ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1352/2017 от 16.05.2017 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1352/2017 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2017 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При секретаре Пожогиной М. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Городского округа «Город Калининград» о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка в собственность за плату, понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации ГО «г. Калининград», мотивируя свои требования тем, что она является собственником нежилого здания площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном на земельном участке площадью 1664 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> Земельный участок находится в муниципальной собственности и предоставлен ей на праве аренды на основании договора № 010021 от 24.07.2009г. в редакции дополнительного соглашения № 010021-1 от 17.11.2014 года, разрешенное использования земельного участка – под существующее здание шиномонтажной мастерской с автомагазином.

11.03.2016 года она обратилась через ГКУ Калининградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Администрацию ГО «г. Калининград» за предоставлением муниципальной услуги – предоставление земельного участка в собственность за плату под существующими объектами недвижимости.

18.04.2016 года было получено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги № 028-13/УГР-60-1755 от 29.03.2016 года, в котором Администрация указала, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами установленных красных линий ул. Железнодорожной и не может быть предоставлен ФИО1 в собственность в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

По информации, полученной с официального сайта Администрации, испрашиваемый земельный участок попадает за границы красных линий в связи с утверждением проекта планировки с проектом межевания в его составе территорий в границах ул. <данные изъяты>. Кроме того, данный проект планировки предусматривает изъятие земельного участка, арендуемого ФИО1 для муниципальных нужд.

14.10.2016 года она повторно обратилась в Администрацию ГО «г. Калининград» с требованием предоставить земельный участок в собственность за плату либо принять решение о выкупе земельного участка в связи с его планируемым изъятием под муниципальные нужды.

В ответе № Из-КМИ-07/8550 от 08.11.2016 года Администрация вновь отказала ей в предоставлении земельного участка в собственность, сославшись на п. 12 ст. 85 ЗК РФ, указав при этом, что до настоящего момента решения об изъятии земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости не принималось.

Ддействия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении ей земельного участка в собственность за плату являются незаконными, нарушающими ее права.

В обоснование своих доводов ссылается на положения п. 1 ст. 39.20, пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, абз. 5 п. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Указывает, что в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Закона № 178-ФЗ приватизации не подлежат земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Аналогичный запрет на приватизацию в отношении земель общего пользования установлен в п. 8 ст. 28 Закона № 178-ФЗ.

Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, Администрация сослалась на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям общего пользования.

Считает довод Администрации не соответствующим фактическим обстоятельствам. Ссылается на п. 12 ст. 1 ГрК РФ, указывая, что исходя из содержания понятия территорий общего пользования, установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.

Испрашиваемый земельный участок в настоящий момент не может быть отнесен к существующим землям общего пользования, т.к. он не является земельным участком, которым пользуется неограниченный круг лиц, а наоборот – предоставлен на праве аренды ФИО1 и используется в полном соответствии с целевым назначением согласно установленному для него виду разрешенного использования. Каких либо сведений об отнесении участка к землям общего пользования в ЕГРП не содержится.

Довод Администрации о нахождении испрашиваемого земельного участка за границами красных линий (в связи с утверждением названного выше Проекта планировки, которым также планируется изъятие земельного участка под муниципальные нужды), также не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Законодатель четко определил момент времени, начиная с которого на земельные участки распространяется запрет на приватизацию, предусмотренный п. 8 ст. 28 Закона № 128-ФЗ и п. 12 ст. 85 ЗК РФ, фактически указав, что само по себе утверждение документации по планировке территории без принятия соответствующего решения о резервировании земель для муниципальных нужд, либо решения об изъятии земельного участка под муниципальные нужды, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Само по себе утверждение проекта планировки территории не влечет за собой автоматического отнесения испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования, на которые распространяется запрет на приватизацию, а лишь свидетельствует о намерении Администрации изъять земельный участок под муниципальные нужды и отнести его в последующем к землям общего пользования, и не порождает при этом обязанности у Администрации произвести такое изъятие.

Испрашиваемый земельный участок станет территорией общего пользования, на которую распространяется действие п. 12 ст. 85 ЗК РФ, только после принятия соответствующих решений о резервировании либо об изъятии в порядке, установленном действующим законодательством, а также после последующего проведения работ по перераспределению земель в соответствии с утвержденным проектом межевания с установлением соответствующего вида разрешенного использования для вновь образованного земельного участка.

