ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1354/14 от 18.02.2014 Раменского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е  Именем Российской Федерации

 18 февраля 2014 г г.Раменское

 Раменский городской суд Московской области

 В составе: председательствующего федерального судьи Федюкиной О.В.,

 при секретаре Ганчевой Д.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1354/14 по иску ФИО4 к Председателю Комитета по образованию Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании бездействий незаконными, восстановления положения существовавшего до нарушения права, защите чести, достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

 Истица ФИО4 обратилась в суд с иском к Председателю Комитета по образованию администрации Раменского муниципального района Московской области ФИО5 о признании бездействий незаконными, восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав, защите чести и достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда в размере <...>

 В обоснование иска указала, что согласно постановлению Главы Раменского муниципального района <номер> от <дата> г, приложение <номер>, подписанного председателем Комитета по образованию администрации Раменского муниципального района Московской области ФИО5 <дата> утвержден устав муниципального общеобразовательного учреждения <...>. Из п.1.5 устава следует, что в своей деятельности общеобразовательное учреждение руководствуется Конституцией РФ. ФИО5 поставив свою подпись, обязалась соблюдать Конституцию РФ и Устав Школы. Ответственность государственного служащего – Председателя Комитета по образованию Раменского муниципального района Московской области ФИО5 наступает в связи с ее обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Несмотря на представление Раменской городской прокуратуры об устранении нарушений трудового и жилищного законодательства директором МОУ <...> ФИО1, внесенное в адрес Комитета по образованию Раменского муниципального района, председатель Комитета по образованию ФИО5, не подчинившись прокурору, бездействовала, в результате чего ФИО1, ФИО2 и другие совершили незаконные действия – психическое насилие над истицей, незаконно выселили из служебного помещения, где истица проживала с <дата>. С <дата> трудовой договор с особыми условиями до настоящего времени истице не выдан, в связи с чем необходимо восстановить трудовые и жилищные права ФИО4, защитить ее честь и достоинство Бездействие ФИО5 привело к незаконному лишению истицы имущества.

 В судебное заседание ФИО4 явилась, явился представитель истицы по доверенности ( л.д. 22) ФИО6, которые исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. Пояснили, что в настоящее время истица оспаривает незаконность ее увольнения МОУ «<...>», в отношении школы также проходит прокурорская проверка.

 Ответчик – председатель Комитета по образованию Администрации Раменского муниципального района Московской области ФИО5 не явилась, извещена в надлежащем порядке, явились представители по доверенности ( л.д. 24-25) ФИО7 и ФИО8, которые в удовлетворении исковых требований просили отказать. Представили письменные возражения по иску ( л.д. 20-21). Пояснили, что о проживании в помещении школы ФИО4 ФИО5 стало известно в <дата> ФИО4 было разъяснено, что проживание физических лиц и членов их семей в здании общеобразовательных учреждений запрещено законом и присвоение статуса служебной площади одной из комнат здания школы невозможно из-за требований действующего законодательства, а также было разъяснено о возможности расторжения договора с <...> и трудоустройстве в одну из городских школ с дальнейшем предоставлением комнаты в общежитии. В соответствии с проверкой, проведенной Раменской городской прокуратурой, и выявленными нарушениями директору школы ФИО1 приказом от <дата> был объявлен выговор. Устав разработан самим образовательным учреждением, который утверждается Главой администрации Раменского муниципального района. Председатель Комитета по образованию не может нести ответственность за действия школы, которая является юридическим лицом.

 Третье лицо МОУ «<...>» явился и.о. директора школы ФИО9, которая в иске также просила отказать. Пояснила, что в <дата> трудовые договора не заключались, и ФИО4 работала на основании записи о приеме ее на работу в трудовой книжке. ФИО4 была принята на работу в качестве <...> <дата> по приказу. В <дата> в соответствии с рекомендациями Комитета по образованию и ТК РФ с ФИО4 был заключен трудовой договор. С <дата> ФИО4, поскольку не имела другого жилья и приехала с Украины, стала занимать помещения <...>. Вместе с ФИО4 стала затем проживать и ее несовершеннолетняя дочь. Директор школы не возражал против проживания ФИО4 в свободных помещениях, <...>. В <дата> необходимо было освободить школьные помещения, поскольку количество учащихся увеличилось, необходимо было использование занимаемых ФИО4 помещений, в интересах школы. ФИО4 неоднократно ставили в известность о необходимости выезда. Никаких особых условий трудового договора не было. Директору за предоставление ФИО4 помещений для проживания был объявлен в выговор. В настоящее время по приказу ФИО4 уволена, в помещениях школы не проживает.

 Суд, заслушав стороны, их представителей, исследовав материалы дела, находит исковые требования, не подлежащими удовлетворению.

 Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, <дата> ФИО4 принята <...> на основании приказа <номер> от <дата> ( л.д. 119-121). Бессрочный трудовой договор МОУ «<...>» с ФИО4 заключен в письменной форме <дата> ( л.д.113-114). Данный договор каких-либо условий о предоставлении ФИО4 жилого (нежилого) помещения для проживания не содержит. Приказом от <дата> <номер> за прогулы ФИО4 была уволена ( л.д. 28-29, 121). Сторонами не оспаривалось, что в период работы в МОУ «<...>» ФИО4 проживала в помещениях (нежилых), обозначенных на плане БТИ <номер> ( л.д. 117). МОУ «<...>», согласно устава ( л.д. 44-87) является юридическим лицом, осуществляющим имущественные и неимущественные права, является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем которой является Раменский муниципальный район, находится в ведомственном подчинении Комитета по образованию Администрации Раменского муниципального района, и зарегистрирована Постановлением Администрации Раменского района <номер> от <дата> ( л.д. 91).

