Дело № 2-960/2020 УИД 16RS0042-03-2019-011575-41 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 26 февраля 2020 года г. Набережные Челны РТ Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хафизовой Р.Р., при секретаре Зиганшиной Э.Р., с участием истцов ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Инвестор» о взыскании денежных средств, УСТАНОВИЛ: ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ООО «Инвестор» об обязании устранить недостатки энергоэффективности класса «С» на энергоэффективность класс «В» в разумный срок или соразмерного уменьшения цены договора в соответствии с пунктом договора 7.2.3 договора, а также установлении сроков исправления недостатков, указав в обоснование, что 14.03.2019 они заключили с ответчиком договор долевого участия № ..., согласно которому, ответчик обязался построить многоквартирный дом, расположенный на земельном участке по адресу: .... В соответствии с п. 2.2 Договора участия в долевом строительстве, ответчик обязался передать участникам долевого строительства многоквартирный дом, имеющий класс энергоэффективности «В». Однако, в проектной декларации многоэтажного жилого дома 65-21 в 65 микрорайоне г. Набережные Челны №... по состоянию на 14.11.2019, размещенной на сайте, предусмотрен класс энергоэффективности «С». Считают, что характеристика дома не соответствует тем, которые были заявлены при заключении договора долевого участия. В ходе производства по делу истцы отказались от исковых требований в части обязания устранения недостатков и установления срока исправления недостатков, о чем судом вынесено определение. Одновременно, истцы изменили предмет иска, просив взыскать разницу в цене договора в размере 319 000 рублей. Истцы ФИО1, ФИО2 в судебном заседании уточненный иск поддержали, указав в обоснование те же доводы. Представитель ответчика ООО «Специализированный застройщик «Инвестор» ФИО3 в судебном заседании иск не признала. Представитель привлеченного третьего лица ООО «Стройпроект» в суд по извещению не явился. Представитель привлеченного третьего лица Инспекции государственного строительного надзора РТ ФИО4 в суд по извещению не явилась, просила дело рассмотреть в их отсутствие, представила возражения относительного заявленного иска. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", к отношениям, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения и иных объектов недвижимости исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законодательство о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной данным законом. Согласно частям 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", 1. Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. 2. В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: 1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; 2) соразмерного уменьшения цены договора; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 4) энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю; 5) класс энергетической эффективности - характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. Согласно статье 11 указанного Закона, 1. Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности. 2. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя: 1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении; 2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям; 3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации. 3. В составе требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны быть определены требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено. При этом срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее чем пять лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения. 4. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. 7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта. 8. Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком. 10. В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и (или) требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания, строения или сооружения, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия. Такое требование может быть предъявлено застройщику в случае выявления указанного факта несоответствия в период, в течение которого согласно требованиям энергетической эффективности их соблюдение должно быть обеспечено при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здания, строения, сооружения. Согласно статье 12 названного Закона, 1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности. 2. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 2 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических или расчетных (для вновь построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт многоквартирных домов) значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды (далее - общедомовые нужды), и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, при этом фактические (расчетные) значения должны быть приведены к расчетным условиям для сопоставимости с базовыми значениями, в том числе с климатическими условиями, условиями оснащения здания инженерным оборудованием и режимами его функционирования в порядке, указанном в настоящих Правилах. 3. Фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов. 4. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, устанавливается органом государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган стройнадзора) в соответствии с настоящими Правилами. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности (далее - заключение о соответствии). 8. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации подтверждается не позднее чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня выдачи акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается по решению собственников помещений многоквартирного дома или по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается не чаще одного раза в год. Из Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18 (ред. от 20.05.2017), следует, что 5. Класс энергетической эффективности определяется: исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических, определенных инструментально-расчетным методом (для вновь построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт многоквартирных домов) значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды, и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, при этом фактические, определенные по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов значения должны быть приведены к расчетным условиям для сопоставимости с базовыми значениями, в том числе с климатическими условиями, условиями оснащения здания инженерным оборудованием и режимами его функционирования; с учетом типа здания, характеристик материалов, используемых при строительстве, иных параметров, предусмотренных правилами определения класса энергетической эффективности. 6. Для каждого класса энергетической эффективности устанавливаются соответствующие данному классу минимальные и максимальные значения показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме элементов и конструкций многоквартирных домов, устройств и технологий, включая инженерные системы, обязательных для наивысших классов энергетической эффективности. Из материалов дела следует, что 14.03.2019 между ООО «Инвестор» и ФИО1, ФИО2 заключен договор долевого участия №..., согласно которому ответчик обязался в срок до 31.12.2019 построить многоквартирный дом и передать истцу в собственность трехкомнатную квартиру № ..., общей проектной площадью 68,62 кв.м, расположенную на седьмом этаже многоквартирного жилого дома 65-21 по адресу: ... (л.д. 6-18). В соответствии с п. 2.2 Договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, усматривается, что ответчик обязался передать участникам долевого строительства многоквартирный дом, имеющий класс энергоэффективности «В». 13.01.2020 вышеуказанная квартира была передана истцам по акту приема-передачи, который подписан истцами без каких-либо замечаний (л.д. 132). В проектной декларации многоэтажного жилого дома 65-21 в 65 микрорайоне г. Набережные Челны № ... по состоянию на 14.11.2019, размещенной на сайте httр://наш.дом.рф, пунктом 9.2.23 предусмотрен класс энергоэффективности «С». 10.07.2019 истцы предъявили ответчику требование об устранении недостатков (л.д. 52). Оценив в совокупности все обстоятельства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца исходя из следующего. Как усматривается из пояснений Инспекции государственного строительного надзора РТ, класс энергоэффективности дома «С» был указан в проектной документации, разработанной проектировщиком ООО «Стройпроект». 11.12.2019 Инспекция государственного строительного надзора РТ выдало ответчику заключение о соответствии построенного дома требованиям проектной документации, на основании которого ответчиком получено разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию (л.д. 133). Из письма Исполкома МО г. Набережные Челны усматривается, что класс энергоэффективности спорного дома был указан «В» в соответствии с проектной документацией на дату 30.10.2018. Впоследствии, 29.04.2019 застройщиком были внесены изменения в п. 9.2.23 проектной декларации о классе энергоэффективности «С». Однако, соответствующие изменения в проектную документацию были внесены застройщиком только в августе 2019 года. Таким образом, застройщик внес изменения в проектную декларацию ранее, чем изменения были подтверждены проектировщиком в проектной документации. В связи с этим, ответчику было выдано предписание об устранении нарушений. В обоснование уточненного иска истцы указывают, что поскольку класс энергоэффективности дома не соответствует условиям договора, просят взыскать разницу цены договора, составляющую усредненный показатель в размере 10% от цены договора. Однако, истцами суду не представлены надлежащие расчеты и обоснование требуемой суммы в доказательство снижения качества дома и снижения энергоэффективности дома, которые зависели бы от стоимости переданной квартиры. С учетом изложенного, оснований для взыскания денежной суммы в размере 319 000 рублей, суд не усматривает. Другие доводы сторон суд не может положить в основу решения, так как, они либо голословны, не подтверждены документально и опровергаются доводами противной стороны, либо противоречат установленным судом обстоятельствам, либо заявлены в силу произвольного толкования норм, регулирующих спорные правоотношения, либо не имеют значения для дела. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Инвестор» о взыскании денежных средств отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. На момент публикации решение в законную силу не вступило. Копия верна. Судья Хафизова Р.Р. |