ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1354/17 от 05.12.2017 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №2-1354/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2017 г. г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Ивахненко Л.А., при секретаре Васюковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности по сносу причала,

УСТАНОВИЛ:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ФИО1 в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01 января 2017 года устранить требования природоохранного законодательства путем демонтажа мостков типа «причал» в д. Ширяйка Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.

Требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной в 2014 году департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в соответствии с направленными департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области установлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и законодательства об экологической экспертизе, выразившиеся в устройстве и реконструкции гр. ФИО1, без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, выстроены сооружения типа «причал» (мостки) длиной 70 метров на территории государственного памятника природы «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем» в районе деревни Ширяйка Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области без проведения экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) объекта.

Согласно ст.27 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Особо охраняемая природная территория (далее -ООПТ) Ярославской области -памятник природы «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем», расположенная в Переславском районе Ярославской области создана на основании постановления Администрации Ярославской области от 21.01.2005 №8 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области».

Описание границ памятника природы «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем» утверждено постановлением Правительства области от 01.07.2010 №460-п «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» (пункт 2.11.3 Перечня ). Площадь памятника природы составляет 1039,1909 га, по береговой линии водохранилища и далее полосой земли шириной 250 метров по обоим берегам р. Кубрь, включая акваторию водохранилища р. Кубрь, до устьевого створа р. Мечки (за исключением земель населенных пунктов). Организациями и лицами, ответственными за соблюдение особого режима использования охраняемой территории являются: ГКУ ЯО «Переславское лесничество», администрация Нагорьевского сельского поселения, собственники, владельцы и пользователи земельных участков.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и(или) документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Согласно ст. 30 Закона реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является одним из видов нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Постановлением от 31.10.2014 №13-17, вынесенным государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО3, ФИО1 привлечен к административной ответственности по 4.1 ст. 8.4 КоАП РФ (Нарушение законодательства об экологической экспертизе). Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу.

ФИО1 31.10.2014 было выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства об экологической экспертизе путем сноса сооружения (мостков типа "причал"), на территории ООПТ "ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем" по адресу Ярославская область, Переславский район, д. Ширяйка со сроком исполнения до 01.06.2015 г. Предписание Вороновым исполнено не было, за что он был привлечен постановлением мирового судьи участка №1 Переславского судебного района Ярославской области от 12.08.2015 к административной ответственности по 4.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу.

До настоящего времени указанная обязанность ФИО1 не исполнена.

В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник Ярославского природоохранного прокурора Огриневич Е.М. исковые требования поддержал, пояснил обстоятельства, изложенные в иске, пояснил суду также, что материалами дела подтверждается использование и устройство спорных мостков, их реконструкция в существующем виде именно ответчиком, в целях ведения личной хозяйственной деятельности.

Ответчик ФИО1, его представитель по устному ходатайству ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, пояснили суду, что ФИО1 не является надлежащим ответчиком по спору, факт выполнения им лично работ по устройству мостков в ходе судебного разбирательства не доказан.

Представили суду также письменный отзыв на иск, указали, что в соответствии с пунктом 2.11.3 Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области, утвержденных Постановлением Правительства ЯО от 01.07.2010 № 460-п, территория, на которой расположен спорный объект, относится к категории памятников природы, однако спорный участок прибрежной территории не принадлежит ответчику ни на вещном, ни на обязательственном праве.

Обстоятельства возведения спорного объекта на территории памятника природы лично ответчиком либо за его счет не доказаны истцом. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие выполнение подрядных работ ответчиком.

Кроме того, в постановлении о назначении административного наказания (л.д. 11) указано, что ФИО1 собственником мостков не является, реконструкция причала осуществлялась на взносы жителей д. Ширяйка, является общей собственностью.

Причал существует на спорной территории с 1993 года, о чем свидетельствуют жители деревни Ширяйка, а ответчик имеет место жительства в деревне Ширяйка не более 10 лет. ( л.д.64-65)

Представитель третьего лица – Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - государственный инспектор ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил суду, что им был осуществлен осмотр спорных мостков, в настоящее время они восстановлены, обустроен дополнительно лодочный причал, мостки имеют ограждение, охраняются с помощью служебных собак, вследствие этого доступ к ним неопределенного круга лиц невозможен, мостки используются в целях хозяйственной деятельности ответчиком, поскольку им оказываются услуги по туристическому размещению и организации рыболовства на платной основе на р. Кубрь,

Представил письменный отзыв, из которого следует, что в ходе выездных надзорных мероприятий, проведенный 29.10.2014, установлено, что на территории памятника природы «ФИО2 р.Кубрь с водохранилищем» в районе д. Ширяйка построен сход в воду типа причал. Сооружение представляет собой мосток на железных трубах, покрытие сооружения выполнено из досок, с интервалом 2 см. Длина сооружения 70 м. Берег очень низкий, заросший болот -озерной растительностью, прямой доступ к воде возможен только по мосткам. Граница памятника природы, согласно описания, проходит по урезу воды, по состоянию 29.10.2014 мосток наполовину находился на территории памятника природы и в охранной зоне.

