ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1353/16 от 14.02.2017 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2-49/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2017 г. г. Орел

Северный районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Митяевой А. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г.Орла гражданское дело по исковому заявлению Жук А.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Всё для ресторанов» о взыскании задолженности по выплате пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Жук А. Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Всё для ресторанов» о взыскании задолженности по выплате пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она состоит в трудовых отношениях с ООО «Всё для ресторанов», в данной организации работает бухгалтером. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем ей был предоставлен отпуск по беременности и родам. ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь Жук А.А.. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Застрахованным женщинам в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100 % среднего заработка, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – в размере 40 % среднего заработка застрахованного, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». В связи с тем, что она относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на неё распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижениям им возраста 3 лет до 30.06.2016 года назначалось и выплачивалось в двойном размере, т. е. в размере 80% среднего заработка. С 01.07.2016 года Федеральным законом от 29.12.2015 года № 388-ФЗ в Закон РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 внесены изменения, которые касаются размера и порядка выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. С 01.07.2016 года гражданам, проживающим на территориях зон, указанных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится выплата в фиксированном размере: 3000 рублей до достижения ребенком возраста полутора лет и 6000 рублей – в возрасте от полутора до трех лет, при этом указанная ежемесячная выплата осуществляется независимо от выплат и пособий, предусмотренных Федеральным законом «О государственных пособиях граждан, имеющих детей». Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые постоянно проживают (работают) на территориях зон, указанных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074, и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30.06.2016 года, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 388-ФЗ. По смыслу ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам. Такое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовый период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию. Воспользовавшись своим правом выбора, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к работодателю с заявлением о выплате ей пособия по уходу за ребенком вместо пособия по беременности и родам в послеродовый период. На основании её заявления работодателем вместо пособия по беременности и родам ей было назначено пособие по уходу за ребенком в двойном размере, т. е. в размере 80% среднего заработка, что составляет рублей. В таком размере пособие ей выплачивалось по ДД.ММ.ГГГГ. В последующем работодателем задним числом был издан приказ о назначении ей пособия по уходу за ребенком до полутора лет на основании первоначального её заявления от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с новым приказом размер пособия изменился в сторону уменьшения. В связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ пособие выплачивалось истице в большем размере, работодателем был произведен перерасчет. Полагает, что у работодателя не было оснований для изменения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, так как пособие по уходу за ребенком в двойном размере было назначено истице до 30.06.2016 года. Считает, что в силу ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» у истицы возникло право выбора наиболее выгодного для нее вида обеспечения по обязательному социальному страхованию. Условия для реализации права выбора соблюдены, так как выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере является наиболее выгодным для истицы видом обеспечения по обязательному социальному страхованию. Положения Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ противоречат положениям статей 2,18,45,55 Конституции РФ и положениям Всеобщей декларации прав человека, поскольку ухудшают положение застрахованного лица по сравнению с ранее действовавшими нормами специального закона. По изложенным основаниям просит суд отменить приказ ООО «Всё для ресторанов» от ДД.ММ.ГГГГ о выплате пособия по уходу за ребенком до полутора лет; взыскать с ответчика в её пользу задолженность по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере ; обязать ответчика выплачивать ей пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет или до полной ликвидации общества как юридического лица; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере .

В ходе рассмотрения дела представитель истицы по доверенности Елисеева А. А. неоднократно уточняла исковые требования, окончательно в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержала требования, изложенные в первоначальном исковом заявлении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение суду пояснила, что в соответствии с ранее действовавшим порядком выплаты пособия по уходу за ребенком истица получила бы данное пособие в большем размере, чем в случае выплаты такого пособия в фиксированном размере, установленном с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, полагает, что имелись все основания для применения положений ч. 3 ст. 11.1 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В судебное заседание истица Жук А. Г., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, о причинах неявки суд не уведомила.

