ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1356/2014 от 02.06.2014 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                         Дело № 2-1356/2014

 Копия

 Мотивированное решение изготовлено 02.06.2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Екатеринбург     28 мая 2014 г.

 Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеева М.В., при секретаре Шутовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семенова Андрея Александровича к Уральскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о возложении обязанности,

 установил:

 Семенов А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Уральское МТУ ВТ Росавиации), выразившегося в ненаправлении ответа на заявление от ДД.ММ.ГГГГ и неустранении допущенных нарушений при выдаче свидетельства пилота-любителя, возложении обязанности на Уральское МТУ ВТ Росавиации указать в свидетельстве пилота-любителя о его бессрочности, вид, класс воздушного судна – «самолет с одним двигателем, сухопутный», которые продублировать на английском языке – «Aeroplane. Single-engine, land». Тип воздушного судна «Р2002» не указывать.

 В последующем Семенов А.А. изменил требования, просив возложить обязанность на Уральское МТУ ВТ Росавиации заменить выданное свидетельство пилота-любителя на бессрочное свидетельство частного пилота с переводом на английский язык «PRIVATE PILOT LICENCE», с указанием вида и класса воздушного судна – «самолет с одним двигателем, сухопутный» с переводом на английский язык «single engine land» и без отметки типа воздушного судна «Р2002».

 В обоснование искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ Семенову А.А. выдано свидетельство пилота-любителя, которое не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, так как имеет срок действия – до ДД.ММ.ГГГГ, в нем используются не предусмотренные законом квалификационные отметки о типе воздушного судна – «Самолет однодвигательный, сухопутный Р-2002. Капитан ВС», без дублирования надписей на английском языке.

 Согласно исковому заявлению выдача свидетельства пилота-любителя с указанием срока его действия не предусмотрено Воздушным кодексом Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147 (далее – ФАП № 147).

 Указание в свидетельстве пилота-любителя квалификационной отметки «самолет однодвигательный, сухопутный Р2002. Капитан ВС» в части типа воздушного судна «Р2002» нарушает п.п. 2.6, 2.7 ФАП № 147, так как ими не предусмотрено.

 Кроме того, в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго 07.12.1944, все записи в свидетельстве должны быть указаны на английском языке.

 Выдача свидетельства пилота-любителя, по мнению заявителя, нарушает его право на использование сухопутных воздушных судов с одним двигателем иного типа за переделами Российской Федерации, а также возлагает дополнительную обязанность по продлению срока действия свидетельства.

 Семенов А.А. и его представители по доверенности Фадеева Н.В. и Аверьянов П.В. в судебном заседании подержали заявленные требования, дополнительно указав, что в соответствии с Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17.05.2010 № 172 свидетельства пилотов-любителей должны быть заменены на свидетельства частного пилота, использование свидетельства пилотов-любителей запрещено с 01.11.2010.

 Кроме того, истцом представлено письмо Министерства транспорта Российской Федерации от 16.02.2012 № 01-02-05/549, согласно которому установление срока действия свидетельства, выдаваемых в соответствии с ФАП № 147, и процедура их продления воздушным законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

 Представители ответчика Захаров Е.В. и Чеботарев А.Ю., действующие по доверенностям, выданным временно исполняющим обязанности начальника Уральское МТУ ВТ Росавиации ФИО10 в судебном заседании с требованиями Семенова А.А. в части замены свидетельства пилота-любителя на свидетельство частного пилота без указания срока его действия, а также дублирования надписей на английском языке согласились. Относительно требования об исключении отметки о типе воздушного судна «Р-2002» возражали, указывая на то, что указание типа воздушного судна обязательно в соответствии с п. 2 Приложения № 3 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.02.2014 № 32 (далее ФАП № 32).

 Представитель третьего лица Коблов Д.С., действующий на основании доверенности, выданной руководителем Федерального агентства воздушного транспорта ФИО12, в судебное заседание не явился, представил отзыв о пропуске трехмесячного срока исковой давности обжалования действий (бездействия) органов государственной власти, а также отсутствии нарушений каких-либо прав и свобод истца. Гражданское дело просил рассмотреть в отсутствие представителя Росавиации в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

 Учитывая, что Семенов А.А. изменил в соответствии со ст. 39 ГПК РФ предмет иска, исключив требования о признании незаконным бездействия Уральского МТУ ВТ Росавиации, судом в удовлетворении ходатайства отказано.