В ходе надзорных мероприятий также установлено, что жилой дом и беседка в охранную зону не входят. Охранная зона ГПП «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем» составляет 50 метров. От дома и беседки до воды более 50 м (70 м).

Согласно сведениям местных жителей в 70-90 годы на данном месте была утиная ферма «утятник», мостик к воде в те времена был, но он был короче и служил «утятнику» как причал для погрузки на лодки молодняка уток и кормов. Со слов местных жителей береговая линия так же изменилась. Территория «утятника» была продана частным лицам, земельные участки не раз перепродавались. Так как подход к воде был затруднен, группа жителей д. Ширяйка провели реконструкцию мостков со строительством на этом же месте нового.

Особо охраняемая природная территория (далее - ООПТ) Ярославской области - памятник природы «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем», расположенная в Переславском районе Ярославской области, создана на основании постановления Администрации Ярославской области от 21 января 2005 г. № 8 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области».

С принятием постановления Правительства ЯО от 01.07.2010 № 460-п «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» постановления Администрации Ярославской области от 21 января 2005 г. № 8 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» утратило силу.

Описание границ памятника природы «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем» (далее также памятник природы) утверждено постановлением Правительства области от 01.07.2010 № 460-п «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» (пункт 2.11.3 Перечня ООПТ). Площадь памятника природы составляет 1039,1909 га, по береговой линии водохранилища и далее полосой земли шириной 250 м по обоим берегам р. Кубрь, включая акваторию водохранилища и р. Кубрь, до устьевого створа р. Мечки (за исключением земель населённых пунктов). Организация, ответственная за соблюдение особого режима использования охраняемой территории (в установленном порядке): ГКУ ЯО «Переславское лесничество», администрация Нагорьевского сельского поселения, собственники, владельцы и пользователи земельных участков.

В соответствии ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или)уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В силу требований ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

По факту строительства мостка на территории памятника природы в 2014 году в отношении гражданина ФИО1 было возбуждено административное производство, постановлением от 05.11.2014 ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ. Кроме того, Воронову выдано предписание №13-18 31.10.2014 о сносе мостка.

Согласно акту проверки №13-12 от 13.07.2015 гражданин ФИО1 не выполнил в установленный срок предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований от 31.10.2014 № 13-18. ( л.д.61)

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО5

Третье лицо ФИО5 в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще.

Заслушав пояснений процессуального истца, ответчика ФИО1, представителя по устному ходатайству ФИО4, представителя третьего лица, суд находит возможным удовлетворить исковые требования, по следующим основнаиям.

Из материалов дела видно, что проверкой, проведенной в 2014 году департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области установлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и законодательства об экологической экспертизе, выразившиеся в устройстве и реконструкции гр. ФИО1 сооружения типа «причал» (мостки) длиной 70 метров на территории государственного памятника природы «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем» в районе деревни Ширяйка Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области без проведения экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) объекта на особо охраняемой природной территории, чем создал угрозу причинения вреда объекту окружающей среды.

Из фотоматериала, представленного процессуальным истцом в судебное заседание по состоянию на 17.11.2017 г., акт планового (рейдового) осмотра от 17.11.2017 г. Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области следует, что на территории памятника природы «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем» в районе д. Ширяйка построен сход в воду типа причал, в виде мосток на железных трубах, из досок, с интервалом 5 см., длиной 70 м., что соответствует виду сооружения на 20104 г., и справой стороны пристроен новый мосток, длиной 30 м., который идет по береговой линии к базе рыболовно-туристической усадьбы «Русский двор». Доступ к воде возможен только по мосткам. Граница памятника природы, согласно описания, проходит по урезу воды., поэтому мосток находится наполовину на территории памятника природы и в охранной зоне памятника, новое строение мостка полностью находится в охранной зоне памятника природы. Из фотоматериала также видно, что причал оборудован также светильниками.

