагает, что обязанность по поднятию, удалению или утилизации затопленного имущества в границах внутренних водных путей должна быть возложена на ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». При этом указал, что в случае, если выявленные в акватории объекты являются бесхозяйным имуществом, то обязанность по их утилизации лежит на органе местного самоуправления.
Представитель третьего лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражение на исковое заявление, в котором в качестве надлежащего ответчика по делу указывает ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».
Представитель третьего лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования, полагает, что обязанность по проведению мероприятий по расчистке акватории Волгоградского водохранилища должна быть возложена на ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз».
Представитель третьего лица ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования. Указал, что спорные остатки судов утратили потребительские свойства, их собственника установить не возможно, спорные объекты располагаются в пределах береговой полосы и не находятся в пределах судовых ходов, не создают угрозу безопасности судоходства и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам, в связи с чем обязанность по их утилизации не может быть возложена на Администрацию Волжского бассейна и должна быть возложена на ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз».
Представитель третьего лица администрации Саратовской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в статье 42 Конституции РФ.
В соответствии с положениями статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 гожа № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 Года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы
Акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ (статья 1 Водного кодекса РФ).
Согласно пункта 4 статьи 1 Водного кодекса РФ водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно статье 5 Водного кодекса РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
Требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения установлены статьей 56 Водного кодекса РФ.
Частью 1 данной статьи установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.
Статьями 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодека РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной Саратовской межрайонной прокуратурой, совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областях, проверки соблюдения природоохранного законодательства было установлено, что в акватории Волгоградского водохранилища расположены затопленные (полузатопленные) плавсредства, не пригодные к эксплуатации, в количестве <данные изъяты> штук, а именно: остатки корпуса суда (<адрес>); остатки судна (<адрес>); остатки площадки (<адрес>); остатки корпуса землесоса (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>, <адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса железобетонной площадки (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); площадка от ж/д дебаркадера (<адрес>); остатки корпуса колесного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки понтона <данные изъяты> м (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса самоходного судна (<адрес>); остатки обшивки корпуса несамоходного судна (<адрес>); железобетонная площадка несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса самоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса самоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>); остатки корпуса дебаркадера (<адрес>); остатки корпуса самоходного судна (<адрес>); остатки корпуса несамоходного судна бункерного типа (<адрес>); остатки днищевого набора несамоходного судна (<адрес>); остатки железобетонной площадки от несамоходного судна (<адрес>); остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (<адрес>); остатки днищевого набора несамоходной баржи (<адрес>); остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (<адрес>); площадка от дебаркадера <данные изъяты> (<адрес>); остатки самоходного судна (<адрес>); площадка от дебаркадера (<адрес>); баржа бункерного типа, пр. <данные изъяты> (<адрес>).
Исходя из представленных в дело сведений, перечисленные объекты значительно деформированы, разукомплектованы, разрушены, утратили свои потребительские свойства и не подлежат использованию по функциональному назначению. Вышеуказанные остатки судов наименования и каких-либо опознавательных знаков не имеют, информация об их владельцах в ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» отсутствует, значатся в перечне бесхозяйных вещей.
Материалами дела подтверждено и сторонами по делу не оспаривается, что в силу значительной деформации, разукомплектованности и разрушения указанные объекты утратили свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию по функциональному назначению не подлежат, в связи с чем, являются отходами производства и потребления и загрязняют акваторию Волгоградского водохранилища.
При этом, согласно данных, представленных Межрайонным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, нахождение вышеуказанных объектов в водном объекте влечет его загрязнение, поскольку при продолжительном нахождении затонувших (полузатонувших) судов, в том числе находящихся на берегу и затапливаемых в период паводковых вод в одной среде, начинается разрушение (коррозия) металла, в результате чего происходит изменение гидротехнического состава воды, из-за попадания в воду в процессе окисления металла его составляющих, что оказывает негативное влияние на физиологическое состояние фауны и флоры водного объекта. Любое загрязнение водоема отходами, в том числе вышедшими из эксплуатации плавсредствами и их остатками, оказывает отрицательное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания.
При таких обстоятельствах наличие вышедших из эксплуатации судов и их остатков в водном объекте – акватории Волгоградского водохранилища, оказывает негативное воздействие на состояние водных экосистем, коррозия металла приводит к ухудшению качества поверхностных вод, среды обитания животного и растительного мира, в связи с чем, требуется принятие мер по освобождению акватории водоемов от подобных плавсредств. Тогда как из материалов дела следует, что до настоящего времени мероприятия по расчистке акватории Волгоградского водохранилища путем изъятия из водного объекта приведенных выше бесхозяйных вещей и остатков судов, не проведены.
Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 Февраля 2016 года № 79 к числу мероприятий по охране поверхностных водных объектов отнесено предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на надлежащего ответчика обязанности по выполнению мероприятий по расчистке акватории Волгоградского водохранилища от остатков бесхозяйных вещей и судов.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Частью 1 статьи 8 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенного в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса РФ).