Представители ответчика ООО «Всё для ресторанов» по доверенностям Гусаков А. И. и Чигожина А. В. в судебном заседании исковые требования не признали. Суду пояснили, что в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком трех лет выплачивается гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если пособие по уходу за ребенком назначено до 30.06.2016 года, т.е. до введения нового порядка такой выплаты. Оснований для назначения Жук А. Г. пособия по уходу за ребенком в послеродовый период, начиная со дня его рождения, в двойном размере не имелось, так как не было соблюдено условие о превышении размера пособия по уходу за ребенком над пособием по беременности и родам. Нормы части 3 ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и п. 52 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 года № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» императивно требуют, что для зачета выплаченного Жук А. Г. пособия по беременности и родам в счет выплаты отпуска по уходу за ребенком должно быть соблюдено условие о превышении пособия по уходу за ребенком над пособием по беременности и родам. Фактически пособие по беременности и родам Жук А. Г. составляет 100% заработка, а пособие по уходу за ребенком - 80% суммы заработка. Отпуск по беременности и родам закончился ДД.ММ.ГГГГ, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ у истицы возникло право на отпуск по уходу за ребенком до полутора лет.

Чигожина А. В. в дополнение пояснила, что на основании представленных истицей листков нетрудоспособности Жук А. Г. было выплачено пособие по беременности и родам в размере 100 % среднего заработка. Также истице было выплачено пособие при рождении ребенка и единовременное пособие за постановку на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, просила назначить и выплачивать ей пособие по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере в связи с тем, что постоянно проживает с ребенком в зоне, подвергшейся радиоактивному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением, в котором просила заменить ей послеродовый отпуск на отпуск по уходу за ребенком и выплачивать ей пособие по уходу за ребенком в двойном размере вместо пособия по беременности и родам, начиная со дня рождения ребенка с зачетом ранее выплаченного ей пособия по беременности и родам. В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о предоставлении Жук А. Г. отпуска по уходу за ребенком со дня его рождения до достижения ребенком возраста полутора лет. Этим же приказом истице было назначено пособие по уходу за ребенком в двойном размере, что составило рублей в месяц. В указанном размере пособие истице выплачивалось по октябрь 2016 года с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Всё для ресторанов» обратилось в Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выделении недостающих средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В Орловском региональном отделении Фонда социального страхования РФ им пояснили, что они неправомерно произвели замену пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком. В связи с этим они просили оставить заявление о возмещении расходов без исполнения. В связи с этим работодателем был издан новый приказ о выплате Жук А. Г. пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 40% среднего заработка и в фиксированном размере - 3000 рублей в соответствии с Федеральным законом № 388-ФЗ. Приказ был датирован ДД.ММ.ГГГГ, так как право на отпуск по уходу за ребенком возникло у Жук А. Г. ДД.ММ.ГГГГ. Она не знала, что в этом приказе нужно было указывать текущую дату. Вновь был произведен перерасчет, размер государственного пособия по уходу за ребенком составил рублей. ДД.ММ.ГГГГ для предоставления в органы соцзащиты населения Жук А. Г. была выдана справка о том, что в ДД.ММ.ГГГГ пособие по уходу за ребенком в двойном размере ей не назначалось и не выплачивалось.