Частью 16 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 2 ст. 264 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Поскольку все спорные строения находятся на земельном участке с особым режимом использования - в водоохраной зоне, и частично в зоне расположения памятника природы, требуется требований ст. 42 ЗК РФ при проведении реконструкции и ремонта этих строений в целом.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).

Согласно ст. 37 ФЗ "Об охране окружающей среды", запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре.

В определении от 17.01.2012 N 147-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 2 статьи 222 Кодекса не предполагает возложения на невиновное лицо обязанности по сносу за свой счет самовольной, не им созданной постройки.

В пункте 24 постановления от 29.04.2010 N 10/22 также разъяснено, что ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.

Суд находит доказанным в судебном заседании тот факт, что ответчиком ФИО1 выполнены работы по реконструкции мостков в существующем виде, с устройством лодочного причала, что подтверждается пояснениями в судебном заседании представителя Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - государственного инспектора ФИО3 о том,, что фактически данный причал (мостки) реконструирован и поддерживается для функционирования рыболовно-туристической усадьбы «Русский двор», от лица которой все переговоры по решению вопроса по сносу мостков вел, начиная с 2014 г.. ответчик ФИО1 Для нужд п. Кубринск мостки не используются, поскольку проход к ним огорожен и охраняется собаками, доступ возможен лишь со стороны усадьбы. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Кроме того, ФИО1 25.11.2014 г. произведена оплата штрафа в сумме 1500 руб. в Департамент охраны окружающей среды, а 31.10.2014 г. ФИО1 постановлением Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 1500 руб. по ч. 1 ст. 8.4. КоАП РФ, при этом обстоятельствами (объективной стороной) административного правонарушения по данному постановлению являлось возведение мостков (причала) длиной 70 м. в на территории государственного памятника «долина р. Кубрь» в д. Ширяйка. (л.д.11). Указанное постановление ответчиком в установленном законом порядке не обжаловано и исполнено. Довод ответчика, его представителя о том, что он не давал пояснения по данному делу об административном правонарушении, судом во внимание не принимается, поскольку в постановлении указано о ходатайстве ответчика рассматривать дело в его отсутствии. Судом при этом постановление от 31.10.2014 г. по делу об административном правонарушении оценивается как письменное доказательство наряду с пояснениями представителя третьего лица, а не как судебный акт в порядке ст. 61 ГПК РФ, на что ссылается представитель ответчика.

Также 13.08.2015 г. ответчиком оплачен административный штраф в сумме 300 руб. в Департамент охраны окружающей среды, на основании постановления мирового судьи судебного участка № 1 Переславского района от 12.08.2015 г., которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по факту неисполнения предписания Департамента охраны окружающей среды ЯО № 13-18 от 31.10.2015 г. о демонтаже мостков на территории памятника природы «ФИО2 р. Кубрь с водохранилищем», при это в судебном заседании ответчик свою вину признал, факт совершения административного правонарушения не оспаривал.

Ссылка представителя ответчика на такие письменные доказательства, как ходатайство жителей с. Кубринск мировому судье о существовании мостков в д. Ширяйка с 1993 г., договор подряда от 04.08.2004 г., заключенного ФИО5 с ООО «МиросПро» по реконструкции деревянных мостков в <...> (л.д.67), судом во внимание не принимается, поскольку не опровергает проведение реконструкции спорных мостков ответчиком в существующем виде с устройством лодочного причала.

В соответствии со ст. ст. 33, 59 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды", экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, о необходимости устранить требования природоохранного законодательства, путем демонтажа мостков типа «причал» в д. Ширяйка, Нагорьевского сельского поселения, Переславского муниципального района Ярославской области, вместе с тем срок, установленный истцом, до 01.01.2017 года, требованиям разумности не отвечает, в судебном заседании процессуальным истцом не уточнялся.

Суд, с учетом требований ст. 204 ГПК РФ, зимнего –весеннего периода времени для исполнения решения суда, находит реальным и обоснованным срок выполнения работ по сносу самовольного сооружения ответчиком – до 01.06.2018 г., поскольку демонтажу подлежат также металлические столбы мостков и осветительные приборы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес скрыт>, фактически проживающего по адресу: <адрес скрыт> в срок до 01.01.2017 г. устранить требования природоохранного законодательства, путем демонтажа мостков типа «причал» в д. Ширяйка, Нагорьевского сельского поселения, Переславского муниципального района Ярославской области, в том числе оснований мостков в виде столбов и осветительных приборов.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 11.12.2017 г.

Председательствующий Л.А. Ивахненко