ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1356/14 от 26.02.2014 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

 Дело № 2-1356/14

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 26 февраля 2014 года Октябрьский районный суд города Мурманска

 в составе: председательствующего судьи Бойко Л.Н.,

 при секретаре Большуновой А.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» о признании незаконным пунктов 3.1.9, 6.3, 6.1.1 и 4.15 договора управления многоквартирным домом Адрес***,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» о признании незаконным пунктов 3.1.9, 6.3, 6.1.1 и 4.15 договора управления многоквартирным домом Адрес***

 В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований федерального законодательства при осуществлении ООО «Октябрьское ЖЭУ» деятельности по управлению многоквартирным домом Адрес***, установлено, что в договор управления указанным домом управляющей компанией включен пункт п. 3.1.9, согласно которого предусмотрено, что Управляющая организация обязана осуществлять рассмотрение предложений, заявлений и жалоб от Собственника (-ов) помещения (-й) в многоквартирном доме, вести их учет, принимать меры, необходимые для устранения указанных в них недостатков в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков. Не позднее 30 календарных дней со дня получения письменного заявления информировать заявителя о принятом решении.

 Пункт 6.3 Договора управления предусматривает, что письменные претензии Собственников о неисполнении или ненадлежащем исполнении Управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом, распространяются Управляющей организацией в 10-дневный срок.

 Установленные пунктами 6.3 и 3.1.9 Договора управления сроки рассмотрения обращений граждан противоречат срокам, определенным Стандартом раскрытия информации и Правилами № 354.

 Кроме того, п. 6.1.1 Договора управления установлено, что Собственники помещений не вправе требовать от Управляющей организации предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну, бухгалтерскую отчетность и налоговую отчетность. В то же время подпунктом «а» пункта 9 Стандарта раскрытия информации установлено, что в рамках информации об основных показателях финансово- хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежит, бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему.

 Пунктом 4.15 Договора управления предусмотрено, что иные сроки выставления платежных документов и сроки их оплаты, порядок расчета и иные условия, необходимые для правильного определения размера оплаты предусмотренных услуг и работ, устанавливаются Управляющей организацией проводятся до сведения Собственника и иных Пользователей в соответствии с порядком, устанавливаемым Управляющей организацией.

 Договором управления определен конкретный срок выставления платежных документов управляющей организацией, в связи с чем, п. 4.15 договора управлении противоречит ч. 1 и ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, так как жилищным законодательством на Управляющие организации не возлагаются полномочия по самостоятельному определению сроков выставления платежных документов и сроков их оплаты.

 Просит признать подпункты п. 3.1.9, п. 6.3, п. 6.1.1 и п. 4.15 договора управления многоквартирным домом Адрес*** заключенного между собственниками и ООО «Октябрьское ЖЭУ», недействительными.

 В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска ФИО 1 поддержала заявленные исковые требования, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие ответчика.

 Представитель ответчика ООО «Октябрьское ЖЭУ» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, заявив ходатайство о замене истца, так как прокурор не вправе подменять иные органы, в данном случае Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска и привлечь к участию в деле всех собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома. Данные ходатайства оставлены судом без удовлетворения, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.

 Выслушав помощника прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

 В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 На основании и во взаимосвязи с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

 В связи с чем ходатайство представителя ответчика ООО «Октябрьское ЖЭУ» о замене истца в связи с неправомерностью подмены иных органов, суд находит несостоятельным.

 Согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент его заключения.

 В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом при выборе способа управления управляющей организацией осуществляется на условиях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.

 В силу части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

 По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

 Согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

 В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства РФ при осуществлении ООО «Октябрьское ЖЭУ» деятельности по управлению многоквартирным домом Адрес***

 В ходе указанной проверки установлено, что управление названным выше многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией ООО «Октябрьское ЖЭУ». Между ООО «Октябрьское ЖЭУ» и собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор управления указанным домом.

 Форма и содержание данного договора являются типовыми, в связи с чем, указанный договор содержит пункт 3.1.9, согласно которого предусмотрено, что Управляющая организация обязана осуществлять рассмотрение предложений, заявлений и жалоб от Собственника (-ов) помещения (-й) в многоквартирном доме, вести их учет, принимать меры, необходимые для устранения указанных в них недостатков в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков. Не позднее 30 календарных дней со дня получения письменного заявления информировать заявителя о принятом решении.

 Кроме того, пунктом 6.3 Договора управления предусматривает, что письменные претензии Собственников о неисполнении или ненадлежащем исполнении Управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом, распространяются Управляющей организацией в 10-дневный срок.

 В соответствии с пунктом 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 17 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2^.09.2010 № 731 (далее - Стандарт раскрытия информации) раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.

 Согласно пункта 18 Стандарта раскрытия информации, информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией.

 Пунктом 21 Стандарт раскрытия информации установлено, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

 В соответствии с подпунктом «к» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в квартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила №354), Исполнитель услуг обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

 Подпунктом «р» п. 31 Правил №354, установлено, что, Исполнитель услуг обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

 Установленные пунктами 6.3 и 3.1.9 Договора управления сроки рассмотрения обращений граждан противоречат срокам, определенным Стандартом раскрытия информации и Правилами № 354.

 Кроме того, п. 6.1.1 Договора управления установлено, что Собственники помещений не вправе требовать от Управляющей организации предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну, бухгалтерскую отчетность и налоговую отчетность.

 В то же время подпунктом «а» пункта 9 Стандарта раскрытия информации установлено, что в рамках информации об основных показателях финансово- хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежит, бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему.

 Таким образом, установленное Договором управление ограничение права собственника на получение бухгалтерской и налоговой отечности, является нарушением подпункта «а» пункта 9 Стандарта раскрытия информации.

 В соответствии с частью 1 и 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

 Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

 Пунктом 4.6 Договора управления определен конкретный срок внесения платы за содержание помещения в многоквартирном доме - ежемесячно по 10 число месяца, следующего за истекшим месяцем.

 Пунктом 3.1.14 установлена обязанность управляющей организации производить начисление платежей, обеспечивая выставление платежных документов в срок по пятое число месяца, следующего за истекшим месяцем.

 Вместе с тем, пунктом 4.15 Договора управления предусмотрено, что иные сроки выставления платежных документов и сроки их оплаты, порядок расчета и иные условия, необходимые для правильного определения размера оплаты предусмотренных услуг и работ, устанавливаются Управляющей организацией проводятся до сведения Собственника и иных Пользователей в соответствии с порядком, устанавливаемым Управляющей организацией.

 Таким образом, так как часть 1 и часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность установить договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива иные сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и предоставления платёжных документов, которые фактически и установлены в Договоре (пункты 3.1.14 и 4.6), тогда как пункт 4.15 договора управления предусматривает возможность со стороны Управляющей организации в одностороннем порядке и произвольно устанавливать иные сроки выставления платежных документов и сроки их оплаты, что противоречит и закону и пунктам 3.1.14, 4.6 Договора управления.

 Таким образом, 3.1.9, 6.3, 6.1.1 и 4.15 договора управления многоквартирным домом Адрес*** противоречат нормам Жилищного кодекса РФ.

 В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика также взыскивается в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере ***

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 167, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска удовлетворить.

 Признать недействительными пункты 3.2.5, 3.1.9, 6.3, 6.1.1 и 4.15 договора управления многоквартирным домом Адрес***.

 Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере ***

 Решение может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд в апелляционном порядке через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

 Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

 Председательствующий: