УИД 58RS0017-01-2020-003024-89
№ 2-36/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кузнецк Пензенской области 11 января 2021 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Афанасьевой Н.В.,
при секретаре Ионовой А.Г.,
с участием истцов ФИО20, ФИО21, действующей за себя лично и в качестве законного представителя в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, представителя ответчика администрации Кузнецкого района Пензенской области ФИО22, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО20, ФИО21, действующей за себя лично и в качестве законного представителя в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к администрации Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным постановления и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО20, ФИО21, действующая за себя лично и в качестве законного представителя в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратились в суд с административным иском к администрации Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным постановления и возложении обязанности, указав, что постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области их семья, состоящая из трех человек, была включена в список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области № от 16.07.2020 «О внесении изменений в постановление администрации Кузнецкого района Пензенской области от 27.05.2020 № «Об утверждении свободного списка молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по Кузнецкому району Пензенской области, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» внесены изменения в названный сводный список. При этом, в постановлении не указаны причины исключения их семьи из списка и обстоятельства, послужившие принятию такого решения.
Обстоятельства, послужившие основанием для постановки их семьи на учет, в настоящее время не изменились, остаются прежними, кроме того, что их семья увеличилась, родилась дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На момент включения в список, их семья была зарегистрирована и проживала в жилом доме по адресу: <адрес>, 2/3 доли которого принадлежат ФИО3 (маме) и 1/3 доли – ФИО20, о чем в ЕГРН имеется соответствующая запись от 22.03.2018.
Жилой дом общей площадью 62,5 кв.м, 1977 года постройки, в котором они продолжают по настоящее время проживать, ни площадь дома, ни собственники жилья с момента постановки их на учет, не изменились. Они юридического права на данный дом не имеют, жилой дом не является социальным жильем, где они имели бы равные права по его использованию, распоряжению и приватизации, членами собственника жилого помещения они не являются, поскольку ведут хозяйство, питаются и несут расходы отдельно от его семьи, имеют отдельный бюджет. Они, на момент включения их в список и по настоящее время, своего жилья не имеют.
Данные факты никем не проверялись, дополнительные документы или объяснения с них не истребовали. Если бы их вызвали в администрацию, истцы могли представить свидетельство о рождении дочери, которое подтверждает факт увеличения состава их семьи.
Считают, что постановление администрации Кузнецкого района № от 16.07.2020 нарушает их права на участие в указанной программе для получения социальных выплат на приобретение и строительства жилья.
Просили постановление администрации Кузнецкого района Пензенской области № от 16.07.2020 «О внесении изменений в постановление администрации Кузнецкого района Пензенской области от 27.05.2020 № «Об утверждении свободного списка молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по Кузнецкому району Пензенской области, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» считать незаконным в части исключения их семьи: ФИО23 и ФИО1 из Списка, утвержденного постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области от 27.05.2020 № и обязать ответчика восстановить их для участия в вышеуказанной программе с момента включения семьи в названный список.
19.11.2020 вынесено определение суда о переходе к рассмотрению административного дела по названному административному иску ФИО23 и ФИО1 по правилам гражданского судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства истцы изменили исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, указав, что семья истцов исключена их списка участников подпрограммы на основании постановления от 25.05.2020 №, а в последующем постановлением от 30.11.2020 № в названное постановление внесены изменения в части исключения дочери истцов ФИО23 – ФИО2 из данного списка. Первоначально их дочь не была указана истцом по их иску.
Просили постановление администрации Кузнецкого района Пензенской области от 16.07.2020 № «О внесении изменений в постановление администрации Кузнецкого района Пензенской области от 27.05.2020 № «Об утверждении свободного списка молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по Кузнецкому району Пензенской области, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» признать незаконным в части исключения ФИО23, ФИО1 и ФИО2 из списка, утвержденного постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области от 27.05.2020 № и обязать администрацию Кузнецкого района Пензенской области восстановить их для участия в вышеуказанной программе с момента включения семьи в этот список.