Представитель Государственного учреждения – Орловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, по доверенности Чирикова О. Н., с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в период отпуска по беременности и родам женщине выплачивается пособие по беременности и родам. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, вправе в период после родов со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам, только в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше чем размер пособия по беременности и родам. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет оформляется сразу после окончания отпуска по беременности и родам, т. е. со следующего дня. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, а пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81-ФЗ. Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии со ст. ст. 18,19 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действующей до 01.07.2016 года), имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижениям им возраста трёх лет в двойном размере. Отпуск по беременности и родам предоставлен истице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью календарных дней в связи с осложненными родами. Для исчисления размера пособий учитывался заработок Жук А. Г. за два года, предшествующих наступлению страхового случая, то есть учитывается заработок за ДД.ММ.ГГГГ годы. Размер пособия по беременности и родам за 156 дней составил рублей исходя из 100 % среднего заработка, при этом, среднедневной заработок составил рублей. При таком размере среднедневного заработка пособие по уходу за ребенком в двойном размере (80% среднего заработка) составит за тот же период рублей. Поскольку размер пособия по беременности и родам в данном случае превышает размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то у работодателя не возникла обязанность по предоставлению истице отпуска по уходу за ребенком с даты его рождения. У работодателя не было законных оснований для выплаты истице в послеродовый период со дня рождения ребенка пособия по уходу за ребенком вместо пособия по беременности и родам, так как не было соблюдено необходимое условие, предусмотренное ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Выплата государственного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования. В ноябре 2016 года работодатель обратился в Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о возмещении расходов по социальному страхованию, понесенных им в связи с выплатой Жук А. Г. пособия по уходу за ребенком, однако после разъяснений ему положений действующего законодательства, отозвал свое заявление. После этого Жук А. Г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а также произведен перерасчет ранее выплаченных сумм с учетом положений действующего законодательства. Работодателем ошибочно по заявлению Жук А. Г. в послеродовый период была произведена замена пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком, в связи с чем, ответчиком правомерно было отказано Жук А. Г. в назначении пособия по уходу за ребенком, начиная с рождения ребенка. Право на отпуск по уходу за ребенком возникло у Жук А. Г. с ДД.ММ.ГГГГ и ранее этой даты возникнуть не может в силу требований закона. Ранее этой даты может быть произведена замена пособия на более выгодный вид обеспечения по обязательному социальному страхованию, и только в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ. Пособие по уходу за ребенком в размере 40% среднего заработка выплачивается работодателем за счет Фонда социального страхования и бюджетных средств, выделяемых ФСС. Выплата, предусмотренная специальным законом, выплачивается органами социальной защиты за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» №81-ФЗ от 19.05.1995 года ( в редакции Федеральных законов от 28.07.2012 года № 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 129-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ), настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

пособие на ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н. Настоящий порядок устанавливает правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В соответствии с п.10 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Аналогичная норма закреплена в ст. 255 Трудового кодекса РФ и п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 года № 255-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 года № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в соответствии с абз.2 ч.1 ст.13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» №81-ФЗ от 19.05.1995 года и подп. «а» п.39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 года № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В силу п. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Аналогичная норма закреплена в п. 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, из которого следует, что матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Согласно подп. «а» п.45, подп. «а» п.46 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 39 настоящего Порядка, - по месту работы, службы. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется: лицам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 39 настоящего Порядка (за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам), - со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.

Согласно пунктам 17 и 59 указанного Порядка пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком, назначенное женщинам, указанным в подпункте "а" пункта 9 настоящего Порядка, и лицам, указанным в подпункте "а" пункта 39 настоящего Порядка выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом – Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1, направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предоставляются меры, социальной поддержки, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 18 настоящего закона.

До внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ в п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом гарантировалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

С 01.07.2016 года Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ вместо выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере предусмотрен переход на фиксированный размер в виде ежемесячной выплаты в размере 3000 рублей на каждого ребенка до достижения им возраста полутора лет, и в размере 6000 рублей – в возрасте от полутора до трех лет.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанным в настоящей части гражданам ежемесячная выплата, установленная пунктом 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции настоящего Федерального закона), не осуществляется.

В связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 588 утверждены новые Правила предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые действуют с 01.07.2016 года.

Согласно п. 7 указанных Правил предоставление ежемесячной выплаты осуществляется органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба (далее - уполномоченный орган).

Для предоставления ежемесячной выплаты получатели подают в уполномоченный орган по месту жительства или работы, а в случае одновременного проживания и работы в населенных пунктах, включенных в перечень, - по месту жительства заявление о предоставлении ежемесячной выплаты (далее - заявление), в котором указываются: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя; б) сведения о документе, удостоверяющем личность; в) желаемый способ получения ежемесячной выплаты - через организации федеральной почтовой связи (с указанием почтового адреса получателя) либо перечислением на расчетный счет получателя (с указанием реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) ( п. 8 Правил).

