ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1352/2016 от 18.03.2016 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело КОПИЯ

РЕШЕНИЕ
ИФИО1

<адрес> 18 марта 2016 года

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО2 к Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании задолженности по премии за третий квартал 2015 года,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании задолженности по премии за третий квартал 2015 года. В обоснование заявленных требований указав, что Приказом министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-л/с она, ФИО2, была назначена на должность консультанта отдела бюджетного планирования и экономического анализа финансово-экономического управления министерства социальной защиты населения <адрес>.По результатам работы за 3 квартал 2015 года гражданским служащим министерства ДД.ММ.ГГГГ была выплачена премия в размере 9 окладов. Она была уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ (приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ-л/с). То есть отработала в министерстве 3 квартал 2015 года, вместе с тем, премия ей была начислена и выплачена в размере 0,5 оклада, что подтверждается расчетным листком за октябрь 2015 года.За указанный период работы нарушений трудовой дисциплины и замечаний по выполнению должностных обязанностей не имела.В период с июля по сентябрь 2015 года в отпуске не находилась.С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности заместителя начальника управления - начальника отдела бюджетного планирования и экономического анализа финансово-экономического управления министерства.На основании изложенногопросит взыскать премию за 3 квартал 2015 г. в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО4 исковые требования ФИО2 не признала и пояснила, чтостатьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе <адрес>", Положением о порядке выплаты премии государственным гражданским служащим <адрес> за выполнение особо важных и сложных заданий, утвержденным распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, предусмотрена выплата премии государственным гражданским служащим <адрес> за выполнение особо важных и сложных заданий.Премирование государственных гражданских служащих края, не являющихся руководителями органов исполнительной власти края, осуществляется ежеквартально с учетом выполнения особо важных и сложных заданий, результатов оценки эффективности и результативности деятельности соответствующих органов исполнительной власти края (абзац второй пункта 3 Положения).В соответствии с пунктом 2 Положения выполнением особо важных и сложных заданий следует считать:подготовку проектов законов края, нормативных правовых актов и положений, утверждаемых Губернатором и <адрес>;достижение значимых результатов в ходе выполнения обязанностей, предусмотренных должностным регламентом государственного гражданского служащего;внесение государственным гражданским служащим предложений, улучшающих работу структурного подразделения, министерства края и иного органа исполнительной власти края и государственной гражданской службы края в целом, внедрение новых форм и методов работы, способствующих достижению высоких конечных результатов (кроме предложений, неоправданно увеличивающих документооборот и расход бюджетных средств);организацию и проведение мероприятий, не входящих в план работы гражданского служащего или структурного подразделения;подготовку срочной информации по запросам федеральных государственных органов;осуществление наставничества.На ФИО2 в III квартале 2015 г. была возложена обязанность по подготовке проекта постановления <адрес> "О внесении изменений в государственную программу <адрес> "Развитие социальной защиты населения <адрес>", утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр". Однако данное задание не было выполнено в установленные сроки.Иных особо важных и сложных заданий в III квартале 2015 г. истцом не исполнялось.Применительно к настоящему делу выплата премии поставлена в зависимость от выполнения особо важных и сложных заданий. Нарушения трудовой дисциплины являются факторами, исключающими начисление премии, отсутствие же таких нарушений в то же время не влечет за собой начисление премии (начисление премии в повышенном размере).Согласно пункту 6 Положения премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается в пределах средств фонда оплаты труда и не должна быть ниже 0,5 оклада месячного денежного содержания государственного гражданского служащего края.По итогам работы в III квартале 2015 г., с учетом выполняемой работы, ФИО2 была премирована в размере 0,5 месячного оклада денежного содержания. Учитывая изложенное, считает, что основания для удовлетворения иска ФИО2 отсутствуют.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 (ранее ФИО6ФИО2 состояла в трудовых отношениях с Министерством социальной защиты населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, была назначена на должность консультанта отдела бюджетного планирования и экономического анализа финансово-экономического управления министерства социальной защиты населения <адрес> (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ была уволена с занимаемой должности по инициативе работника (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ).

Из материалов дела следует, что премирование работников ответчика осуществляется на условиях,изложенных в Положении о порядке выплаты премии государственным гражданским служащим <адрес> за выполнение особо важных и сложных заданий, утвержденным распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р.

В соответствии с указанным Положением предусмотрена выплата премии государственным гражданским служащим <адрес> за выполнение особо важных и сложных заданий. Премирование государственных гражданских служащих края, не являющихся руководителями органов исполнительной власти края, осуществляется ежеквартально с учетом выполнения особо важных и сложных заданий, результатов оценки эффективности и результативности деятельности соответствующих органов исполнительной власти края (абзац второй пункта 3 Положения).

В соответствии с пунктом 2 Положения выполнением особо важных и сложных заданий следует считать:

- подготовку проектов законов края, нормативных правовых актов и положений, утверждаемых Губернатором и <адрес>;

- достижение значимых результатов в ходе выполнения обязанностей, предусмотренных должностным регламентом государственного гражданского служащего;

- внесение государственным гражданским служащим предложений, улучшающих работу структурного подразделения, министерства края и иного органа исполнительной власти края и государственной гражданской службы края в целом, внедрение новых форм и методов работы, способствующих достижению высоких конечных результатов (кроме предложений, неоправданно увеличивающих документооборот и расход бюджетных средств);

- организацию и проведение мероприятий, не входящих в план работы гражданского служащего или структурного подразделения;

- подготовку срочной информации по запросам федеральных государственных органов;

- осуществление наставничества.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ-л/с ФИО2 была премирована по итогам работы в третьем квартале 2015 года за счет средств фонда оплаты труда в размере 0,5 месячного оклада денежного содержания.

В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:

- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);

- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями;ст. 149 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - Поощрения за труд).

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

В соответствии с названными нормами права, а также исходя из условий Положения об оплате труда и премировании работников, действующего у ответчика, суд, полагает, что выплата премий, в отношении которых возник настоящий спор, как стимулирующей выплаты, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, при этом, действиями работодателя, связанными с премированием истца, дискриминации последней допущено не было.

Из материалов дела следует, что истец была включена в приказ о выплате премий за 3-й квартал 2015 года, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период имелись безусловные основания для начисления истцу премии в большем размере стороной истца не приводились.

При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, на основании норм права, подлежащих применению в данном случае, учитывая, что Положением об оплате труда и премировании работников ответчика не была предусмотрена безусловная обязанность работодателя по выплате истцу премий, в соответствии с условиями локальных актов работодателя премии отнесены к стимулирующим выплатам, суд считает, что правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требованийФИО2 отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании задолженности по премии за третий квартал 2015 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: Судья Королева И.А.