Волгоградское водохранилище образовано плотиной Волжской ГЭС на Волге, на территории Саратовской и Волгоградской областей Российской Федерации. Волгоградское водохранилище является водным объектом, находящимся в федеральной собственности.
Частью 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пункты 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса РФ).
Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ).
Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
При таких обстоятельствах доводы ответчика по делу – ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» о том, что обязанность по утилизации спорных объектов, расположенных в акватории Волгоградского водохранилища, должна быть возложена на орган местного самоуправления, являются необоснованными.
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 года № 693-п (в редакции от 10 августа 2020 года) «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области» осуществляет мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Волгоградской области, за исключением Волгоградского и Цимлянского водохранилищ.
Согласно Закона Волгоградской области «О порядке использования средств областного бюджета, направляемых для дополнительного финансового обеспечения осуществления переданных органам государственной власти Волгоградской области отдельных полномочий
Российской Федерации в сфере водных отношений, принятого Волгоградской областной Думой от 07 февраля 2013 года, он распространяет свое действие на отношения, связанные с использованием средств областного бюджета, направляемых для дополнительного финансового обеспечения осуществления переданных органам государственной власти Волгоградской области отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Волгоградской области, за исключением Волгоградского и Цимлянского водохранилищ; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Волгоградской области, за исключением Волгоградского и Цимлянского водохранилищ.
В состав органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих отдельные переданные полномочия Российской Федерации, в области водных отношений включено Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 08 октября 2013 года № 537-П утверждены «Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области» к основных функциям которого в сфере водного хозяйства отнесены участие в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов расположенных на территории области; участие в подготовке и осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности области, а также находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области; осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов подлежащих государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих государственному надзору за их использованием и охраной; осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности, а также объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области.
Из совокупности положений статей 24 - 27 Водного кодекса РФ, следует, что осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Между тем, как указывалось выше, Волгоградское водохранилище находится в федеральной собственности и расположено на территориях двух субъектов Российской Федерации - Саратовской и Волгоградской областей.
При этом, в соответствии с Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 февраля 2016 года № 79 мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются:
а) Федеральным агентством водных ресурсов - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2054-р (за исключением водохранилищ и каналов, указанных в подпункте «г» настоящего пункта), морей или их отдельных частей;
б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, указанных в подпунктах «а» и «г» настоящего пункта;
в) органами местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований;
г) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - в отношении водохранилищ и каналов, входящих в состав мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности;
д) собственником водного объекта - в отношении прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу;
е) лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 2054-р (в редакции от 02 сентября 2015 года) в перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, включено Волгоградское водохранилище, расположенное на территории Волгоградской и Саратовской областях.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года № 282 (в редакции от 07 июля 2016 года) Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия в том числе по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации; осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 5.6.1 Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 1745-р ФГБВУ «Центррегионводхоз» находится в ведении Федерального агентства водных ресурсов.
В соответствии с Уставом ФГБВУ «Центррегионводхоз» полномочия и функции учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агенство водных ресурсов. При этом ФГБВУ «Центррегионводхоз» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, вправе приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, Учреждение самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах установленных законодательством и Уставом.
ФГБВУ «Центррегионводхоз» выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с предусмотренным Уставом основанными видами деятельности.
ФГБВУ «Центррегионводхоз» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федерального агентства водных ресурсов в сфере водных ресурсов.
К непосредственным целям деятельности ФГБВУ «Центррегионводхоз» отнесено осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации; осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
К предмету деятельности ФГБВУ «Центррегионводхоз» отнесено выполнение мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, находящихся в ведении Учреждения, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; выполнение мероприятий по предотвращению загрязнения вод водных объектов, находящихся в ведении Учреждения, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений.
К зоне деятельности учреждения отнесены Волгоградская и Саратовская области, Волгоградское водохранилище.
К источникам формирования и бюджета ФГБВУ «Центррегионводхоз» отнесены, в том числе, и средства бюджета Российской Федерации.
Для выполнения уставных целей ФГБВУ «Центррегионводхоз» имеет право создавать фиалы и обособленные подразделения. К числу филиалов Учреждения отнесен филиал «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз».
Приказом ФГБВУ «Центррегионводхоз» Федеральное агенство водных ресурсов № 150 от 19 ноября 2019 года утверждено положение о филиалах, в том числе и о филиале «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз».
В соответствии с указанным Положением филиал «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» является обособленным структурным подразделением, не является юридическим лицом и действует от имени ФГБВУ «Центррегионводхоз» на основании настоящего Положения.
Филиал осуществляет функции Учреждения, в том числе, на территории Волгоградского водохранилища, территории Волгоградской и Саратовской областей.
