ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1355/2022 от 06.06.2022 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2022 г.

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес>, в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре Красновой А.В., с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к товариществу собственников жилья» Малаховский» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Малаховский», в котором просит признать незаконными действия ответчика по начислению платы за отопление без учета показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире, возложить на ТСЖ «Малаховский» обязанность определять размер платы за отопление квартиры с учетом показаний индивидуального прибора учета тепла, произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из показаний прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире, в размере 15486 руб. 04 коп., взыскать с ответчика штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником <адрес> в <адрес>. При долевом участии собственников в 1998 г. построена крышная газовая котельная, которая снабжает теплом и горячей водой собственников квартир в <адрес>, а также стороннего потребителя, которому принадлежит здание по адресу: <адрес>. В принадлежащей ей квартире на законных основаниях установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии. По решению Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными действия ответчика, связанные с начислением оплаты за отопление без учета показаний прибора учета тепла. Несмотря на принятое судом решение, начиная с октября 2020 года, ответчик отказывается производить начисления за коммунальную услугу по отоплению по показаниям прибора учета. В обоснование своих действий ответчик в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** указал, что выводы суда по ранее рассмотренному делу основаны на положениях нормативных актов, действующих на момент принятия судебного акта, а именно, п.16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. Согласно положениям данного пункта правил, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Кроме того, указано, что с ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета объема газа, а п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, утратил законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем истец полагает о несостоятельности приведенных ответчиком доводов, поскольку фактически за период с 2013 года по настоящее время ничего не изменилось, в их доме также функционирует крышная газовая котельная, имеется общедомовой прибор учета газа, также в квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла, который считает расход тепловой энергии в квартире. Несмотря на утрату законной силы ранее действующих Правил № ****** и вступления в законную силу Правил № ******, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, положения закона о порядке начисления платы за отопление по индивидуальному прибору учета тепла не отменены. Считает, что действия ответчика не соответствуют нормам жилищного законодательства, в частности положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии, исходя из норматива потребления коммунальных услуг. Указанные правила должны предусматривать, в том числе, порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, и в которых не все помещения оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии (п. 1.1). При этом часть тепловой энергии, вырабатываемой крышной газовой котельной многоквартирного дома, поставляется в два здания: в многоквартирный <адрес> и здание № ****** а по <адрес>, площадь которого составляет 1 295 кв. м. Крышная газовая котельная, входящая в состав общего имущества собственников <адрес>, оборудована прибором учета газа, который фиксирует совокупный объем газа, потребленный на нужды отопления и горячего водоснабжения двумя зданиями. Правилами № ****** не предусмотрена плата за услугу по отоплению для многоквартирного дома, оборудованного крышной газовой котельной, вырабатывающей тепловую энергию для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению двум зданиям, что подтверждает письмо Департамента государственного жилищного и строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. При этом стороннему потребителю (зданию по адресу <адрес>) ответчик продолжает производить начисления за тепло на основании прибора учета тепловой энергии в Гкал по тарифу, который ежегодно утверждает РЭК <адрес>, а истцу с квадратного метра квартиры, хотя в квартире также имеется прибор учета тепла. Действиями ТСЖ «Малаховский» нарушены ее права как потребителя коммунальных услуг.