Протокольным определением суда от 24.12.2020 в качестве соистца по делу привлечена несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в интересах которой действует ее законный представитель – мать ФИО21, а также в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Тарлаковского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
В судебном заседании истец ФИО20 иск с учетом его изменения поддержал по изложенным в нем доводам и просил удовлетворить, суду пояснил, что заявление о предоставлении выплаты было подано им в 2013 году, однако до настоящего времени выплата не предоставлена. Их дочь ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, а была включена в качестве члена их семьи для участия в программе только в 2019 году.
Истец ФИО21, действующая за себя лично и в качестве законного представителя в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, иск с учетом его изменения поддержала по изложенным в нем доводам и просила удовлетворить, суду пояснила, что в 2016 году она приносила в администрацию копию свидетельства о рождении дочери, которое у нее приняли.
Представитель ответчика администрации Кузнецкого района Пензенской области ФИО22, действующая по доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, и просила отказать в его удовлетворении.
Представитель третьего лица администрации Тарлаковского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в суд не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в суд не явился, извещен.
Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы накопительного дела семьи С-вых администрации Кузнецкого района Пензенской области, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из ч. 1 ст. 20 Устава Кузнецкого района Пензенской области, принятого Решением Собрания представителей Кузнецкого района от 19.03.2010 № 639-55/2 следует, что администрация Кузнецкого района (исполнительно-распорядительный орган Кузнецкого района) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Кузнецкого района федеральными законами и законами Пензенской области.
Согласно ст. 1 Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 948-ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на территории Пензенской области органами местного самоуправления городских округов, городских или сельских поселений.
На основании Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2 ст. 2).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51).
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая, что механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3 (раздел V «Механизм реализации подпрограммы»).
Последующим постановлением, утверждена новая федеральная целевая программа на 2015 - 2020 годы.
Согласно указанным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6).
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7).
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (подп. «а» п. 18).
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 20).
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 21).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п. 22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).
В соответствии с пунктом 27 названных Правил, изложенной в новой действующей редакции, после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядком формирования органом местного самоуправления Пензенской области списка молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденным приказом Минтруда Пензенской области от 06.06.2019 № 250-ОС, установлено, что список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется в хронологической последовательности в соответствии с первоначальной датой подачи заявлений о включении в состав участников мероприятия, в том числе интегрированных с основным мероприятием "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - дата подачи заявления).
В первую очередь в Список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи - участники мероприятия, имеющие на момент утверждения Списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, 3 и более детей, а также молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года (п. 3).
Уполномоченный орган (Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области) в течение 5 рабочих дней уведомляет органы местного самоуправления о планируемом утверждении сводного списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. 10).
В случае если на момент формирования Уполномоченным органом сводного списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления, в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, исключают такую семью из Списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а также из состава участников мероприятия, и информируют об этом Уполномоченный орган (п. 11).
Органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об исключении молодой семьи из Списка уведомляют молодую семью о принятом решении в письменной форме (п. 12).
Судом установлено, что истцы ФИО23, ФИО1 и ФИО2, супруги и двое несовершеннолетних детей, зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности ФИО3 в размере 2/3 доли и ФИО20 в размере 1/3 доли, что подтверждается: ксерокопиями паспортов граждан РФ ФИО23; выписками из ЕГРН от 20.11.2020; свидетельствами о заключении брака и рождении от 03.12.2011, 17.10.2013, 28.12.2016; свидетельствами о регистрации по месту жительства от 29.10.2013, 19.01.2017; карточкой регистрации по месту жительства формы №; справкой администрации Тарлаковского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 23.11.2020 о составе семьи (том 1 л.д. 24-25, 29-31, 91-98, 102-108).
Из материалов накопительного дела семьи С-вых администрации Кузнецкого района Пензенской области следует, что постановлением администрации Тарлаковского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 07.05.2013 № «О признании гражданина ФИО20 и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет», ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с семьей в составе двух человек: он и супруга ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ТО ЗАГС Октябрьского района г. Пензы Управления ЗАГС Пензенской области РФ), зарегистрированные и проживающие по адресу: <адрес>, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет 01.04.2013.