Согласно пунктов 9, 12 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к заявлению прилагаются следующие документы:

а) копия документа, удостоверяющего личность получателя;

б) копия документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки;

в) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка (детей), копия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна;

г) документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с получателем;

д) справка уполномоченного органа по месту жительства (работы) о том, что другой родитель, проживающий (работающий) в населенном пункте, включенном в перечень, не получает ежемесячную выплату на ребенка, на которого назначается эта выплата.

Уполномоченный орган:

а) заверяет копии представленных документов (оригиналы документов возвращаются получателю);

б) принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) ежемесячной выплаты;

в) при принятии решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты формирует дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

В силу п. 14 Правил решение о предоставлении ежемесячной выплаты принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня обращения получателя за ее предоставлением.

Днем обращения за ежемесячной выплатой считается день подачи в уполномоченный орган заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии со ст. 2 Постановления Правительства РФ от 28.06.2016 N 588 "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с предоставлением ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - ежемесячная выплата), за исключением расходных обязательств, указанных в пункте 3 настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований с учетом расходов по доставке ежемесячной выплаты, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Федеральной службе по труду и занятости.

В соответствии с Правилами предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 N 439 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет в двойном размере выплачивается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в том случае, если оно было им назначено до 30.06.2016 года.

В соответствии с п. 9 данных Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой пособия, осуществляется гражданам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации для выплаты пособия в размере, превышающем размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год по подразделу "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов" раздела "Межбюджетные трансферты" классификации расходов бюджетов Российской Федерации; в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

В судебном заседании установлено, что Жук А. Г. ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в ООО «Всё для ресторанов» на должность бухгалтера, что подтверждается приказом о приеме работника на работу.

ООО «Всё для ресторанов» поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ и является действующим юридическим лицом. Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жук А. Г. был предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью календарных дней до родов и календарных дней после родов, что подтверждается листками нетрудоспособности и было подтверждено сторонами в судебном заседании.

Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ у Жук А. Г. родилась дочь Жук А.А..

Оплата отпуска по беременности и родам была произведена ответчиком в полном объеме в размере 100% среднего заработка Жук А. Г. в сумме , что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное пособие было выплачено истице за счет средств Фонда социального страхования РФ. Размер пособия по беременности и родам исчислен истице исходя из её среднедневного заработка, размер которого составил .

Также истице было выплачено единовременное пособие в сумме рублей как женщине, вставшей на учет в медицинскую организацию в ранние сроки беременности, и единовременное пособие при рождении ребенка в сумме рублей.

Из материалов дела следует, что Жук А. Г. зарегистрирована и проживает в <адрес>

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <адрес> относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

ДД.ММ.ГГГГ Жук А. Г. обратилась с заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. В своем заявлении истица просила назначить ей ежемесячное пособие по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере в связи с тем, что постоянно проживает с ребенком в зоне, подвергшейся радиоактивному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и просила выплачивать его до достижения ребенком возраста полутора лет.

ДД.ММ.ГГГГ года истица обратилась к работодателю с заявлением, в котором просила в послеродовый период заменить ей отпуск по беременности и родам на отпуск по уходу за ребенком и производить выплату пособия по уходу за ребенком вместо пособия по беременности и родам с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам.

В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Всё для ресторанов» был издан приказ о предоставлении Жук А. Г. отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет и назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в двойном размере.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивалось Жук А. Г. в размере 80 % среднего заработка, что составило рублей в месяц.

В указанном размере пособие истице выплачивалось по ДД.ММ.ГГГГ с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Всё для ресторанов» обратилось в Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выделении недостающих средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, однако в последующем, ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с другим заявлением, в котором просил оставить заявление о возмещении расходов от ДД.ММ.ГГГГ без исполнения.

Работодателем был издан новый приказ о выплате Жук А. Г. пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 40% среднего заработка и фиксированном размере - рублей в соответствии с Федеральным законом № 388-ФЗ. Был произведен перерасчет пособия, размер государственного пособия по уходу за ребенком составил рублей, что составляет 40% заработка истца. Данный приказ был датирован ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ для предоставления в органы соцзащиты населения и получения пособия в фиксированном размере Жук А. Г. работодателем была выдана справка о том, что в 2016 году пособие по уходу за ребенком в двойном размере ей не назначалось и не выплачивалось.