Иное толкование названных норм права в совокупности, учитывая отсутствие у Администрации обязанности изъять испрашиваемый земельный участок, приводит к ситуации правовой неопределенности, когда дальнейшая судьба земельного участка, а также расположенного на нем объекта недвижимости становится непредсказуемой.

Указывает, что до настоящего момента каких-либо мероприятий по реализации проекта планировки Администрацией не проводилось, решения о резервировании земель для муниципальных нужд, либо изъятии земельного участка в порядке ст. 56.6 ЗК РФ не принималось.

Предоставление земельного участка ей в собственность не нарушит интересы неопределенного круга лиц и не лишит Администрацию права в последующем принять соответствующие решения о резервировании либо об изъятии.

Просит признать незаконными действия Администрации ГО «г. Калининград», выразившиеся в отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка площадью 1664 кв.м., КН <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в собственность за плату. Обязать Администрацию ГО «г. Калининград» предоставить ФИО1 земельный участок площадью 1664 кв.м., КН <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> в собственность за плату.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежаще, в связи с чем суд рассматривает дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 по доверенности исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнил, что на данный момент времени испрашиваемый земельный участок не является местом общего пользования, а только предполагается к этому. Свою позицию они основывают на Определении ВС РФ от 2011 года № 11-809-19. Полагает отказ администрации незаконным, указывая, что ФИО1 имеет право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность за плату, данный земельный участок находится у нее в аренде.

Представитель ответчика Администрации ГО «г. Калининград» ФИО3 по доверенности просит в удовлетворении исковых требований отказать, пояснила, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, на которой разработан проектный план реконструкции, который утвержден Постановлением от 22.10.2014 года № 1659. Данный земельный участок подпадает под изъятие из-за строительства объектов: автомобильного моста, реконструкции ул. <данные изъяты>. Установлены красные линии. В связи с чем истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату. Данный земельный участок подпадает под изъятие из-за строительства объектов федерального значения. Территория относится к улично-дорожной сети, там предполагается строительство автомобильного съезда.

Также от ответчика Администрации ГО «г. Калининград» поступили письменные возражения относительно заявленных требований. Указывают, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Земельный участок с КН <данные изъяты> предоставлен ФИО1 по договору на передачу в аренду городских земель № 010021 от 24.07.2009 года, соглашению к договору № 010021-1 от 17.11.2014 года, с разрешенным использованием – под существующее здание шиномонтажной мастерской с автомагазином.

14.10.2016 года ФИО1 обратилась к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «г. Калининград» по вопросу принятия решения о выкупе здания шиномонтажной мастерской с кадастровым номером <данные изъяты> или предоставления земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в собственность за плату.

08.11.2016 года ФИО1 направлен ответ об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также сообщено, что решение об изъятии данного земельного участка и расположенных на нем объектов не принималось.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> расположен на территории, в отношении которой в установленном порядке подготовлен проект планировки с проектом межевания в его составе в границах ул. <данные изъяты>. И утвержден постановлением администрации ГО «г. Калининград» № 1659 от 22.10.2014 года.

Территория проекта планировки расположена в центральной части г. Калининграда, на границе Ленинградского и Московского районов. Площадь проектируемого участка составляет 49,9 га, основной целью проекта является назначение и уточнение красных линий в связи с размещением автомобильного моста, реконструкцией двухъярусного моста через реку Преголя, а также прилегающих магистральных улиц, и разработка проекта межевания территории.

Проектом предусмотрено строительство железнодорожного и автомобильного мостов, реконструкция ул. <данные изъяты>, а также устройство съездов на набережные. В связи с этим часть земельных участков, в число которых входит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> подлежат изъятию для муниципальных нужд.

К числу объектов федерального значения относятся: автомобильный мост в створе ул. <данные изъяты>; реконструкция прилегающих автомагистралей ул. <данные изъяты>; реконструкция набережных в районе проектируемого моста и устройство съездов.

Согласно Генерального плана ГО «г. Калининград», утвержденного Решением Городского совета депутатов № 225 от 06.07.2016г., земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>, расположен в функциональной зоне улично-дорожной сети.

