Дело № 2 - 1354/2020
УИД 43RS0034-01-2020-002013-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2020 года г.Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колодкина В.И., при секретаре Маракулиной К.И., с участием прокурора Соловьевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ПМК-14» об обязании разработать и утвердить нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Слободской межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование иска указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдений требований жилищного законодательства при подготовке к отопительному сезону, в ходе которой установлено, что ООО «ПМК-14» является теплоснабжающей организацией на территории д. Стулово Слободского района Кировской области. В нарушение норм действующего законодательства общество не обращалось в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за утверждением нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2000, 2021 год. В данном случае, бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на надежное и качественное теплоснабжение, экономическую обоснованность тарифов на теплоснабжение. На основании изложенного, прокурор просит суд обязать общество разработать и утвердить в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020 - 2021 год.
В судебном заседании прокурор ФИО3 на иске настаивала.
Представитель ответчика ООО «ПМК-14» по довреенности ФИО4 представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований прокурору отказать. Указал, что котельная ООО «ПМК-14» согласно техническому паспорту в качестве основного вида топлива использует опил и дрова. Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии устанавливает требования к нормированию запасов топлива- уголь, мазут, торф, дизельное топливо. Разработка указанных нормативов в отношении вида топлива как опил и дрова не требуется. Кроме этого, действующее законодательство не предусматривает обязанность теплоснабжающей организации по утверждению нормативов в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в обязательном порядке. Полагает, что наличие или отсутствие нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии на 2020,2021 годы, норматив запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020, 2021 годы не нарушает права неопределенного круга лиц на надежное и качественное теплоснабжение, поскольку не влияет на экономическую обоснованность тарифов на теплоснабжение. В частности, решением Региональной службы по тарифам Кировской области от 30.10.2018 утверждены тарифы на тепловую энергию на 2019-2023 г.г. и в отсутствие указанных нормативов.
Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал, что требования прокурора являются обоснованными. Просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27 июля 2011 года одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27 июля 2011 года теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно ч.2 п.3,4 ст.5 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27 июля 2011 года к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода);утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В силу части 1 и части 5 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27 июля 2011 года теплоснабжающие и теплосетевые организации должны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей, и подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. Расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии (пункт 34 Основ). На основании п.36 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 323, нормативы удельных расходов топлива определяются для каждой тепловой электростанции (далее - ТЭС) и котельной (за исключением отопительных и производственно-отопительных котельных жилищно-коммунальной сферы). Норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию отопительными и производственно-отопительными котельными жилищно-коммунальной сферы определяется в целом по организации.
Согласно пунктам 2,12,15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Указанные нормативы определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2008 года N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" утверждение нормативов создания запасов и резерва топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 №67-П, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах: газификации, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обеспечения рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении, поставке, распределении, обеспечении потребностей населения и экономики области (далее - топливно-энергетический комплекс, ТЭК).
В соответствии с пунктами 3.1.6.37, 3.1.6.38 вышеуказанного Положения к полномочиям Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области относится утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В силу пункта 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее Правила и нормы), в летний период должны быть проведены следующие работы по котельным - осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.
Кроме того, необходимо учитывать, что указанные нормативы в сфере теплоснабжения утверждаются не только в целях расчета и утверждения тарифов на тепловую энергию, но и влияют на возможность контроля за теплоснабжающими организациями при соблюдении данных нормативов в целях обеспечения надежности их работы в отопительный период, что следует из норм постановления Правительства РФ от 16.05.2014 года № 4452, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденному приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103.
На основании изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что ООО «ПМК-14» до настоящего времени не разработаны и не утверждены в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020 - 2021 год, то суд приходит к выводу о непринятии ответчиком вопреки требованиям приведенных норм должных мер по обеспечению теплоснабжения потребителей - жителей д. Стулово Слободского района Кировской области.
Довод ответчика о не применении положений Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 для определения соответствующих нормативов для котельных, использующих в качестве основного вида топлива опил и дрова является несостоятельным, поскольку указанные виды топлива относятся к твердому, и к тому же предусмотренный п.12 Положения перечень видов топлива не носит закрытый характер.
Также суд считает несостоятельной ссылку ответчика на отсутствие в действующем законодательстве обязанности теплоснабжающей организации по утверждению нормативов в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в обязательном порядке и не влияние не утверждения вышеуказанных нормативов на экономическую обоснованность тарифов на теплоснабжение.
Так, обязанность по разработке и утверждению удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии вытекает из смысла вышеуказанных правовых норм. Кроме этого, утверждение указанных нормативов производится не только в целях расчета тарифов на тепловую энергию. В частности, это необходимо в целях достижения организацией, осуществляющей деятельность в сфере теплоснабжения, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, которые учитываются по определении степени исполнения обязательств по созданию и(или) реконструкции объекта, при утверждении инвестиционных программ теплоснабжающих организаций, при расчете (корректировке) тарифов.
Приведенные в своей совокупности обстоятельства свидетельствует о нарушении конституционных, жилищных прав неопределенного круга граждан - потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.
При таком положении суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения исковых требований и считает необходимым установить срок исполнения данной обязанности до 01.04.2021 года.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать госпошлину за рассмотрение дела в суде в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПМК-14» в срок до 01 апреля 2021 года разработать и утвердить в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020, 2021 год.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ПМК-14» в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области» госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Судья: В.И.Колодкин