 Представитель третьего лица Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Учитывая, что его отсутствие не препятствует рассмотрению искового заявления, судом с учетом мнения участвующих в деле лиц определено о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Суд, заслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 1 ст. 57 Воздушного кодекса Российской Федерации командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

 Пунктом 1.2 ФАП № 147 и п. 5 ФАП № 32 определены виды свидетельств, выдаваемых лицам авиационного персонала, в числе которых свидетельство «пилота-любителя» отсутствует.

 В соответствии с Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17.05.2010 № 172 свидетельства пилотов-любителей должны быть заменены на свидетельства частного пилота, использование свидетельства пилотов-любителей запрещено с 01.11.2010.

 Согласно п.п. 8, ФАП № 32 свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство. В него запрещается вносить записи, не предусмотренные федеральными авиационными правилами.

 Форма свидетельства частного пилота с примерами заполнения утверждена в Приложении № 1 ФАП № 32, согласно которой записи в свидетельстве делаются на русском и английском языках.

 В судебном заседании представители ответчика согласились с требованиями истца о выдаче свидетельства частного пилота с указанием о его бессрочности и дублированием записей на английском языке.

 В соответствии с п. 2.2 ФАП № 147 при выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

 Согласно данной норме квалификационные отметки являются альтернативными и допускают возможное указание класса воздушного судна или его типа.

 При этом, в соответствии с п. 2.6 ФАП № 147 для выполнения функций командира воздушного судна обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку о классе:

 а) с одним двигателем, сухопутный;

 б) с одним двигателем, гидросамолет;

 в) многодвигательный, сухопутный;

 г) многодвигательный, гидросамолет.

 Ссылка представителей ответчика на п. 2 Приложения № 3 к ФАП № 32, указывающий на дополнительное внесение квалификационной отметки о типе воздушного судна, является несостоятельной в связи с тем, что данная норма является отсылочной и указывает на обязательность внесения сведений о типе воздушного судна лишь в случаях, установленных в федеральных авиационных правилах.

 Согласно п. 2.7 ФАП № 147 обладатель свидетельства пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации:

 а) воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот;

 б) вертолета, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота;

 в) любого воздушного судна, когда это предусмотрено в сертификате типа на это воздушное судно.

 В силу ст.ст. 12, 35, 39, 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основании равноправия и состязательности сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

 Согласно ст. 150 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

 Из представленных суду документов <данные изъяты> и <данные изъяты> следует, что Семенов А.А. прошел летное обучение на воздушном судне Р2002 (л.д. 72, 74-116).

 При изучении в ходе судебного заседания представленного ответчиком Сертификата типа № № на самолеты моделей Р2002-JF и Р2002-JR, выданного генеральным директором Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ, отметки об обязательном указании типа воздушного судна в свидетельстве пилота не установлено (л.д. 60). Иных документов, свидетельствующих об обязательности указания типа воздушного судна в свидетельство частного пилота, ответчиками суду не представлено.

 Таким образом, суд приходит к выводу о законности предъявленных требований истца о возложении обязанности на Уральское МТУ ВТ Росавиации заменить свидетельство пилота-любителя на свидетельство частного пилота, в котором указать, что оно действует бессрочно, вид и класс воздушного судна без указания типа воздушного судна Р2002 с выполнением необходимых надписей на английском языке.

 Руководствуясь статьями 12, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 исковое заявление Семенова Андрея Александровича к Уральскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о возложении обязанности, - удовлетворить.

 Возложить обязанность на Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта заменить Семенову Андрею Александровичу свидетельство пилота-любителя на свидетельство частного пилота, в котором указать, что оно действует бессрочно, указать вид и класс воздушного судна без указания типа воздушного судна Р2002 с выполнением необходимых надписей на английском языке.

 Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г.Екатеринбурга.

 Судья: подпись

 Копия верна

 Судья