16.05.2013 в администрацию Кузнецкого района Пензенской области с заявлением о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. обратились ФИО23, с приложением документов и постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области от 30.09.2013 № они признаны участниками названной подпрограммы.
Согласно свидетельствам о рождении, выданным ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ТО ЗАГС Октябрьского района г. Пензы Управления ЗАГС Пензенской области РФ, у ФИО23 родились дети: сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлениями администрации Тарлаковского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 23.03.2015 № и 29.12.2016 № внесены изменения в постановление от 07.05.2013 №, в новой редакции изложен пункт о признании семьи ФИО20 в составе четырех человек: он, супруга ФИО21, сын ФИО1 и дочь ФИО2, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
11.07.2019 ФИО21 обратилась к главе администрации Кузнецкого района Пензенской области с заявлением об учете дополнительных данных по ее семье, изменении ее состава в связи с рождением детей ФИО1 и ФИО2
Постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области от 17.07.2019 № внесены изменения в постановление от 30.09.2013 № в связи с изменением количества членов молодой семьи, в пункте 1 абзац 28 дополнен словами: «сын – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения».
14.05.2020 в администрацию Кузнецкого района Пензенской области с заявлением о включении в список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей указанной выше ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году обратились ФИО23, указав в составе их семьи: супруги и дети ФИО1 и ФИО2
Постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области от 27.05.2020 № утвержден сводный список молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по Кузнецкому району Пензенской области, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», в котором под номером 4 поименована семья ФИО23, ФИО1 и ФИО2, в составе четырех человек: супруги и двое детей (том 1 л.д. 147-154).
15.07.2020 главам органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области направлено письмо за исх. № Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о планируемом утверждении сводного списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по Кузнецкому району Пензенской области, в рамках реализации приведенной выше ведомственной целевой программы с разъяснением об исключении семей из списка несоответствующих условиям подп. «а» п. 6 Правил, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №, с приложением соответствующего списка, в котором поименована семья ФИО23, ФИО1 и ФИО2
Постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области от 16.07.2020 № внесены изменения в постановление от 27.05.2020 №, семья ФИО23, ФИО1 исключена из списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по Кузнецкому району Пензенской области от 25.05.2020 № (материалы накопительного дела и том 1 л.д. 10).
Копия данного постановления вместе с сопроводительным письмом, в котором дано разъяснение о причине исключения семьи их соответствующего списка – исполнение 36 лет ФИО20, направлено администрацией Кузнецкого района Пензенской области по адресу регистрации по месту жительства ФИО23 заказным письмом 04.07.2020 исх. № и получено ими 11.08.2020 согласно почтовому уведомлению о вручении.
Постановлением администрации Кузнецкого района Пензенской области от 30.11.2020 № внесены изменения в постановление от 16.07.2020 № в части исключения из списка дочери ФИО2 (том 1 л.д. 116).
Копия данного постановления вручена истцу ФИО20 в судебном заседании 17.12.2020 представителем ответчика.
При изложенных обстоятельствах, доводы истцов о не указании в обжалуемом постановлении причины исключения их семьи из списка на получение социальной выплаты суд признает несостоятельными. Правила и условия участия в названной выше подпрограмме по обеспечению жильем молодых семей общедоступны, истцы были с ними ознакомлены и обязались их выполнять, что следует из поданного и подписанного ими заявления на включение в состав участников подпрограммы. При направлении соответствующего постановления об исключении семьи из списка ответчиком причина исключения разъяснена.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19.12.2019 № 3449-О, следует, что как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты (подпункт "а" пункта 6 этих Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 15 января 2015 года N 3-О, от 29 марта 2016 года N 699-О и др.).