 В обоснование иска ФИО4 указала, что незаконно была выселена из занимаемых помещений, предоставленных по трудовому договору.

 В соответствии с обращением ФИО4 Раменской городской прокуратурой проведена проверка по результатам которой ( л.д. 8) в адрес руководителя Комитета по образованию администрации Раменского муниципального района внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, поскольку помещение для проживания ФИО4 было предоставлено директором школы в нарушение требований действующего жилищного законодательства и недобросовестного отношения к своим должностным обязанностям ( л.д. 30-31).

 В соответствии с проведенной проверкой Раменского городского прокурора и представления от <дата> г, выявленных нарушений ст. 61, 68 ТК РФ, ст. 16 ЖК РФ Председателем Комитета по образованию Администрации Раменского муниципального района ФИО5 был объявлен выговор директору МОУ «<...>» ФИО1 ( л.д. 32).

 Из ответа на обращение ФИО4 Главы Администрации г/п <...> Раменского муниципального района Московской области ( л.д. 9) следует, что ФИО4 из занимаемого жилого помещения на основании устного распоряжения председателя Комитета по образованию ФИО5 была выселена ( л.д. 9).

 Из материалов дела следует, что Комитет по образованию Администрации Раменского муниципального района поставлен на учет налоговыми органами <дата> ( л.д. 33).

 <дата> Главой Раменского муниципального района Московской области на основании постановления <номер> ( л.д. 34) утверждено Положение о Комитете по образованию ( л.д. 35-43) в соответствии с которым, Комитет по образованию является юридическим лицом, и может от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать от своего имени в судах в пределах компетенции, установленной настоящим Положением.

 Одной из основных задач Комитета по образованию ( п.2.1) является осуществление государственной и муниципальной политики в области образования, обеспечивающей гражданам право на образование путем создания системы образования и условий для получения образования ( л.д. 36).

 В полномочия Комитета входит (п.3.7) назначение (утверждение) руководителя образовательного учреждения и прекращение его полномочий по согласованию с Главой Администрации Раменского муниципального района. Заключение и прекращение трудового договора с руководителем образовательного учреждения (л.д. 37). Согласование уставов муниципальных образовательных учреждений ( п. 3.20 л.д. 38). Рассмотрение в установленном порядке писем, заявлений, жалоб, ведение приема граждан по личным вопросам, обеспечение выполнений их обоснованных просьб и законных требований, принятие мер к устранению сообщаемых гражданами недостатков в деятельности Комитета по образованию и муниципальных образовательных учреждений п. 3.23 ( л.д. 38).

 Согласно п.4.1 Положения Комитет по образованию возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Главой Раменского муниципального района по согласованию с Министерством образования Московской области ( л.д. 40).

 Председатель Комитета по образованию ( п.4.2 Положения) руководит Комитетом по образованию на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет по образованию задач и функций.

 Должностные обязанности председателя Комитета по образованию Администрации Раменского муниципального района установлены должностной инструкцией, утвержденной <дата> Главой Раменского муниципального района ФИО3 ( л.д.110-112).

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Истица ФИО4 просит признать бездействие председателя Комитета по образованию ФИО5 незаконными, нарушающими ст. 3, 35 Конституции РФ, Устав МОУ «<...>», восстановить положение существовавшее до нарушения трудовых и жилищных прав, согласно заключенному в <дата> трудовому договору с особыми условиями предоставления ФИО4 жилой площади до <дата>, защите чести и достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда в размере <...>. ( л.д. 7).

 В соответствии со ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

 (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

 Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Одновременно в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 В ходе судебного разбирательства не было установлено, что ФИО5 издавалось распоряжение о выселении ФИО4 из занимаемого помещения в здании школы, и на основании данного распоряжения ФИО4 освободила помещения. Ссылка Главы Администрации г/п <...> на устное распоряжение ФИО5 не может быть допустимым доказательством данного обстоятельства. Из представленных суду доказательств, следует, что ФИО5 являясь председателем Комитета по образованию, в рамках своих полномочий, исходя из утвержденного Положения о Комитете, должностной инструкции, объявила выговор директору МОУ «<...>» ФИО1 за незаконное предоставление помещений школы для проживания, тем самым ФИО5 были приняты соответствующие меры, для устранения выявленных нарушений.

 В соответствии со ст. 1 ФЗ от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" установлено, что настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

 Согласно ст. 10 вышеуказанного закона Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

 Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

 В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 На заявления ФИО4 Председателем Комитета ФИО5 в адрес заявителя ( л.д. 106) был направлен подробный ответ, в установленный законом срок с разъяснением прав ФИО4

 В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 При разбирательстве дела, судом не установлено, что в результате незаконных действий (бездействий) председателя Комитета по образованию Администрации Раменского муниципального района, были нарушены законные права и интересы ФИО4

 Доказательств, что действиями ФИО5 истице причин моральный вред, суду в силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ также не представлено.

 В силу ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

 Иски по делам данной категории вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения.

 Истица в заявлении и при разбирательства дела не указала, основание заявленного иска о защите чести, достоинства или деловой репутации.

 При таких обстоятельствах суд находит исковое заявление ФИО4, не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.151, 152 ГК РФ, ФЗ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст.56, 194-199, 254, 255, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Председателю Комитета по образованию администрации Раменского муниципального района Московской области ФИО5 о признании бездействий незаконными, восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав, защите чести и достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда в размере <...>. – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Федеральный судья