Филиал создан в целях обеспечения реализации основных целей и видов деятельности Учреждения. К предмету деятельности Филиала к числу прочего отнесены: выполнение мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации; выполнение мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; регулярное наблюдение за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
Филиал в числе прочего вправе осуществлять следующие виды деятельности: проведение водоохранных мероприятий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности в пределах зоны деятельности Учреждения; регулярное наблюдение за режимом использования водоохранных зон и состоянием водных объектов в зоне деятельности Филиала; выполнение работ и оказание услуг, связанных с осуществление водоохраной и водохозяйственной деятельности на водных объектах (очистка акватории водных объектов, проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ, обследование водных объектов); расчистка участков рек, водохранилищ и других водных объектов; выполнение работ по очистке от нефтяных пятен и прочих загрязнений, ликвидации последствий загрязнений, удаление отходов в водоохраной зоне, поверхностных водах, включая прибрежные области.
К источникам формирования имущества и финансовых ресурсов Филиала отнесены и средства, предоставленные Учреждением Филиалу, в том числе средства федерального бюджета.
В состав Филиала входят структурные подразделения и территориальные отделы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с положением о структурных подразделениях и территориальных отделах, которые утверждаются директором Филиала.
Приказом директора филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» № 277/19-п от 05 декабря 2019 года создан Саратовский отдел по водному хозяйству филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз».
К зоне деятельности Отдела отнесено Волгоградское водохранилище на территории Саратовской области, к предмету, целям и видам деятельности отнесено выполнение мероприятий по предотвращению загрязнений вод водных объектов, находящихся в его зоне деятельности. Для достижения целей деятельности Отела он осуществляет по указанию Филиала осуществляет деятельность в том числе в сфере охраны водных объектов, предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод, проведение водоохранных мероприятий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пределах зоны деятельности Отдела, выполнение работ и оказание услуг, связанных с осуществление водоохраной и водохозяйственной деятельности на водных объектах (очистка акватории водных объектов, проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ, обследование водных объектов).
Отдел осуществляет свою деятельность в пределах и на условиях, определенных Филиалом и под его руководством. Отдел Филиала является его обособленным структурным подразделением, не является юридическим лицом и действует от имени Филиала. Деятельность Отдела планируется и учитывается в составе деятельности Филиала и осуществляет функции (или их часть) Филиала.
При таких обстоятельствах выполнение мероприятий по предотвращению загрязнения вод водного объекта Волгоградского водохранилища на территории Саратовской области, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений, отнесено к ведению ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз».
При этом, суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что обязанность по поднятию, удалению или утилизации затопленного имущества в границах внутренних водных путей должна быть возложена на ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», поскольку в силу статьи 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением, либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
В данном случае выявленные в акватории Волгоградского водохранилища поставлены на учет как бесхозяйное, бесхозяйные остатки судов расположены за границами судового хода, спорные объекты располагаются в пределах береговой полосы Волгоградского водохранилища. Доказательства того, что они находятся в пределах судовых ходов и создают угрозу безопасности судоходства и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам, в деле отсутствуют. Тогда как спорные объекты нельзя отнести к затонувшим судам, поскольку из представленных в дело доказательств усматривается, что они представляют собой остатки судов, их части, утратили свои потребительские свойства.
При этом, возложение обязанности по очистке акватории Волгоградского водохранилища на ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» будет противоречить разграничению обязанностей уполномоченных органов, в частности Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов», с учетом того, что Волгоградское водохранилище включено в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на расчистку акватории Волгоградского водохранилища – удовлетворить.
Возложить на ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Нижне-Волгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» обязанность провести мероприятия по расчистке акватории Волгоградского водохранилища путем изъятия из водного объекта следующих бесхозяйных вещей и судов:
остатки корпуса суда (<адрес>
остатки судна (<адрес>);
остатки площадки (<адрес>);
остатки корпуса землесоса (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса железобетонной площадки (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
площадка от ж/д дебаркадера (<адрес>);
остатки корпуса колесного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки понтона <данные изъяты> м (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса самоходного судна (<адрес>);
остатки обшивки корпуса несамоходного судна <адрес>);
железобетонная площадка несамоходного судна <адрес>
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса самоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса самоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса дебаркадера (<адрес>);
остатки корпуса самоходного судна (<адрес>);
остатки корпуса несамоходного судна бункерного типа (<адрес>);
остатки днищевого набора несамоходного судна (<адрес>
остатки железобетонной площадки от несамоходного судна (<адрес>
остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (<адрес>);
остатки днищевого набора несамоходной баржи (<адрес>);
остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (<адрес>);
площадка от дебаркадера <данные изъяты> (<адрес>);
остатки самоходного судна (<адрес>);
площадка от дебаркадера (<адрес>);
баржа бункерного типа, пр. <данные изъяты> (<адрес>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Ю.В. Стрепетова
Справка: мотивированное решение составлено 04 февраля 2021 года.
Судья: Ю.В. Стрепетова