Правовое регулирование подп. «а» п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, не нарушает конституционные права граждан, поскольку само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 N 738-О-О и от 15.01.2015 N 3-О).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Включение определенной семьи в список участников подпрограммы не гарантирует такой семье включение в список претендентов на получение социальной выплаты, поскольку возможность приобретения субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы обусловлена комплексом обстоятельств, связанных с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих переводу из списка участников в список претендентов, возрастом членов этих семей на момент формирования списков претендентов.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
09.08.2019 ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ксерокопия паспорта гражданина РФ том 1 л.д. 24-25), исполнилось 36 лет, то есть возраст истца превысил предел, допустимый для осуществления возможности быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» до утверждения списка претендентов администрацией.
Основаниями для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, является, в том числе достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи до момента формирования списка молодых семей – участников мероприятия на получение социальной выплаты в планируемом году.
При этом на момент утверждения администрацией списка участников мероприятия лица, включенные в список участников подпрограммы, также подлежат проверке на соответствие критериям, предъявляемым к участникам подпрограммы, включая соответствие их предельному возрасту.
В случае с семьей истцов список участников мероприятия на получение социальной выплаты в 2021 году ответчиком утвержден 27.05.2020, то есть в тот момент времени, когда возраст ФИО20 превышал 35 лет.
Суд также считает необходимым отметить, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, вследствие чего их распределение семьям, не соответствующим возрастному цензу, установленному Правилами, является примером нецелевого использования бюджетных средств.
Проанализировав книгу учета бланков свидетельств, выдаваемых молодым семьям – участникам программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 гг. по Кузнецкому району, постановления администрации Кузнецкого района Пензенской области об утверждении сводных списков молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 года по Кузнецкому району Пензенской области за 2013-2020 гг. с изменениями и соответствующие сводные списки (том 1 л.д. 140-250, том 2 л.д. 1-3) суд приходит к выводу о том, что порядок выдачи свидетельств ответчиком соблюден. Так, в список на 2014 год семья истцов не включена, поскольку признана участником подпрограммы постановлением от 30.09.2013 №, а соответствующий список утвержден ранее постановлением от 29.08.2013 №. Заявление на участие в программе подано истцами 16.05.2013. В списке на 2015 год, утвержденном постановлением от 12.08.2014 №, семья истцов значится под номером № в составе семьи 3 человека – супруги и сын. Согласно книге учета свидетельство в 2015 году выдано одной семье ФИО5 на состав семьи 5 человек, в том числе 3 детей, дата подачи заявления на участие в программе 01.06.2012. В списке на 2016 год (постановление от 18.08.2015 № с изменениями внесенными постановлением от 19.05.2016 №) семья истцов значится под номером № в том же составе. Согласно книге учета в 2016 году выданы свидетельства семье ФИО6 на состав семьи 2 человека, дата подачи заявления на участие в программе 30.11.2009 и семье ФИО7 на состав семьи 4 человека – супруги и 2 детей, дата подачи заявления на участие в программе 16.03.2010. В списке на 2017 год (постановление от 03.07.2016 № с изменениями внесенными постановлением от 29.12.2016 № (список в новой редакции)) семья истцов значится под номером № в том же составе. Согласно книге учета в 2017 году выданы свидетельства семье ФИО8 на состав семьи 5 человек, в том числе 3 детей, дата подачи заявления на участие в программе 27.03.2013 и семье ФИО9 на состав семьи 2 человека, дата подачи заявления на участие в программе 24.05.2010. В списке на 2018 год (постановление от 22.08.2017 №) семья истцов значится под номером № в том же составе. Согласно книге учета в 2018 году выданы свидетельства семье ФИО10 на состав семьи 3 человека, дата подачи заявления на участие в программе 09.09.2011 и семье ФИО11 на состав семьи 2 человека, дата подачи заявления на участие в программе 18.11.2010. В списке на 2019 год (постановление от 31.05.2018 № с изменениями внесенными постановлениями от 24.01.2019 № и 17.04.2019 №) семья истцов значится под номером № в том же составе. Согласно книге учета в 2019 году выданы свидетельства семье ФИО17 на состав семьи 3 человека, дата подачи заявления на участие в программе 16.11.2012, семье ФИО18 на состав семьи 3 человека, дата подачи заявления на участие в программе ДД.ММ.ГГГГ, семье ФИО19 на состав семьи 4 человека, дата подачи заявления на участие в программе 29.11.2012, семье ФИО12 на состав семьи 4 человека, дата подачи заявления на участие в программе 07.12.2012, и семье ФИО13 на состав семьи 3 человека, дата подачи заявления на участие в программе 16.04.2013. В списке на 2020 год (постановление от 31.05.2019 № с изменениями внесенными постановлением от 03.12.2019 №) семья истцов значится под номером № в составе 4 человека: супруги и 2 детей. Согласно книге учета в 2020 году выданы свидетельства семье ФИО14 на состав семьи 5 человека, в том числе 3 детей, дата подачи заявления на участие в программе 15.12.2014, семье ФИО15 на состав семьи 5 человека, в том числе 3 детей, дата подачи заявления на участие в программе 18.12.2018 и семье ФИО16 на состав семьи 6 человек, в том числе 5 детей, дата подачи заявления на участие в программе 16.05.2019.
