Дело № 2- 1356/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2014 год гор.Мирный.
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Сортоева И.А., при секретаре Иванове Д.Ю., с участием помощника прокурора Степановой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор гор. Мирного обратился с в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (Далее АМО «пос. Светлый») в котором просит:
признать оборудование детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес>, состоящее из деревянной горки, деревянной песочницы с навесом-грибком, качели-балансир и турника-лесенки, бесхозяйным и передать его в собственность муниципального образования «поселок Светлый»,
обязать администрацию муниципального образования «поселок Светлый» в соответствии с пунктом 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» разместить на детской игровой площадке, расположенной по адресу: <адрес>, информационные таблички или доски, содержащие:
-правила и возрастные требования при использовании оборудованием;
-номера телефонов службы спасения, скорой помощи;
-номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о исправности и поломке оборудования.
В исковом заявлении прокурор указывает что, что прокурорской проверкой исполнения законодательства регламентирующего устройство, содержание и безопасность эксплуатации детских игровых площадок в границах МО «поселка Светлый». На территории МО «поселок Светлый» находится детская игровая площадка, расположенная по адресу: <адрес>, которая в муниципальной собственности не значится. Учитывая что данная детская игровая площадка, собственник которой неизвестен и право собственности на которое не зарегистрировано, расположена в административных границах МО «поселок Светлый», в соответствии с положениями статей 225 и 226 ГПК РФ, орган местного самоуправления – администрация МО «поселок Светлый» является единственным органом обладающим правом полдачи заявления о признании детской игровой площадки бесхозяйной. В силу пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и владении, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселении и организация обустройства мест массового отдыха населения, утверждение правил благоустройства территории поселения. Аналогичные положения изложены в Уставе администрации МО «поселок Светлый». Игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Такие требования установлены нормами ГОСТ Р 52301-2013, Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2001.
Непринятие мер по безопасности эксплуатации детских игровых площадок влечет за собой угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних лиц, нарушает их право на отдых и оздоровление.
В судебном заседании помощник прокурора гор. Мирного Степанова С.А., просит удовлетворить требование по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Глава Администрации муниципального образования Беликов В.Д., направил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без его участия и указывает, что иском прокурора гор. Мирный согласен.
Согласно части 5 статьи 167 ГПК РФ Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им корпий решения суда.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о рассмотрении дела без участия представителя АМО «пос. