ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1356/20 от 13.10.2020 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело №2-1356/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года г. Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Фроловой О.С.,

при секретаре Востриковой Е.Ю.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-1356/2020 по исковому заявлению областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,

у с т а н о в и л:

ОКУ "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" обратилось в суд с иском к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов. Требования мотивировала тем, что 18.03.2019 на передвижном пункте весогабаритного контроля (ППВГК №2), установленном на автомобильной дороге «Курск - Борисоглебск» - Кшенский - граница Липецкой области, 6 км, на участке, которым владеет учреждение на праве оперативного управления, выявлено превышение нагрузки по общей массе и на ось транспортного средства ............., государственный регистрационный номер №***, прицепа ............., государственный регистрационный номер №***, принадлежащего ООО «ГРАНД-ОТЕЛЬ» на праве собственности. В соответствии с актом, размер ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Курской области, составил 129 701 рубль. Согласно договору аренды, указанное транспортное средство передано в аренду ФИО2, в адрес которого была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного региональной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов от 28.11.2019 №02/01-2451. Однако, требования, изложенные в вышеуказанной претензии, до настоящего времени не выполнены. По состоянию на 16.06.2020 ущерб, причиненный транспортным средством автомобильным дорогам общего пользования Курской области, не возмещен и составляет 129 701 рубль 00 копеек. Просит взыскать с ФИО2 сумму в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 129 701 рубль 00 копеек в пользу областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области».

Протокольным определением суда от 24.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен собственник транспортного средства ООО «Гранд-отель».

В судебное заседание представитель истца ОКУ "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеется заявление, в котором просит суд провести судебное заседание в отсутствие представителя, кроме того заявленные требования просит суд удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении с учетом дополнительных пояснений. В дополнительных пояснениях представитель истца ссылался на то, что маршрут движения автомобиля определялся по предоставленной водителем товарно-транспортной накладной и слов водителя, в данном случае ответчика. При расчете суммы возмещения вреда учитывается пройденный транспортным средством путь 45 км по указанной автомобильной дороге. В акте контрольного взвешивания №1 водитель данный факт не отрицал, возражений относительно места взвешивания не указал. Кроме того, данный акт не был обжалован в установленном законом порядке. Представленными документами подтверждается, что в момент проведения проверки весовых параметров транспортного средства, которое по договору аренды находилось во владении ответчика, нарушен порядок перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, в связи с чем, им был нанесен ущерб.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом. Интересы ответчика представляет по доверенности ФИО1

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Гранд-отель» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя ответчика, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителя истца, ответчика и представителя третьего лица.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что неясно как накладывается маршрут на дорогу, которую истец указывает. Ответчик проехал только 6 км, а не 45 км, соответственно расчет, произведенный истцом, неверен. Считает, что истцом не доказан размер нанесенного ущерба.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее - Постановление Правительства «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»), Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 №125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее - Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125), а также Устава, ОКУ «Комитет автодорог Курской области» наделено полномочиями по взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области (далее – автомобильные дороги Курской области) и составлению актов по результатам взвешивания транспортных средств.

Согласно пунктам 1.1., 1.6., 2.1. Устава ОКУ «Комитет автодорог Курской области» последнее создано в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 05.03.2011 №89-ра для осуществления управления в области дорожного хозяйства Курской области. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном и третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Курской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Курской области и осуществления на них дорожной деятельности.

Таким образом, истец как исполнительный орган государственной власти Курской области наделен полномочиями на обращение с соответствующим иском в суд общей юрисдикции.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 18.03.2019 на передвижном пункте весогабаритного контроля (ППВГК №2), установленном на автомобильной дороге «Курск - Борисоглебск» - Кшенский - граница Липецкой области, 6 км, на участке, которым владеет учреждение на праве оперативного управления (решение комитета по управлению имуществом Курской области от 29.10.2010 № 01-18/1876), выявлено превышение нагрузки по общей массе и на ось транспортного средства ............., государственный регистрационный номер №***, прицепа ............., государственный регистрационный номер №***, принадлежащего ООО «ГРАНД-ОТЕЛЬ» на праве собственности согласно свидетельствам о регистрации транспортного средства №*** При этом указанное транспортное средство было передано ООО «ГРАНД-ОТЕЛЬ» по договору аренды от 01.03.2019 ответчику ФИО2, который непосредственно управлял им 18.03.2019 при вышеуказанных обстоятельствах. Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом 46АА № 634466 от 18.03.2019, копией решения по делу об административном правонарушении от 22 июля 2019 года, актом №1 от 18.03.2019 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, договором аренды автотранспортного средства от 1 марта 2019 года.

Как следует из искового заявления и не оспаривалось представителем ответчика, на основании соглашения о взаимодействии при проведении весового и габаритного контроля автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области от 11.09.2018, инспектором ГИБДД ФИО8 произведена остановка вышеуказанного транспортного средства с целью осуществления весового контроля сотрудниками отдела безопасности дорожного движения учреждения.