Из указанных материалов дела также следует о выдаче свидетельств на получение социальной выплаты с учетом очередности и обстоятельств, дающих семьям преимущественное право на получение выплаты – наличие 3 и более детей, более ранняя дата подачи заявления на участие в программе.
Свидетель ФИО4 суду показала, что работает ведущим специалистом отдела архитектуры администрации Кузнецкого района Пензенской области. Предоставление социальной выплаты на приобретение жилья по государственной программе осуществляется на основании софинансирования из разных бюджетов при формировании двух списков: списка участников программы и списка претендентов на получение выплаты. Поскольку на момент формирования списка претендентов на получение выплаты в 2021 году ФИО20 было более 35 лет, его семья была исключена из названного списка. С условиями и правилами программы семья была ознакомлена. Ранее, когда ФИО20 обращался к ней, она лично ему поясняла о том, что ей неизвестно получит ли его семья выплату, так как ему скоро исполниться 36 лет. В деле семьи С-вых заявления за 2016 год о включении в программу их дочери не имеется.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они последовательны, согласуются с материалами дела.
В обоснование иска истцы указывают на то, что их дочь ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, а была включена в качестве члена их семьи для участия в подпрограмме только в 2019 году. Довод истца ФИО21 о том, что в 2016 году она предоставляла ответчику копию свидетельства о рождении дочери, не нашел своего объективного подтверждения в ходе судебного заседания. С соответствующим заявлением с приложением копии свидетельства о рождении истец ФИО21 обратилась только 11.07.2019. При этом, в случае учета изменения состава семьи истцов по состоянию на 2016 год после рождения их дочери, данное обстоятельство не повлияло бы на изменение имевшейся очередности.
Доводы истцов об отсутствии у них прав на недвижимое имущество, в обоснование позиции по иску суд считает несостоятельными, поскольку основанием для исключения семьи из соответствующего списка послужило несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным подп. «а» п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 - достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи, а не отсутствие нуждаемости в жилом помещении. Постановление администрации Тарлаковского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области с изменениями о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет не оспорены.
В силу ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
На основании изложенного, оценив предоставленные суду доказательства в их совокупности, судом не установлено нарушений со стороны ответчика прав и законных интересов истцов, в связи с чем оснований для признания обжалуемого постановления администрации Кузнецкого района Пензенской области от 16.07.2020 № незаконным в части исключения семьи истцов из списка молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, возложения на ответчика обязанности восстановить семью для участия в программе на получение социальной выплаты и удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО20, ФИО21, действующей за себя лично и в качестве законного представителя в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к администрации Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным постановления администрации Кузнецкого района Пензенской области от 16.07.2020 № в части исключения семьи из списка молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по Кузнецкому району Пензенской области от 27.05.2020 №, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и возложении обязанности восстановить семью для участия в указанной программе, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 15.01.2021.
Судья: