Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2012 года город Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области
В составе:
Председательствующего судьи: Падалкиной Е.Ю.
С участием пом. прокурора Ягодиной Ж.Е.
При секретаре: Опарышевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заявлению Павловского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия Городской Думы г.Павлово Павловского района в части неисполнения требований действующего законодательства по разработке и принятию Положений о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования незаконным и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Павловский городской прокурор обратился в Павловский городской суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия Городской Думы г.Павлово Павловского района в части неисполнения требований действующего законодательства по разработке и принятию Положений о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования незаконным и понуждении к совершению действий.
В обоснование своих требований прокурор г. Павлово указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства регламентирующего осуществление муниципального контроля в муниципальном образовании г. Павлово установлено, что Городской Думой г. Павлово муниципальные правовые акты, а именно Положение о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля, устанавливающие порядок осуществления муниципального контроля, до настоящего времени не разработаны и не приняты.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Согласно ст.13 п.1 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (в редакции от 28.11.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности относится:
-осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 13.1 ФЗ №257-ФЗ муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пп.1.1 п.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Согласно пп. 2.1 п.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и муниципального жилищного контроля предусмотрено также п.5 и п.6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно ст. 15 Конституции РФ обязанность органов местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать законы составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. При этом в силу ст. 71 Основного закона, контроль за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов находится в ведении Российской Федерации.
В данном случае нарушены интересы Российской Федерации в части несоблюдения установленных федеральным законодательством требований к организации и осуществлению муниципального контроля, ограничений при проведении мероприятий по муниципальному контролю, предусмотренных Федеральным законом №294-ФЗ.
Кроме того, бездействие органов местного самоуправления в сфере регулирования общественных отношений по муниципальному контролю может также привести к различным коррупционным направлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления. Так, в соответствии с пп. «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 отсутствие административных процедур, то есть отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
-приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Просят признать незаконным бездействие Городской Думы г. Павлово Павловского района Нижегородской области в части неисполнения требований действующего законодательства по разработке и принятия Положений о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования.
Обязать Городскую Думу г. Павлово Павловского района Нижегородской области разработать и принять Положение о порядке осуществления на территории муниципального образования за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и устранить тем самым нарушения федерального законодательства.
Представитель истца Павловского городского прокурора в лице представителя пом. прокурора Ягодиной Ж.Е. доводы изложенные в исковом заявлении поддержала.
Представитель ответчика Городской Думы г. Павлово К.Е.А.. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском прокурора согласны.
Суд выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы по делу приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона №131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
В судебном заседании было установлено, что в ходе проверки Павловской городской прокуратурой исполнения законодательства регламентирующего осуществление муниципального контроля в муниципальном образовании г. Павлово было установлено, что Городской Думой г. Павлово Павлово муниципальные правовые акты, а именно Положение о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля, устанавливающие порядок осуществления муниципального контроля, до настоящего времени не разработаны и не приняты.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. (ред. от 19.07.2011 г.) N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 13 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно положениям п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных Федеральным законом случаях в административном порядке.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 6 и 1 статьи 13 Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5 п.5 Устава муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, принятого решением Городской Думы г. Павлово от 15 августа 2006 г. N 8, к вопросам местного значения города относит, в том числе, дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 п. 5).
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости удовлетворения его требований основанных на законе, поскольку в судебном заседании установлено, что дорожная деятельность, включая деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, входит в компетенцию данного органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Павловского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия Городской Думы г.Павлово Павловского района в части неисполнения требований действующего законодательства по разработке и принятию Положений о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования незаконным и понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Городской Думы г. Павлово Павловского района Нижегородской области в части неисполнения требований действующего законодательства по разработке и принятия Положений о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования.
Обязать Городскую Думу г. Павлово Павловского района Нижегородской области разработать и принять Положение о порядке осуществления на территории муниципального образования за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и устранить тем самым нарушения федерального законодательства.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через городской суд г.Павлово в течение одного месяца.
Судья: Е.Ю. Падалкина