ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1354/20 от 15.07.2020 Волжского районного суда (Самарская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» июля 2020 года <адрес>

Волжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи С.О.А.

при секретаре К.Д.О.,

с участием представителя истца К.Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального района <адрес> к Ж.А.Е. об обязании освободить земельный участок от отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района <адрес> обратилась в суд с иском к Ж.А.Е. об обязании освободить земельный участок от отходов производства и потребления, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. начальником инспекции по охране окружающей среды Администрации муниципального района <адрес> на основании ст. 28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>Ж.А.Е., по вине которой в результате ее действий (бездействий), допущено размещение отвалов размываемого грунта, выразившееся в нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта озера Рубежное. В связи с указанными обстоятельствами в отношении Ж.А.Е. был составлен протокол об административном правонарушении по по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГЖ.А.Е. признана виновной в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес>Ж.А.Е. направлено предписание об устранении административного правонарушения сроком до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени следов уборки территории не выявлено, претензия не исполнена. На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика Ж.А.Е. освободить за свой счет земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Черноречье, от отходов производства и потребления в виде строительного мусора.

Представитель истца по доверенности К.Т.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик Ж.А.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрении дела извещалась судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, возражений и ходатайств не представила.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В связи с изложенным, суд определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления " относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Положение ст. 13 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В соответствии с положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 ст. 65 ограничениями запрещаются, в том числе размещение отвалов размываемых грунтов (ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Ж.А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 2731 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждены выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с указанными обстоятельствами в отношении Ж.А.Е.ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, из которого следует, что собственник земельного участка с кадастровым номером Ж.А.Е. допустила размещение отвалов размываемого грунта, выразившееся в нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта озера Рубежное.

Постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГЖ.А.Е. признана виновной в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес>Ж.А.Е. направлено предписание об устранении административного правонарушения сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником инспекции по охране окружающей среды Администрации муниципального района <адрес>, при обследовании береговой полосы водного объекта оз. Рубежное при осмотре территории было выявлено следующее, на земельном участке с кадастровым номером возведен жилой дом, размещены отвалы размываемого грунта, которые уходят в водный объект, что подтверждается фотоматериалами.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Таким образом, до настоящего времени предписание не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.

Между тем, земельный участок ответчика с кадастровым номером относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства. При этом, ответчиком допущено размещение отвалов размываемого грунта, которые уходят в водный объект озера Рубежное, чем нарушен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, в доход бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации муниципального района <адрес> удовлетворить.

Обязать Ж.А.Е. освободить за свой счет земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> от отходов производства и потребления в виде строительного мусора.

Взыскать с Ж.А.Е. в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: /подпись/ С.О.А.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