Сотрудниками учреждения был составлен акт контрольного взвешивания №1 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 18.03.2019. В ходе взвешивания применялись весы автомобильные ВА -20П №49260/2017, которые сертифицированы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии и имеют соответствующий паспорт «ВА-П», проходят регулярную проверку.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

В силу части 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Процедура введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Российской Федерации определена Порядком осуществления временных ограничений.

В соответствии с Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального и местного значения Курской области, утвержденным постановлением Администрации Курской области №103-па от 15.02.2012, при издании акта о введении ограничения Дорожное управление Курской области, уполномоченные органы обязаны до начала введения временных ограничений или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений.

Приказом Дорожного управления Курской области №54 от 06.03.2019 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Курской области в период возникновения неблагоприятных природно - климатических условий в весенний период 2019 года» был введен период временного ограничения движения транспортных средств с превышением нагрузки на ось 6 тонн с 15.03.2019 по 13.04.2019.

Информация, адресованная пользователям автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Курской области о введении вышеуказанного временного ограничения, была опубликована 22.02.2019, 05.03.2019 в областной общественно-политической газете «Курская правда» с указанием телефонов для справок, куда пользователи автомобильных дорог могут обратиться за разъяснениями. Указанная информация опубликована до принятия решения о введении временных ограничений - приказа №54 от 06.03.2019. Данный приказ размещен на сайте администрации Курской области – 07.03.2019.

Согласно частям 2, 6, 12 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Для получения специального разрешения, указанного в части 2 настоящей статьи, требуется: 1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; 2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи; 3) наличие уведомления о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что нарушение ответчика выразилось в перевозке груза с превышением допустимых нагрузок на вторую (допустимая - 5,50 т, фактическая-8,89 т), третью (допустимая-5,50т, фактическая-9,27т), четвертую (допустимая-6,00т, фактическая-7,88 т) оси.

В соответствии с пунктом 4 приказа Минтранса РФ от 27.04.2011г. №125 допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленных на территории Российской Федерации или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%, в связи с чем, при взвешивании транспортного средства допустимая нагрузка на каждую ось была увеличена на 2%.

Точечный маршрут движения транспортного средства рассчитывался со слов водителя с помощью интернет сайтов Google карты или Яндекс карты.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», осевые нагрузки установлены для автодорог регионального или межмуниципального значения - 10тс.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

По пункту 6 Правил, размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства. Применяемый в формуле и в акте коэффициент -дефлятор равен 1,919.

В соответствии с пунктом 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В расчетном листе разового сбора №55 от 18.03.2019 указана сумма размера ущерба, причиненного ответчиком по всем осям, что составляет 129 701 рубль.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что на арендатора транспортного средства ФИО2 должна быть возложена обязанность возместить ущерб, причиненный автодороге Курской области в размере 129 701 рубль.

Истец направил ответчику ФИО2 претензию от 28.11.2019 №02/01-2451 о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в размере 129701 рубль.

Однако, ФИО2 никаких мер по возмещению вреда в указанном размере не предпринял.

Представитель ответчика, не признавший исковые требования, указал, что истцом не доказан размер нанесенного ущерба.

Довод представителя ответчика о том, что истцом не доказан размер нанесенного ущерба не нашел своего подтверждения, поскольку опровергается материалами дела.

Так в акте №1 ОКУ Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области от 18.03.2019 указан размер нанесенного ущерба в сумме 129 701 рубль равно как и расчет этой суммы, причем водитель транспортного средства ФИО2 в акте указал, что «Загрузился в Старом Осколе, вез в г. Елец. О наличии перегруза не знал. Со взвешиванием согласен. Маршрут движения согласован». Своего расчета по размеру ущерба представитель ответчика или ответчик не представил.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик, осуществив провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения, обязан возместить ущерб, причиненный автомобильной дороге, рассчитанный как плата за проезд тяжеловесного груза.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик или представитель ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, равно как и доказательств оплаты причиненного вреда не представил.

Настоящее дело рассмотрено в рамках заявленных требований по имеющимся в деле доказательствам. Иных доказательств представлено не было.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ОКУ «Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в полном объеме.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из подлежащих удовлетворению исковых требований имущественного характера в сумме 129 701 рубль 00 копеек, с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области в размере 3794 рубля 00 копеек, исходя из расчета: (129701-100 000) х2%+3200.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» сумму в размере 129 701 (сто двадцать девять тысяч семьсот один) рубль.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области государственную пошлину в размере 3794 (три тысячи семьсот девяносто четыре) рубля 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Липецкий областной суд путем подачи жалобы через Елецкий городской суд.

Председательствующий О.С. Фролова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 октября 2020 года.