До рассмотрения спора по существу от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, которое принято судом к производству по настоящему делу в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учетом уточнения истец просит обязать ТСЖ «Малаховский» произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из показаний прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире, в размере 19299 руб. 54 коп., принимая во внимание произведенные ответчиком действия по начислениям без учета показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии за декабрь 2021 и январь 2022, в остальной части настаивает на заявленных требованиям в том же объеме.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования в уточненном размере поддержала, в обоснование которых привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того указала, что оспаривая законность примененного ею способа расчета платы за потребленный коммунальный ресурс отопления, как выполненный без учета потребления коммунального ресурса на нужды содержания общего имущества, непосредственно ответчиком так и не были предоставлены данные о расходах коммунального ресурса (газа), потребленного на нужды содержания общего имущества. Доводы ответчика о том, что размер платы за потребленный истцом коммунальный ресурс с учетом потребленного на содержание общего имущества в многоквартирном доме не превышает размер платы, который был бы рассчитан с применением показаний индивидуального прибора учета при наличии такой возможности, является голословным и не подтвержден соответствующим расчетом. Согласно представленному ответчиком расчету начисленная плата за отопление в несколько раз превышает фактическую сумму платы за отопление по индивидуальному прибору учета тепла, установленного в квартире. Кроме того, полагает возможным принять во внимание произведенный ею отдельный расчет потребления газа на нужды содержания общего имущества, используя исходные данные ответчика, указанные в квитанциях по оплате коммунальных услуг в разделе 4. При этом считает, что формула 18 Приложения № ****** Правил № ******, согласно которой в настоящее время ТСЖ «Малаховский» производит начисление за коммунальную услугу «Газ на отопление», не может быть применена, поскольку в ее квартире установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии. Согласно абз. 9 п. 54 Правил формула 18.1, которая предусматривает индивидуальные приборы учета тепла в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, применяется при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению. Поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии в доме отсутствует, то формула 18.1 также не может быть применена. В связи с чем, расчет стоимости отопления в квартире истца должен исходить из произведения тарифа на тепло и показаний индивидуального прибора учета тепла в квартире в сумме с долей тепловой энергии, идущей на отопление общедомового имущества многоквартирного дома. Считает, что при начислении за коммунальную услугу по отоплению ответчик нарушает ее права и законные интересы, просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика ТСЖ «Малаховский» ФИО4 иск не признал, в обоснование возражений по иску в письменном отзыве указал и в судебном заседании пояснил, что в многоквартирном <адрес> в <адрес> отсутствует централизованное теплоснабжение. Производство коммунальной услуги «отопление» в целях обеспечения ей собственников помещений многоквартирного дома осуществляется ТСЖ «Малаховский» за счет общего имущества собственников помещений – крышной газовой котельной. В связи с чем порядок расчета для собственников помещений платы за коммунальную услугу отопления определяется специальными нормами п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. В частности, согласно положениям данной нормы, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем, исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса. При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 вышеуказанных Правил. Таким образом, в силу прямого указания закона (специальной нормы), при расчете платы за коммунальную услугу отопления ТСЖ «Малаховский» обязано распределять объем использованного при производстве этой услуги коммунального ресурса (газа) между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме без учета ИПУ отопления, что подтверждается Предписанием Департамента жилищного и строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. Иного порядка расчета потребленного коммунального ресурса для случаев его самостоятельного производства законом не предусмотрено. По мнению представителя ответчика, вопреки приведенным истцом доводам, в данном случае не могут быть приняты во внимание выводы суда, содержащиеся в решении Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они основаны на положениях п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, действовавших на момент принятия судебного акта, которые позволяли определять размер платы за коммунальные услуги, исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета. Между тем, в настоящее время указанные нормативные положения утратили силу. Многоквартирный дом не подключен к централизованным сетям теплоснабжения и не имеет общедомового прибора учета тепловой энергии. Полагает необходимым учитывать, что при расчете платы за потребленную тепловую энергию с применением показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии необходимо дополнительно производить расчет платы за тепловую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В расчете истца плата за тепловую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, вообще не рассчитана и не учтена. Примененный истцом способ расчета платы за потребленный коммунальный ресурс отопления законом не предусмотрен и не учитывает потребление коммунального ресурса на нужды содержания общего имущества (на общедомовое потребление) в многоквартирном доме. Индивидуальным прибором учета тепловой энергии оборудовано единственное помещение в многоквартирном доме, принадлежащее истцу. В таком случае, единственный предусмотренный законом способ, позволяющий произвести расчет потребления и учитывающий потребление коммунального ресурса на нужды содержания общего имущества (на общедомовое потребление) в многоквартирном доме предусмотрен п. 42.1 Правил № ******, однако расчет платы за потребленный коммунальный ресурс отопление для жилого помещения истца с применением п. 42.1 Правил и формулы 3(1) Приложения № ****** Правил не представляется возможным в виду того, что для расчета платы за потребленный коммунальный ресурс отопление необходимы следующие обязательные условия: многоквартирный дом должен быть подключен к централизованной системе теплоснабжения и оборудован общедомовым прибором учета поступающей тепловой энергии (УКУТ). Данные условия в многоквартирном доме отсутствуют в силу его конструктивных особенностей. Также отсутствуют данные общедомового учета фактически поступающей тепловой энергии, поскольку отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии (УКУТ). Имеющийся в многоквартирном доме общедомовой прибор учета осуществляет фактический учет коммунального ресурса (газа), поступающего для производства коммунальной услуги отопления. Учет показателей данного ресурса возможно осуществить только при использовании п. 54 Правил и формулы 18 Приложения № ****** Правил, то есть при использовании того порядка расчетов, которым пользуется в настоящее время ТСЖ «Малаховский». При этом размер платы за потребленный истцом коммунальный ресурс с учетом потребленного на содержание общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды), не превышает размер платы, который был бы рассчитан с применением показаний индивидуального прибора учета при наличии такой возможности, у истца отсутствует фактическое нарушение его прав и законных интересов.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Техническое обслуживание и управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет ТСЖ «Малаховский».

