дело № 2 - 1351/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2013 года г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Харьковой Н.С.,
с участием старшего помощника прокурора Московского района г. Рязани Гришаевой Е.А., действующей на основании доверенности от 22 августа 2013 года № 32-2013,
представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № 1 от 14 января 2013 года,
при секретаре Оспенниковой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Сараевского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «П» о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Сараевского района Рязанской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «П» о понуждении к совершению действий.
В обоснование исковых требований прокурор Сараевского района Рязанской области указал, что автостанция «Сараи», принадлежащая ОАО «П» расположеннная по адресу: <адрес>, является объектом транспортной инфраструктуры и имеет четвертую категорию безопасности.
Прокуратурой Сараевского района Рязанской области в ходе проведенной по заданию прокуратуры области проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности установлены нарушения действующего законодательства со стороны ОАО «П», расположенного по адресу: <адрес>, а именно ОАО «П» не проведена оценка уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры.
В целях устранения выявленных нарушений действующего законодательства прокурором Сараевского района Рязанской области в адрес директора ОАО «П» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности.
Согласно ответу генерального директора ОАО «П» на представление от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушения, указанные в представлении прокурора, не устранены.
Отсутствие оценки уязвимости транспортных средств, то есть защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также угроз совершения террористических актов, не позволяет принять план обеспечения транспортной безопасности и осуществить комплекс мер, направленных на повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
Прокурор Сараевского района Рязанской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на ст. 18 Конституции РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказ Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», просил обязать ОАО «П», расположенное по адресу: <адрес>, провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автостанции «Сараи», принадлежащей ОАО «П», расположенной по адресу: <адрес>; в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ОАО «П» срок для совершения указанных действий.
Впоследствии прокурор Сараевского района Рязанской области уточнил исковые требования, окончательно просил обязать ОАО «П», расположенное по адресу: <адрес>, обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автостанции «Сараи», принадлежащей ОАО «П», расположенной по адресу: <адрес>, и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры в течение месяца, разработать на основании категорирования объекта транспортной инфраструктуры и результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры план обеспечения транспортной безопасности и утвердить его в компетентном органе в течение трех месяцев после выполнения первого требования, реализовать план обеспечения транспортной безопасности в течение шести месяцев с момента утверждения плана обеспечения; в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ОАО «П» срок для совершения указанных действий.
Прокурор Сараевского района Рязанской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора Сараевского района Рязанской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района г. Рязани Гришаева Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила удовлетворить требования, изложенные в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «П» ФИО1 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, при этом пояснила, что на момент рассмотрения дела ответчиком в полной мере выполнены требования действующего законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно обеспечено проведение оценки уязвимости.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Московского района г. Рязани Гришаевой Е.А., представителя ответчика ОАО «П» ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ОАО «П» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3.1 Устава ОАО «П» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
В своей деятельности ОАО «П» руководствуется законодательством РФ, а также Уставом.
В соответствии с п. 4.2 Устава ОАО «П» осуществляет в установленном законодательством РФ порядке такой вид деятельности, как оказание услуг по организации и осуществлению перевозок пассажиров автобусами в междугородном и пригородном сообщениях.
На праве собственности ОАО «П» принадлежит здание автостанции, лит. А, назначение – нежилое, общей площадью 51,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельства о государственной регистрации юридического лица №, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ №, устава ОАО «П», свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями старшего помощника прокурора Московского района г. Рязани Гришаевой Е.А. и не оспаривались представителем ответчика ОАО «П» ФИО1
Статьей ст. 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в частности на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
К числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относятся оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст. 4 названного Федерального закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ст. 9 названного Федерального закона, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
В соответствии с п. п. 2-3, 5 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 34, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства.
Согласно п. п. 2, 4-5, 8 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 87, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Оценка уязвимости проводится организациями, определенными ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя.
Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
Согласно Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 42, субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (п. 5.7); разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (п. 5.8).
Согласно Приказу Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» объектам транспортной инфраструктуры (автовокзалам и автостанциям) <адрес> присвоены категории.
В судебном заседании установлено, что принадлежащая ОАО «П» автостанция «Сараи» Рязанской области внесена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта ДД.ММ.ГГГГ с присвоением 4 категории и реестрового номера АТА0000477.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «П» уведомлено Росавтодором о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры и включении данного объекта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
В 2012 году прокуратурой Сараевского района Рязанской области была проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на указанной автостанции, в результате которой выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а именно не проведена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности указанной автостанции.