Указывают, что в соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ, орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии ч утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории, испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Данная позиция изложена в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017), утвержденного 16.02.2017г.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельного кодекса РФ), введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.07.2009 года между Администрацией ГО «г. Калининград» (Арендодатель) и ООО «АСКАР» (Арендатор) заключен договор № 010021 на передачу в аренду городских земель, в соответствии с п. 1.1 которого Арендодатель предоставил Арендатору в аренду сроком до 30.03.2058 года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 0,1664 га по ул. <данные изъяты> в <данные изъяты>. Земельный участок, указанный в п. 1.1 Договора предоставлен под существующее здание шиномонтажной мастерской с автомагазином (земельные участки, занятые объектами технического обслуживания автомобилей (маломерных плавсредств), автомойками, объектами торговли автотранспортными средствами (п. 1.3 Договора).

В п. 1.4 Договора указано на наличие на земельном участке 2-х этажного нежилого здания общей площадью <данные изъяты> кв.м. (Литер А<данные изъяты>).

Срок аренды договора установлен с 30.03.2009 года до 30.03.2058 года (п. 2.1 Договора).

17.11.2014 года между Администрацией ГО «г. Калининград» (Арендодатель) и ФИО1 заключено Соглашение № 010021-1 об изменении и дополнении Договора № 010021 от 24.07.2009 года на передачу в аренду городских земель, в соответствии с п. 1 которого в связи с переходом права на нежилое здание общей площадью <данные изъяты> кв.м. стороны пришли к соглашению о замене лица на стороне арендатора по Договору на передачу в аренду городских земель от 24.07.2009г. № 010021: считать Арендатором по Договору на передачу в аренду городских земель от 24.07.2009 года № 010021 – ФИО1 (п. 2).

ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное на земельном участке площадью 1164 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>

14.10.2016 года ФИО1 обратилась в администрацию ГО «г. Калининград» Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью 1664 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> в собственность за плату, либо принять решение о выкупе принадлежащего ей здания шиномонтажной мастерской с автомагазином, площадью <данные изъяты> кв.м., КН <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>

Решением от 08.11.2016 года № Из-КМИ-07/8550 ФИО1 было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка за плату, а также указано, что решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и объекта недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке не принималось.

В оспариваемом истцом отказе Администрация ГО «г. Калининград» указывала, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на территории, на которую согласно постановлению администрации города от 05.07.2016г. № 941 разрабатывается проект планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейного объекта «Реконструкция КНС-8 по ул. <данные изъяты> (3-й этап – реконструкция напорных коллекторов на участке от КНС-8 до промколлектора на ул. <данные изъяты>)». Согласно проекту планировки с проектом межевания в его составе территории в границах ул. <данные изъяты>, утв. Постановлением администрации ГО «г. Калининград» от 22.10.2014 года № 1659, рассматриваемый земельный участок расположен в границах красных линий ул. <данные изъяты> на территории общего пользования.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 15.07.2010 N 1059-О-О статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить и условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

В статье 39.16 Земельного кодекса в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2017) (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах муниципального образования - городского округа «г. Калининград».

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).

Части 1-3 статьи 9 Градостроительного Кодекса РФ предусматривают, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу частей 1, 15 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

В ст. 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно чч. 3, 4 и 9 ст. 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

Решением Городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 года № 225 «Об утверждении генерального плана Го «г. Калининград», утвержден Генеральный план ГО «г. Калининград» на период до 2035 года (включительно) в виде графических и текстовых материалов, в том числе границ зон размещения объектов муниципального и федерального значения, функциональных зон городского округа, является общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования.

Согласно карты функциональных зон Генерального Плана участок территории города, в которую входит спорный земельный участок, отнесена к зоне улично-дорожной сети, предназначенной для размещения улиц и дорог, уличного освещения, объектов капитального строительства, относящихся к обслуживанию транспортной инфраструктуры (л.д. 26-28).

Постановлением Администрации ГО «Город Калининград» № 1659 от 22.10.2014 года утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе территории в границах ул. <данные изъяты> (далее по тексту - проект планировки).

Как следует из представленного проекта планировки, красные линии улиц и проездов назначены проектом планировки в соответствии со схемой транспортного обслуживания, размеры (расстояния между красными линиями) определены категорией каждой из существующих и планируемых улиц. Размеры в красных линиях по <данные изъяты> – 65 м, ул. <данные изъяты> – 40 м., ул. <данные изъяты> - 40м., ул. <данные изъяты> 30 м., ул. <данные изъяты> – 30-60м.

