Дело № 2-1355/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2013 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
Председательствующего Изоховой Е.В.,
при секретаре Сафоновой А.Э.,
с участием прокурора Беловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира об обязании разработать и утвердить схему теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Владимира обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира об обязании разработать и утвердить схему теплоснабжения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Владимира проведена проверка администрации г. Владимира на предмет исполнения требований законодательства о теплоснабжении. В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ схема теплоснабжения администрацией города Владимира не разработана и не утверждена. Не утверждая схему теплоснабжения администрация г. Владимира нарушает требования норм действующего законодательства о теплоснабжении, права граждан. Так как установить круг лиц потребляющих тепловую энергию в г. Владимире не возможно прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, которая наделяет прокурора полномочиями по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. На основании ст.ст. 2, 6, 14, 15, 18, 29, ФЗ «О теплоснабжении», ст. 8 Устава МО г. Владимир, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просит суд, обязать администрацию г. Владимира разработать и утвердить схему теплоснабжения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Владимира Белова Е.А. (по доверенности) поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Владимира по доверенности ФИО1 не согласилась с заявленными требованиями по следующим основаниям. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. В соответствии со ст. 29 п.З, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О теплоснабжении» утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, указанные требования и правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» только ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.З указанного постановления Министерству энергетики РФ совместно с Министерством регионального развития РФ предписывалось в 6-месячный срок утвердить методические рекомендации по разработке схемы теплоснабжения. Приказом Минэнерго России N 565, Минрегиона России N 667 от 29.12.2012 утверждены методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения. Однако письмом Минюста России от 18.02.2013 № 01/14076-ЮЛ данные приказы возвращены без регистрации. При этом, п.2 требований к порядку разработки... проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами. Таким образом, Требования не содержат нормы, обязывающей разработать проект схемы теплоснабжения только органом местного самоуправления. Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том что обязанность по составлению проекта схемы теплоснабжения может быть исполнена при наличии утвержденных методических рекомендаций. Таким образом, поскольку на момент рассмотрения спора методические рекомендации не утверждены в установленном порядке, администрация города считает, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию обязанности по принятию разработке и утверждению схемы теплоснабжения. Более того, в настоящее время есть следующие схемы теплоснабжения: схема теплоснабжения, разработанная Северо-восточным отделением ВНИПИ энергопрома в ДД.ММ.ГГГГ; оперативная схема магистральных тепловых сетей. В целях реализации положений Закона постановлением администрации города Владимира от 21.05.2012 № 2190 «Об исполнении Федерального закона «О теплоснабжении» утвержден состав рабочей группы по разработке и утверждению схемы теплоснабжения города Владимира. В ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации города Владимира размещено уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения муниципального образования город Владимир. Исходящим письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### ОАО «Владимирские коммунальные системы» уведомило администрацию города о начале разработки схемы теплоснабжения муниципального образования город Владимир. В соответствие с п.2 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения допускается разработка схем теплоснабжения юридическими лицами. Администрацией города совместно с ОАО «ВКС» утвержден план-график выполнения работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования город Владимир. Согласно данному графику планируемый срок утверждения схемы теплоснабжения ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного полагаю, что требование прокуратуры города Владимира об утверждении схемы теплоснабжения тем более в 2-х месячный срок не обоснованно нереально и не подлежит удовлетворению. В соответствии с п.9 Требований юридическое лицо, приступившее к разработке проекта схемы теплоснабжения, направляет в органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны разместить на официальном сайте указанное уведомление в течение 3 календарных дней с даты его поступления. Согласно п.12 Требований рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения. Кроме того, схема теплоснабжения представляет собой объемный материал состоящий из 10 разделов, и, предусматривает различные стадии: подготовка исходной информации для разработки схемы теплоснабжения; обработка исходной информации; определение перспективного спроса на тепловую мощность и тепловую энергию на цели теплоснабжения в административных границах поселений; описание существующего положения в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения; разработка электронной модели системы теплоснабжения поселения (для городов с населением более 100 тыс. человек); разработка перспективных балансов тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки; разработка предложений по новому строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии; разработка предложений по новому строительству и реконструкции тепловых сетей и сооружений на них; проведение публичных слушаний и др. Для выполнения указанных требований необходимо определенное время, в связи с чем срок в течении которого прокуратура требует разработать и утвердить схему теплоснабжения не реален и не обоснован. На основании изложенного администрация просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица по доверенности ФИО2 оставил решение вопроса на усмотрение суда. Пояснил, что в 2010 г. был принят ФЗ-190 «О теплоснабжении». Однако администрация г. Владимира не могла приступить к разработке схемы, поскольку не были утверждены правила по разработке и утверждению схемы. Вышеназванные правила были приняты только в ДД.