В ст. 210 Гражданского кодекса РФ указано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 2, ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В многоквартирном <адрес> в <адрес> отсутствует централизованное теплоснабжение. Производство коммунальной услуги отопления в целях обеспечения ею собственников помещений многоквартирного дома осуществляется ТСЖ «Малаховский» за счет общего имущества собственников помещений – крышной газовой котельной, построенной при долевом участии собственников в 1998. Посредством эксплуатации крышной газовой котельной осуществляется снабжение теплом и горячей водой собственников жилых помещений <адрес> в <адрес>, а также транзит тепловой энергии в здание многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. При этом в указанном стороннем доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, с учетом которого осуществляется отпуск энергоресурсов на коммерческой основе в пользу собственников помещений многоквартирного дома по спорному адресу, управление которым осуществляется ТСЖ «Малаховский».

В апреле 2005 года в квартире истца был установлен узел учета тепловой энергии, который был принят в эксплуатацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расчет платы за отопление, начисляемой истцу, ранее осуществлялся в соответствии с положениями п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, в соответствии с решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО2 к ТСЖ «Малаховский» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, которым признаны незаконными действия ответчика, связанные с начислением оплаты за отопление без учета показаний прибора учета, на ТСЖ «Малаховский» возложена обязанность произвести перерасчет потребления тепловой энергии с учетом показаний счетчика ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 16 вышеприведенных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Пункты 15 - 28 Правил и пункты 1 - 4 приложения N 2, утвержденные данным документом, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утратили силу с 01.07. 2016 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ПП (в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1107-ПП) установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, на момент рассмотрения спора по настоящему делу порядок расчета для собственников помещений платы за коммунальную услугу отопления регламентирован положениями п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, в силу которых в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06. 05. 2011 № ******.

Расчет платы в данном случае не поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия индивидуального прибора учета.

Таким образом, в силу прямого указания закона (специальной нормы), при расчете платы за коммунальную услугу отопления ТСЖ «Малаховский» обязано распределять объем использованного при производстве этой услуги коммунального ресурса (газа) между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, при этом не могут быть учтены показания единственного установленного в квартире истца индивидуального прибора учета (ИПУ), что также подтверждается предписанием Департамента жилищного и строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

В связи с чем выводы суда по ранее рассмотренному делу, основанные на нормативных положениях, действие которых в настоящее время утрачено, не могут быть распространены на правоотношения сторон в спорный период времени.

Как справедливо указано представителем ответчика, несостоятельной является ссылка истца на постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина ФИО5». Согласно п. 4.4. данного постановления, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 1), 35 и 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащиеся в них взаимосвязанные нормативные положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, что ведет к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов. То есть, в данном случае предусматривается обязательное наличие общедомового прибора учета тепловой энергии и, соответственно, подключение многоквартирного дома к централизованным сетям теплоснабжения. Однако, как указано выше, многоквартирный дом не подключен к централизованным сетям теплоснабжения и не имеет общедомового прибора учета тепловой энергии.

В то же время, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-П абзац 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******), признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Таким образом, в приведенном судебном акте Конституционный суд РФ допускает применения раздельного внесения платы за коммунальную услугу отопление за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, то есть применение отличного от законодательно установленного порядка внесения платы за данную коммунальную услугу, в исключительных случаях – при соблюдении приведенных выше условий, в том числе условия о подключении многоквартирного дома к централизованным сетям теплоснабжения.

Примененный истцом способ расчета платы за потребленный коммунальный ресурс отопления законом не предусмотрен и не учитывает потребление коммунального ресурса на нужды содержания общего имущества (на общедомовое потребление) в многоквартирном доме.

Индивидуальным прибором учета тепловой энергии оборудовано единственное помещение в многоквартирном доме, принадлежащее истцу.

В таком случае, единственный предусмотренный законом способ, позволяющий произвести расчет потребления и учитывать потребление коммунального ресурса на нужды содержания общего имущества (на общедомовое потребление) в многоквартирном доме содержится в п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******). Однако, для расчета платы за потребленный коммунальный ресурс отопления в таком случае необходимы следующие обязательные условия: многоквартирный дом должен быть подключен к централизованной системе теплоснабжения и оборудован общедомовым прибором учета поступающей тепловой энергии (УКУТ). Данные условия в многоквартирном доме отсутствуют в силу его конструктивных особенностей. Также отсутствуют данные общедомового учета фактически поступающей тепловой энергии, поскольку отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии (УКУТ).

Имеющийся в многоквартирном доме общедомовой прибор учета осуществляет фактический учет коммунального ресурса (газа), поступающего для производства коммунальной услуги отопления. Учет показателей данного ресурса возможно осуществить только при использовании п. 54 Правил и формулы 18 Приложения № ****** Правил, то есть при использовании того порядка расчетов, которым пользуется в настоящее время ТСЖ «Малаховский».

При таких обстоятельствах, расчет платы за потребленный коммунальный ресурс отопления для жилого помещения истца с применением п. 42.1 Правил и формулы 3(1) Приложения № ****** Правил, учитывающий потребление коммунального ресурса на содержание общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды), не представляется возможным.

При этом, заслуживают внимание приведенные стороной ответчика доводы о том, что размер платы за потребленный истцом коммунальный ресурс отопления при расчете платы по п. 54 Правил и формулы 18 Приложения № ****** Правил объективно соотносится с размером, рассчитанным по п. 42.1 Правил и формулы 3(1) Приложения № ****** Правил.

Так, при расчете платы по п. 54 Правил и формулы 18 Приложения № ****** Правил потребление коммунального ресурса распределяется между всеми собственниками помещений пропорционально площадям занимаемых помещений без разделения на общедомовое и индивидуальное потребление.

При расчете платы по п. 42.1 Правил и формулы 3(1) Приложения № ****** Правил индивидуальное потребление помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета (в данном случае – это все помещения, кроме помещения истца) принимается равным среднему расчетному показателю индивидуального потребления для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета. А поскольку индивидуальным прибором учета оборудовано только помещение истца, то индивидуальное потребление для всех других помещений принимается равным индивидуальному потреблению самого истца.

Оставшийся объем потребления коммунального ресурса, составляющий разницу общего потребления коммунального ресурса и суммы индивидуального потребления всеми помещениями многоквартирного дома, составляет объем коммунального ресурса, потребленного на содержание общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды). Этот объем распределяется между всеми собственниками помещений пропорционально площадям занимаемых помещений.

При таких обстоятельствах, когда размер платы за потребленный истцом коммунальный ресурс с учетом потребленного на содержание общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды), не превышает размер платы, который был бы рассчитан с применением показаний индивидуального прибора учета при наличии такой возможности, у истца отсутствует фактическое нарушение его прав и законных интересов.

Истцом не оспаривается отсутствие нормативного предусмотренного порядка расчета платы за отопление с учетом показаний установленного в принадлежащем ей жилом помещении индивидуального прибора учета и при отсутствии в доме общедомового прибора учета, когда тепловая энергия вырабатывается посредством использования собственной котельной. При этом истцом не представлено доказательств технической возможности и обоснованности применения показаний установленного ею ИПУ в одном из помещений многоквартирного дома в отсутствие общедомового прибора учета при действующей системе отопления.

Не представлено истцом и доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении технического решения, установке общедомового прибора учета, несмотря на то, что в период переходных положений после отмены ранее действующих норм, таковая возможность инициирования проведения общего собрания имелась и у истца, как заинтересованного лица. Вместе с тем обоснования технической и экономической целесообразности соответствующего решения собственниками не установлено.

Таким образом, требования истца не основаны на предусмотренных законом положениях, при этом с учетом положений ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, основываясь на требованиях п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******), в данном случае, при отсутствии нормативного регулирования, применение расчетного способа определения размера платы, о котором фактически заявляет истец, возможно только при наличии соответствующего соглашения собственников, иначе говоря, при наличии решения общего собрания собственников. Однако доказательств наличия такового решения истцом не представлено.

В связи с чем суд пришел к выводу об обоснованности приведенных ответчиком возражений, согласно которым заявленный истцом расчет не основан на нормативных положениях, не позволяет достоверно определить объем общедомового потребления тепловой энергии, поскольку содержит самостоятельно полученные истцом расчетным способом средние расчетные показатели расхода газа на кв.м. площади жилого дома, средний расчетный показатель индивидуального потребления коммунального ресурса, который истец вычел из общего объема потребления в целях расчета общедомового потребления, содержащий в себе теоретические расчетные показатели индивидуального потребления для каждого помещения, в том числе для помещения истца. Между тем действующее законодательство определяет показатель общедомового потребления как действительную разницу между общим объемом потребления коммунального ресурса и суммой индивидуального потребления. Это связано с тем, что фактическое индивидуальное потребление коммунального ресурса отличается от теоретически выведенного истцом, что следует из данных, представленных в расчете самого истца. При этом, если индивидуальное потребление коммунального ресурса определять по показаниям ИПУ тепла истца, то произвести расчет потребленного коммунального ресурса другими собственниками, помещения которых не оснащены ИПУ, не представляется возможным. Однако, как и в помещении истца, так и в помещениях других собственников, фактическое потребление коммунального ресурса отличается от некоего среднего потребления.

Иного расчета, основанного на нормативных положениях, истцом не приведено, как и сведений, в соответствии с каким расчетом надлежит возложить на ответчика обязанность по осуществлению перерасчета.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает спор в пределах заявленных требований.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В силу требований ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.

Удовлетворение заявленных требование указанных положением не соответствует. В то же время, в отличие от истца, ответчик использует для расчета нормативно установленные способы расчета.

Для определения порядка расчета для собственников помещений платы за коммунальную услугу отопления, когда производство данного коммунального ресурса (в данном случае за счет крышной газовой котельной), законом предусмотрена единственная специальная норма: п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, согласно которой ТСЖ «Малаховский» и осуществляет расчет этого коммунального ресурса. Иного порядка расчета потребленного коммунального ресурса для случаев его самостоятельного производства законом не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения исковых требований, то отсутствуют основания для взыскания штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Бабкина Н.А.