Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 января 2018 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Смолиной Т. С.,
при секретаре судебного заседания Прошутинской М. А.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) ФИО2,
представителя третьего лица ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Усть-Кутского района» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-32/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в стаж работы периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, признании права на досрочную трудовую пенсию, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное), в котором с учетом уточнения исковых требований просит включить в стаж работы в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы ФИО1 в местности, приравненной к районам Крайнего Севера: с 09.02.2017 по 13.10.2017 в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в Областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть- Кутского района».
В обоснование исковых требований истец ФИО1 указала на то, что основным документом, подтверждающим ее трудовой стаж, является трудовая книжка № ФИО1 (<данные изъяты>) Г.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которой осуществляет педагогическую деятельность по состоянию на 13.10.2017 25 лет. В соответствии ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Ее стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей на 13 октября 2017 г. составляет 25 лет. Обратилась в Пенсионный фонд РФ в Усть-Кутском районе за назначением досрочной трудовой пенсии 13 октября 2017 г. и предоставила необходимые документы. 27.10.2017 получила решение Пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии. В стаж на соответствующих видах работ по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона 400 – ФЗ от 28.12.2013 не включен в стаж следующий период ее работы: с 09.02.2017 по 13.10.2017 в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в связи с отсутствием требуемого стажа. Тем не менее, считает, что в ее стаж подлежит включению указанный период на основании трудовой книжки и справки с места работы. В подтверждении этого, исковое требование по гражданскому делу № 2-606/2017 ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в стаж работы периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждении для детей, Усть-Кутским городским судом Иркутской области удовлетворено 14 июня 2017 года. Апелляционным определением от 14 сентября 2017 года по делу № 33-8623/2017 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 14 июня 2017 года, решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 14 июня 2017 года по данному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Таким образом, период ее работы в Центре помощи детям в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе с 01.01.2015 по 08.02.2017 являлся предметом рассмотрения в суде первой и второй инстанции. Судом первой и второй инстанции установлена связь с образовательным процессом и решением суда данный период ее работы засчитан в стаж работы в соответствии с пп. 19, п. 1, ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В соответствии с указанным выше списком Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, включен в наименование учреждений. Кроме того, согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд вправе обязать пенсионный орган назначить пенсию истцу со дня обращения с заявлением в пенсионный орган в случае, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ему было в этом отказано. Считает, что Пенсионный фонд незаконно отказал ей в назначении пенсии, чем нарушил ее право на досрочную трудовую пенсию.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала, суду пояснила? что с 13.05.2002 работает в должности заместителя директора по реабилитационно- воспитательной работе, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом в Областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть-Кутского района. На основании приказа ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Усть-Кутского района» от 09.01.2017 на нее возложены обязанности педагога-психолога отделения диагностики и социальной реабилитации. Деятельность с образовательным (воспитательным) процессом в указанной должности подтверждается журналом посещаемости кружка «Психологическая этика общения», журналом занятий по программе ФИО4 «120 уроков психологического развития младших школьников» и программой кружка психологическая этика общения, программой ФИО4 «120 уроков психологического развития младших школьников», выпиской из протокола педагогического совета об утверждении данных программ, должностной инструкцией заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе, из которой следует, что основными направлениями деятельности заместителя является организация реабилитационно-воспитательного процесса в центре помощи детям, руководство им и контроль за развитием этого процесса.
Представитель ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в спорные периоды истец работала в учреждении, предусмотренном Списком, однако, не представлено доказательств выполнения истцом трудовых функций, связанных с образовательным процессом, в связи с чем оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ спорных периодов работы не имеется.
Представитель третьего лица ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Усть-Кутского района» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что в спорные периоды работы, не включаемые Пенсионным фондом в педагогический стаж работы, а именно: с 09.02.2017 по 13.10.2017 в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в учреждении социального обслуживания: центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, Усть-Кутского района (ранее Областное государственное казенное учреждение детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Усть-Кута), истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, независимо от их возраста. Вместе с тем, при изменении наименования учреждения, сохранился прежний характер профессиональной деятельности истца. Фактически имеет место тождественность должностей до и после переименования: за исключением наименования учреждения в ее должностной инструкции, как и в трудовом договоре, ничего не поменялось, она до 2015 года выполняла те же функциональные обязанности, в тех же условиях, работала с теми же детьми и на том же рабочем месте, как и после переименования учреждения. Спорные периоды работы истца подтверждаются выданными работодателем справками, уточняющими стаж для назначения льготной пенсии, трудовой книжкой, должностной инструкцией, учредительными документами. Деятельность с образовательным (воспитательным) процессом в указанной должности подтверждается и проводимой работой истцом программой кружка психологическая этика общения, журналом занятий по программе ФИО4 «120 уроков психологического развития», выпиской из протокола педагогического совета об утверждении данных программ, журналами посещаемости кружка и занятий, должностной инструкцией заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 13 октября 2017 года обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, решением № от 26.10.2017 ФИО1 было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа, стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности 24 года 06 месяцев 00 дней, при требуемом 25 лет.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 статьи 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
На основании подпункта 19 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 предусматривает назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 27 приведенного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Истец просит включить в стаж по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы:
с 09.02.2017 по 13.10.2017 в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в Областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть- Кутского района», деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом согласно Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
На основании приказа ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Усть-Кутского района» от 09.01.2017 на истца возложены обязанности педагога-психолога отделения диагностики и социальной реабилитации.
Деятельность с образовательным (воспитательным) процессом истца в указанной должности подтверждается журналом посещаемости кружка «Психологическая этика общения», журналом занятий по программе ФИО4 «120 уроков психологического развития младших школьников» и программой кружка психологическая этика общения, программой ФИО4 «120 уроков психологического развития младших школьников», выпиской из протокола педагогического совета об утверждении данных программ, должностной инструкцией заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе, из которой следует, что основными направлениями деятельности заместителя является организация реабилитационно-воспитательного процесса в центре помощи детям, руководство им и контроль за развитием этого процесса.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены должность "заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом", учреждение - учреждения социального обслуживания: центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Должность ФИО1 - заместитель директора предусмотрена в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, а учреждение - Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Усть-Кутского района предусмотрено п. 1.13. Списка учреждения социального обслуживание: центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Поскольку истец в спорный период времени работала заместителем директора по реабилитационно- воспитательной работе в Областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть-Кутского района, т.е. в должности и в учреждении, предусмотренных Списками, то к спорным правоотношениям применим п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с которым периоды работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Таким образом, при выполнении работы в указанной должности в указанном учреждении фактом, имеющим значение для дела, является факт выполнения работником нормы рабочего времени.
Поскольку представленными материалами дела установлено, что ФИО1 выполняла работу на полную ставку, то спорный период ее работы подлежит включению в специальный стаж.
В качестве единственного условия включения в специальный стаж работы в должности заместителя директора по реабилитационно- воспитательной работе, Правила предусматривают выполнение работы на полную ставку как до 01 сентября 2000 года, так и после указанной даты.
Кроме того, закон не связывает возникновение права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" именно только с преподавательской деятельностью в качестве учителя.
Как усматривается из материалов дела, в спорный период времени истцом осуществлялась педагогическая деятельность в предусмотренном законом объеме. Данное обстоятельство следует из пояснений представителя Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Усть-Кутского района», пояснений истца и представленных доказательств о том, что в должностные обязанности истца входила непосредственная работа с детьми: организация и проведение культурно-массовой работы с детьми, организация и проведение реабилитационно- воспитательной работы с детьми.
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть-Кутского района» согласно Уставу является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в установленном законодательством порядке исполняет обязанности опекуна (попечителя) в отношении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в учреждение. Целью деятельности учреждения является реализация государственной политики в области поддержки семей и детей, а том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей, реализация государственной политики в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также социального развития, включая социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание граждан.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
К спорным правоотношениям, рассматриваемым в данном гражданском деле, подлежит применению п. 5 Правил, который определяет, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Т.е. при выполнении работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо установить факт выполнения работником нормы рабочего времени.
Из должностной инструкции заместителя директора по реабилитационно- воспитательной работе следует, что работа в данной должности связана с воспитанием несовершеннолетних; истец работала в данной должности на полную ставку, поэтому основания для исключения данного периода работы из специального стажа истца отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение № об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости от 26 октября 2017 г. Управления Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Усть- Кутском районе Иркутской области незаконным.
Включить в стаж работы ФИО1 в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
период работы ФИО1 в местности, приравненной к районам Крайнего Севера:
с 09.02.2017 по 13.10.2017 в должности заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе в Областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть- Кутского района».
Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 октября 2017 г.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 октября 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 15.01.2018.
Судья Т. С. Смолина