ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1355/2018 от 06.06.2018 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1355/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2018 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Коляда М.В.,

с участием истца, представителя ответчика,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ УПФР №11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд и просит включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы в ГБУ ПНИ №11 Департамента труда и социально защиты населения г. Москвы с 29.12.2015г. по 31.01.2016г., обязать ответчика досрочно назначить истцу пенсию по старости с 25.09.2017г.

Свои требования мотивирует тем, что 25.09.2017г. истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании п.п. 2 п. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с тем, что она проработала с тяжелыми условиями 5 лет. Однако в досрочном назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа, поскольку исключен спорный период работы. С данным отказом истец не согласна, в ГБУ ПНИ №11 она была принята на постоянную работу санитаркой, не имела сокращенной рабочей недели, не имела совмещений.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, пояснила, что характер ее работы не менялся, она выполняла свои должностные обязанности, частично работа в данном учреждении была включена в специальный стаж.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указала, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку 2 раздел XXIV (Учреждения здравоохранения и социального обеспечения), утвержденному постановлением КМ СССР от 26.01.91г. №10, пользуются средний и младший медицинский персонал на работах в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения, по непосредственному обслуживанию больных. Для включения периодов работы в стаж, дающий право на пенсию, когда работник выполнял работу по указанной профессии необходимо подтвердить документами факт выполнения работы по непосредственному обслуживанию больных, а также что работа является постоянной, и выполнялась в течение полного рабочего дня. Период работы с 29.12.2015г. по 31.01.2016г. в должности санитарки палатной в ГБУ ПНИ №11 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы не может быть включен в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости, так как актом документальной проверки № 2711 от 19.10.2017г. тяжелые условия труда в спорный период не подтверждены (л.д. 40-41).

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, спорным является период работы истца с 29.12.2015г. по 31.01.2016г. в должности санитарки палатной ГБУ ПНИ №11 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

25.09.2017 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии (л.д.42). Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Из протокола заседания Комиссии №1810 от 05.12.2017 года следует, что страховой стаж ФИО1 составляет 24 года 07 месяцев 15 дней, льготный стаж – 04 года 11 месяцев 01 день. В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 30 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» у ФИО1 на 25.09.2017г. не имеется права на назначение досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 10 лет, поскольку ответчик не включил спорный период работы (л.д.7-10).

Согласно трудовой книжке, ФИО1 03.07.2012г. принята на должность санитарки по сопровождению в ГБУ ПНИ №11 Департамента социальной защиты населения г. Москвы, с 01.03.2013г. переведена санитаркой палатной, с 13.10.2015г. учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение г. Москвы Психоневрологический интернат №11 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы; 31.01.2016гю истец уволена в связи с сокращением штата работников организации (л.д. 11-20).

Как усматривается из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда от февраля 2016г., ФИО1 работала полный рабочий день с 03.07.2012г. в должности санитарки по сопровождению, с 01.03.2013г. переведена на должность санитарки палатной по 31.01.2016г. в ГБУ ПНИ №11 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. Работа связана непосредственно с уходом за психически больными инвалидами. В особых условиях труда получала 25% должностного оклада за психиатрическую вредность. С 01.01.2013г. ГБУ ПНИ №11 производит уплату страховых взносов по дополнительному тарифу на застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ (л.д. 46). Справка аналогичного содержания представлена по запросу суда (л.д. 32).

Актом документальной проверки сведений о работе ФИО1 установлено, что ФИО1 работала в ГБУ ПНИ №11 в качестве санитарки по сопровождению с 03.07.2012г. по 28.02.2013г., санитарки палатной с 01.03.2013г. по 31.01.2016г., работа связана непосредственно с уходом за психически больными инвалидами. Проверка лицевых счетов показала, что ФИО1 работала полный рабочий день, полную рабочую неделю, отпусков без сохранения заработной платы, прогулов, простоев, совмещений профессий, учебных отпусков, курсов повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком, не было. С 01.01.2013г. ГБУ ПНИ №11 производит начисления дополнительного тарифа на застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, предусмотренных в п.п. 2-18 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ, в том числе на ФИО1 Класс условий труда «2» работников в качестве санитарок палатных не соответствует вредному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден 29.12.2015г., дополнительный тариф начислен и уплачен по 31.01.2016г. (л.д. 43-45).