В п. 1.3 проекта указано, что в границах проекта планируются к размещению в т.ч. автомобильный мост в створе улиц <данные изъяты>, реконструкция прилегающих автомагистралей улиц <данные изъяты>, реконструкция набережных в районе проектируемого моста и устройство съездов. Проектом выделены территории под линейные объекты улично-дорожной сети с линейными объектами инженерной инфраструктуры, в т.ч. ул. <данные изъяты> К числу объектов федерального значения относятся: автомобильный мост в створе улиц <данные изъяты>; реконструкция прилегающих автомагистралей ул. <данные изъяты>, реконструкция набережных в районе проектируемого моста и устройство съездов (п. 2.2.4).

Территория межевания ограничена: красными линиями общегородской магистрали – ул. <данные изъяты>, красными линиями улицы районного значения - ул. <данные изъяты>, красными линиями общегородской магистрали – ул. <данные изъяты>, границами ранее образованных земельных участков. Территория межевания расположена на территории кадастровых кварталов, в т.ч. кадастрового квартала <данные изъяты> Проектом предусмотрено строительство железнодорожного и автомобильного мостов, реконструкция ул. <данные изъяты>, а также устройство съездов на набережные. В связи с этим часть существующих земельных участков подлежит изъятию для муниципальных нужд, сведения о частях земельных участков, подлежащих изъятию, отражены в таблице 1, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1664 кв.м. подлежит изъятию для муниципальных нужд.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, проект планировки территории включает в себя, в том числе, красные линии.

Согласно п.п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ относит к территориям общего пользования территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Из смысла указанной нормы следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Кроме того, красные линии утверждаются в составе документации по планировке территории, и являются действующими и обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Из схемы расположения проектируемой территории в системе планировочной организации города проекта планировки следует, что спорный земельный участок находится в границах красных линий проектируемой территории.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами права собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Согласно пункту 3.5 данной Инструкции осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих, утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.

По смыслу приведенных правовых норм, как существующие, так и планируемые территории общего пользования обознаются в документах градостроительного планирования посредством красных линий. Документы территориального планирования, утвержденные в установленном порядке, являются документами, обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.

В силу положений ч. 1 ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденной Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 N 146 (срок действия которых продлен Решением городского Совета депутатов Калининграда от 10.12.2014 N 395 до утверждения новых Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград") решения по землепользованию и застройке принимаются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, включая Генеральный план города Калининграда и план реализации Генерального плана города Калининграда, документации по планировке территории и на основании установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.

Действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки и расположенные на них объекты капитального строительства: в границах территорий общего пользования.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В абзаце 4 пункта 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты.

Нахождение земельного участка в границах красных линий планируемой территории общего пользования не позволяет органу местного самоуправления осуществлять распоряжение данным земельным участком путем передачи земельного участка в собственность, поскольку это повлекло бы нарушение ограничений в приватизации земельного участка, установленных действующим законодательством и документами территориального планирования.

Документы территориального планирования истцом не оспаривались. В настоящее время пользование земельным участком осуществляется ФИО1 на основании договора аренды.

В силу вышеприведенных обстоятельств и руководствуясь положениями пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 128-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьи 39.16 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 11, 12 статьи 1, подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд полагает установленным, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и документацией по планировке территории испрашиваемый ФИО1, в собственность за плату участок предназначен для размещения объектов федерального значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов, в границах красных линий утвержденного проекта планировки территории, т.е. в составе (границах территории) земель общего пользования проектируемой территории, при этом согласно проекта планировки данный участок планируется к изъятию. При указанных обстоятельствах данный участок не подлежит передаче в собственность за плату.

С учетом изложенного действия Администрации ГО «город Калининград» по отказу предоставить в собственность за плату спорный земельный участок не противоречит вышеприведенным требованиям статьи 39.16 Земельного Кодекса РФ и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, не лишают истца права пользования принадлежащим на праве собственности объектом недвижимости.

В связи с чем оснований для признания незаконным отказа Администрации ГО «город Калининград» в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка истцу и понуждении Администрации ГО «Город Калининград» к предоставлению в собственность за плату данного земельного участка не имеется, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Городского округа «Город Калининград» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка площадью 1664 м2 кадастровый номер <данные изъяты> расположенного по адресу г. <данные изъяты> в собственность за плату, понуждении к предоставлению земельного участка площадью 1664 м2 с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу г. <данные изъяты> в собственность за плату - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2017 года (ст. 107 ч. 3, ст. 108 ч. 2 ГПК РФ).

Судья подпись

Копия верна: судья Вартач-Вартецкая И. З.

Секретарь Пожогина М. А

Решение не вступило в законную силу 22.05.2017 года

Судья Вартач-Вартецкая И. З.