Прокурором Сараевского района Рязанской области в адрес генерального директора ОАО «П» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № 13-2012, с требованием о рассмотрении представления, принятии мер к устранению выявленных нарушений, привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщении прокурору района о результатах рассмотрения представления в письменной форме в месячный срок.
Данные обстоятельства подтверждаются копией реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта, копией уведомления Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ № 70, копией представления об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности и противодействию терроризму от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой о результатах проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, копией сообщения ОАО «П».
Из сообщения ОАО «П» от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес прокурора <адрес>, усматривается, что ОАО «П» обратилось в органы исполнительной власти <адрес> с просьбой оказать содействие и обратиться в Росавтодор с предложением внести изменения в Приказ Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры», исключив из реестра кассовый пункт «Милославское». ДД.ММ.ГГГГ под председательством губернатора <адрес> и председателя антитеррористической комиссии <адрес> О.И.К. состоялось заседание антитеррористической комиссии <адрес>, на котором было принято решение о создании рабочей группы для изучения объектов транспортной инфраструктуры ОАО «П», включенных в реестр категорированных объектов, и выработки предложений по внесению изменений в Приказ Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры». ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве транспорта и автомобильных дорог <адрес> состоялось заседание рабочей группы по изучению объектов транспортной инфраструктуры ОАО «П» и выработке предложений по внесению изменений в Приказ Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ № 127. Данная рабочая группа 18 и ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с согласованным графиком обследовала объекты транспортной инфраструктуры ОАО «П» и составила акт, в котором предложила Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области совместно с заинтересованными структурами рассмотреть вопрос о подготовке и направлении в адрес Росавтодора обращения по вопросу отмены присвоенных категорий кассовым пунктам и исключении из Реестра категорированных объектов. В связи с чем, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры до настоящего времени не завершена по объективным причинам, не зависящим от ОАО «П». ОАО «П» не имеет возможности разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности.
Доказательств, подтверждающих внесение изменений в Приказ Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» и исключение из реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта автостанции «Милославское» Рязанской области, стороной ответчика суду не представлено. Напротив, в материалы дела представителем ответчика ФИО1 представлена копия договора № 55-ТБ на услугу по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, заключенного между ООО «Липецкий научно-методический центр» и ОАО «П» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Липецкий научно-методический центр» приняло на себя оказание услуги по проведению оценки уязвимости автостанции «Сараи» Рязанской области.
В судебном заседании из объяснений представителя ответчика ФИО1 следует, что на момент рассмотрения дела обязательства по указанному договору ООО «Липецкий научно-методический центр» не исполнены, работы по проведению оценки уязвимости ведутся.
Принимая во внимание нормы действующего законодательства, а также с учетом положений ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. п. 5.7 и 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 42, исходя из того, что автостанция «Сараи» Рязанской области включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу о том, что у ОАО «П» возникла обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости, разработке плана обеспечения безопасности на объекте, и соответственно по реализации разработанного плана безопасности, однако ответчиком указанные требования закона не исполнены до настоящего времени, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что на момент рассмотрения дела ответчиком в полной мере выполнены требования действующего законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно обеспечено проведение оценки уязвимости, суд не принимает, поскольку само по себе заключение договоров, в отсутствие утвержденных результатов оценки, свидетельствует лишь о проведении работ, но не об исполнении требований законодательства в полном объеме.
Принимая во внимание обстоятельства дела, учитывая при этом, что нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности и антитеррористической защищенности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, суд полагает, что сроки устранения допущенных нарушений, которые просит установить прокурор, является разумными, не противоречат требованиям закона.
При этом суд обращает внимание на то, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ОАО «П» подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор Сараевского района Рязанской области был освобожден, в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сараевского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «П» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать ОАО «П», расположенное по адресу: <адрес> обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автостанции «Сараи», расположенной по адресу: <адрес>, и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение месяца, разработать на основании категорирования объекта транспортной инфраструктуры – автостанции «Сараи», расположенной по адресу: <адрес>, и результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автостанции «Сараи», расположенной по адресу: <адрес>, план обеспечения транспортной безопасности и утвердить его в компетентном органе в течение трех месяцев после выполнения первого требования, реализовать план обеспечения транспортной безопасности в течение шести месяцев с момента утверждения плана обеспечения.
Взыскать с ОАО «П» в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.С. Харькова