По информации, представленной филиалом по <адрес> КУ ОО «ОЦЗСН» ДД.ММ.ГГГГ, Жук А. Г. за ежемесячной выплатой на ребенка, предусмотренной п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не обращалась.

Ответчик и представитель третьего лица не оспаривали право истицы на получение ежемесячного пособия, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при этом указывали, что истица вправе получать пособие по уходу за ребенком в размере, установленном Федеральным законом от 29.12.2015 года № 388-ФЗ.

Истица полагает, что у ответчика перед ней образовалась задолженность по выплате пособия по уходу за ребенком за период, начиная с ноября 2016 года, так как пособие выплачивается не в двойном размере. Считает, что ответчиком неправомерно были прекращены выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере. Полагает, что на неё распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции, действующей до 01.07.2016 года, в соответствии с которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижениям им возраста 3 лет выплачивается в двойном размере, т. е. в размере 80% среднего заработка.

Суд находит несостоятельным такой довод истицы ввиду следующего.

Действующим законодательством исключается одновременное предоставление матери отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком в один и тот же период. Закон допускает замену пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком по заявлению матери, но при соблюдении обязательного условия, что размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Это означает, что в послеродовый период мать ребенка имеет право выбора наиболее выгодного для нее вида обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Из представленных стороной ответчика расчетов следует, что размер пособия по беременности и родам в месяц в зависимости от количества календарных дней в месяце составил от рублей до рублей, тогда как размер пособия по уходу за ребенком в двойном размере составляет рублей в месяц. Для исчисления размера этих пособий учитывался заработок Жук А. Г. за два года, предшествующих наступлению страхового случая, то есть учитывался заработок за 2014-2015 годы. Сторона истца также не оспаривала, что размер пособия по беременности и родам выше, чем размер пособия по уходу за ребенком.

Поскольку в послеродовый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер пособия истицы по беременности и родам был выше чем размер пособия по уходу за ребенком, то у работодателя не было законных оснований для выплаты истице в послеродовый период со дня рождения ребенка пособия по уходу за ребенком в двойном размере вместо пособия по беременности и родам.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности выплачивать пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возврата трех лет.

Доводы стороны истца о том, что при выплате пособия в двойном размере в течение всего отпуска по уходу за ребенком истица получит денежные выплаты в большей сумме, нежели чем в случае их выплаты в размере, установленном с ДД.ММ.ГГГГ, и в последующем её положение ухудшится, в связи с тем, что она будет получать пособие не в размере 80% заработка, а в размере 40% заработка, суд не принимает во внимание, поскольку законодатель предоставляет матери право выбора пособия только на послеродовый период отпуска по беременности и родам. Отпуск по беременности и родам закончился ДД.ММ.ГГГГ, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ у истицы возникло право на отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, т. е. когда уже действовал новый порядок предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защите подлежит нарушенное право. Защиту прав на будущее действующее законодательство не предусматривает.

Суд не находит оснований для отмены приказа ООО «Всё для ресторанов» от ДД.ММ.ГГГГ о выплате пособия по уходу за ребенком, поскольку указание в приказе неправильной даты не повлияло на право истицы и не может повлиять на размер пособия по уходу за ребенком.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчик производит истцу выплату пособия по уходу за ребенком в размере, установленном действующим законодательством, выплаты пособия производятся им своевременно, предоставление ежемесячной выплаты в фиксированном размере осуществляется органами в сфере социальной защиты населения по заявлению получателя, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Жук А. Г. о взыскании задолженности по выплате пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Жук А.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Всё для ресторанов» о взыскании задолженности по выплате пособия по уходу за ребенком и компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме будет изготовлено в срок до 19 февраля 2017 года включительно.

Судья Ю.В. Тишаева