По сообщению ГБУ ПНИ №11 на запрос суда, рабочее место ФИО1 прошло специальную оценку условий труда 29.12.2015г., отчет о проведении специальной оценки условий труда подписан работником собственноручно 22.01.2016г., гарантии и компенсации, предоставляемые ФИО1 работодателем в период с 29.12.2015г., вплоть до ее увольнения в связи с сокращением штата 31.01.2016г. были сохранены, в иную организацию, имеющую мной правовой статус, ФИО1 не переводилась (л.д. 28-31). Представлен отчет о проведении специальной оценки условий труда в ГБУ ПНИ №2 (л.д. 34-38), уведомление о сокращении должности истца (л.д. 33).

29.03.2018г. истец повторно обратилась с заявлением о назначении ей пенсии по старости, поскольку продолжала работать с тяжелыми условиями труда (л.д. 47). Страховая пенсия ей была назначена решением от 24.04.2018г. с 29.03.2018г. (л.д. 48).

В соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и допускает возможность применения нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в спорные периоды деятельности истца.

В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.30 настоящего Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

На основании п.4 ст.30 настоящего Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пп. "б" п. 1 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются списки производств, работ, профессий, должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в разделе XXIV указаны работники, непосредственно обслуживающие больных в домах - интернатах для психических больных, детских домах - интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения: средний и младший медицинский персонал (код 2260000г).

В специальный стаж истца ответчик не включил период работы с 29.12.2015г. по 31.01.2016г. в должности санитарки палатной ГБУ ПНИ №11 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

При оценке прав истца на включение в специальный стаж указанного периода работы в должности санитарки палатной, суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец осуществляла работу по непосредственному обслуживанию психических больных в психоневрологическом интернате, обязанности истца в должности санитарки палатной не изменялись, она работала полный рабочий день, полную рабочую неделю, без совмещений профессий. При рассмотрении дела установлено и подтверждено представленными письменными доказательствами, а именно актом документальной проверки, что ГБУ ПНИ №11 является государственным стационарным психоневрологическим учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного или временного проживания граждан пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами, и инвалидов 1 и 2 групп вследствие психических расстройств в возрасте старше 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, а также оказания им комплексной медико-социальной помощи.

Кроме того, суд учитывает, что ответчиком включен период работы истца в должности санитарки палатной до проведения оценки условий труда, при этом характер работы истца не изменился, до сокращения ее должности истец выполняла свои должностные обязанности, получала надбавку за вредные условия труда, за нее уплачивался дополнительный тариф в пенсионный фонд.

В связи с чем, данный период работы в должности санитарки палатной подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда.

Согласно ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращении за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С заявлением о назначении пенсии истец обратился 25.09.2017 года, с учетом включения спорного периода работы, ее стаж составляет 5 лет 00 мес. 04 дня, то есть право на пенсию у истца возникло после достижения 53 лет, с учетом работы с тяжелыми условиями труда до 25.09.2017г., то есть с даты обращения за назначением пенсии. Таким образом, требование истца об обязании ответчика назначить пенсию подлежит удовлетворению, пенсия подлежит назначению со дня обращения с заявлением, то есть с 25.09.2017г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Включить ФИО1 в специальный трудовой стаж в соответствии с подп.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 29.12.2015 года по 31.01.2016 года в должности санитарки палатной в ГБУ ПНИ №11 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области» в соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 25.09.2017 года.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова

Мотивированное решение изготовлено: 13 июня 2018 года