ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1352/2013 от 07.11.2013 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело 2-1352/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2013 года

г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего: судьи Лосевой Т.Г.,

при секретаре Непомнящей А.С.,

с участием прокурора Якубовского А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Холмский городской округ» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Холмский городской округ», выразившееся в непринятии мер по организации и осуществлению органами местного самоуправлению муниципального образования «Холмский городской округ» деятельности в сфере муниципального контроля в области торговой деятельности, о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» принять меры по организации и осуществлению на территории муниципального образования «Холмский городской округ» муниципального контроля в области торговой деятельности

установил:

    Холмский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в интересах МО «Холмский городской округ» о признании незаконным бездействие Администрации МО «Холмский городской округ», выразившееся в непринятии мер по организации и осуществлению органами местного самоуправлению МО «Холмский городской округ» деятельности в сфере муниципального контроля в области торговой деятельности, также просит возложить обязанность на Администрацию МО «Холмский городской округ» принять меры к разработке и утверждению муниципальных нормативных правовых актов, определяющих орган, на который возлагается непосредственное осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, установление его организационной структуры, полномочий, функций и порядка его деятельности, определения перечня должностных лиц данного органа муниципального контроля в области торговой деятельности.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения администрацией МО «Холмский городской округ» требований законодательства установлено, что на территории городского округа отсутствуют разработанные и утвержденные муниципальные нормативные правовые акты, определяющие орган, на который возлагается непосредственное осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, установление его организационной структуры, полномочия, функции и порядок его деятельности, определение перечня должностных лиц данного муниципального органа, в связи с чем, полномочия по проведению муниципального контроля в области торговой деятельности фактически на территории Холмского городского округа, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не осуществляются.

В судебном заседании 30.10.2013г. прокурор представил заявление об изменении предмета иска, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Холмский городской округ», выразившееся в непринятии мер по организации и осуществлению органами местного самоуправления МО «Холмский городской округ» деятельности в сфере муниципального контроля в области торговой деятельности, обязать Администрацию МО «Холмский городской округ» принять меры по организации и осуществлению на территории МО «Холмский городской округ» муниципального контроля в области торговой деятельности, просил прекратить производство по делу в части возложения обязанности на Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» принять меры к разработке и утверждению муниципальных нормативных правовых актов, определяющих орган, на который возлагается непосредственное осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, установление его организационной структуры, полномочий, функций и порядка его деятельности, определения перечня должностных лиц данного органа муниципального контроля в области торговой деятельности.

В судебном заседании прокурор Якубовский А.С. исковые требования с учетом заявления об изменении исковых требований поддержал.

Определением Холмского городского суда производство по делу в части возложения обязанности на Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» принять меры к разработке и утверждению муниципальных нормативных правовых актов, определяющих орган, на который возлагается непосредственное осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, установление его организационной структуры, полномочий, функций и порядка его деятельности, определения перечня должностных лиц данного органа муниципального контроля в области торговой деятельности прекращено.

Представитель администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в судебное заседание не явился, возражения оп иску не представлены, ходатайства не заявлены.

    Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ).

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ, который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ).

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1 пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ).

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Устава муниципального образования «Холмский городской округ» осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности не отнесено к вопросам местного значения Холмского городского округа.

Вместе с тем, частью 1 статьи 10 Устава муниципального образования «Холмский городской округ» установлено, что органы местного самоуправления Холмского городского округа вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 46 Устава муниципального образования «Холмский городской округ» Администрация Холмского городского округа является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля.

К полномочиям администрации Холмского городского округа в области муниципального контроля относятся:

1)    организация и осуществление муниципального контроля натерритории Холмского городского округа;

2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Сахалинской области;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

4)    осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Сахалинской области.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 19.02.2009 года № 53/3-549, Администрация муниципального образования «Холмский городской округ» - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования «Холмский городской округ», наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Федеральными законами и законами Сахалинской области.

Согласно п.п. 2.1.1 и 2.1.3 Положения об Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в пределах предоставленной компетенции Администрация выполняет следующие задачи:

- решение вопросов местного значения на территории муниципального образования «Холмский городской округ» в целях повышения благосостояния населения и жизнеобеспечения;

- обеспечение исполнения на территории муниципального образования «Холмский городской округ» Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Сахалинской области, нормативных правовых актов Администрации Сахалинской области, Устава муниципального образования «Холмский городской округ», нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Холмский городской округ».

Согласно п. 3.1.1 Положения об Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в целях социально-экономического развития муниципального образования «Холмский городской округ», создания надлежащих условий жизнедеятельности населения муниципального образования «Холмский городской округ», в пределах предоставленной компетенции, определенной Уставом, Администрация осуществляет следующие полномочия:

- обеспечение исполнения на территории муниципального образования «Холмский городской округ» Конституции РФ, федерального законодательства, законов Сахалинской области, нормативных правовых актов Администрации Сахалинской области, органов местного самоуправления муниципального образования «Холмский городской округ».

Поскольку на момент рассмотрения спора ответчиком не приняты меры по организации и осуществлению деятельности в сфере муниципального контроля в области торговой деятельности, иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

    Заявление Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Холмский городской округ» о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», выразившееся в непринятии мер по организации и осуществлению органами местного самоуправлению муниципального образования «Холмский городской округ» деятельности в сфере муниципального контроля в области торговой деятельности, о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» принять меры по организации и осуществлению на территории муниципального образования «Холмский городской округ» муниципального контроля в области торговой деятельности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», выразившееся в непринятии мер по организации и осуществлению органами местного самоуправлению муниципального образования «Холмский городской округ» деятельности в сфере муниципального контроля в области торговой деятельности.

Обязать Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» принять меры по организации и осуществлению на территории муниципального образования «Холмский городской округ» муниципального контроля в области торговой деятельности.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение оставлено 12 ноября 2013 года

         Судья                                                           Т.Г. Лосева