ММ.ГГГГ. В самом же тексте Федерального закона нет информации о том, как утвердить схему. В виду отсутствия нормативно-правового регулирования у администрации г. Владимира отсутствовала техническая и правовая возможность разработки схемы теплоснабжения. Когда только на сайте появился проект правил, администрация создала инициативную группу, а также производились поиски организации, которая может выполнить проект, поскольку необходимы специальные знания в определенной области. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ВКС» заключило договор с организацией, которая выполняет работы по утверждению и разработке схемы. В настоящее время первый этап исполнения договора уже выполнен, уже исполняется второй этап. Кроме того, поддерживаю доводы администрации г. Владимира о том, что срок для выполнения такой работы, как просит прокурор 2 месяца, крайне маленький. Требования прокурора, в случае их удовлетворения, неисполнимы. У нас установлен определенный срок, до какого схема должна быть утверждена – это ДД.ММ.ГГГГ Ранее этого срока выполнение такой работы технически невозможно. Кроме того, неутверждение схемы никаким образом не ущемляет прав граждан, поскольку схема в первую очередь нужна для самой администрации. Гражданам как поставлялась тепловая энергия, так она и поставляется.
Выслушав участников процесса изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, если нарушение привело особое общественное значение.
Согласно п. 20 ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с Законом органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года. Таким образом, в муниципальных образованиях численностью менее 500 000 человек схемы теплоснабжения должны быть утверждены до 31.12.2011.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Владимира на предмет исполнения требований законодательства о теплоснабжении, установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ схема теплоснабжения администрацией города Владимира не разработана и не утверждена.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, что в настоящее время на территории муниципального образования г. Владимир отсутствует окончательно разработанная и утвержденная схема теплоснабжения.
Постановлением администрации города Владимира от 21.05.2012 № 2190 «Об исполнении Федерального закона «О теплоснабжении» был утвержден состав рабочей группы по разработке и утверждению схемы теплоснабжения города Владимира. В ДД.ММ.ГГГГ сайте администрации города Владимира размещено уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения муниципального образования город Владимир. Исходящим письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### ОАО «Владимирские коммунальные системы» уведомило администрацию города о начале разработки схемы теплоснабжения муниципального образования город Владимир. Администрацией города совместно с ОАО «ВКС» утвержден план-график выполнения работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования город Владимир. Согласно данному графику планируемый срок утверждения схемы теплоснабжения ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ВКС» заключило договор с организацией, которая выполняет работы по утверждению и разработке схемы.
Как следует из пояснений представителя ОАО «ВКС», на настоящий момент схема теплоснабжения в окончательном варианте не разработана, в сети Интернет не опубликована, возможно будет корректироваться. Данное обстоятельство не отрицалось представителем ответчика.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные полномочия также закреплены в ст. 8 Устава муниципального образования город Владимир.
В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.
Довод представителя ответчика о том, что поскольку на момент рассмотрения спора методические рекомендации не утверждены в установленном порядке, администрация города считает, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию обязанности по принятию разработке и утверждению схемы теплоснабжения, не может быть принят во внимание судом, поскольку ответчик не соблюдает требования законодательства,тем самым нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Суд полагает возможным согласиться с доводом истца о том, что схемы теплоснабжения имеют важное значение при реализации государственной политики в сфере теплоснабжения. Так, например, ими определяется радиус эффективного теплоснабжения от определенного источника теплоты, в пределах которого не допускается отказ от заключения договора на подключение к системе теплоснабжения (при наличии свободной мощности). Схемами теплоснабжения определяются случаи перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
Кроме того, суд считает, что отсутствие схемы теплоснабжения г. Владимира нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории этого городского округа: на безопасную систему теплоснабжения, на эффективное использование энергетических ресурсов, на повышение энергосбережения, гарантированных законодательством Российской Федерации, в том числе и законом "О теплоснабжении".
Не утверждая схему теплоснабжения администрация г. Владимира нарушает требования норм действующего законодательства о теплоснабжении, права граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г.Владимира удовлетворить.
Обязать администрацию г. Владимира разработать и утвердить схему теплоснабжения г. Владимира в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Изохова
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2013г.
Председательствующий судья Е.В. Изохова
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>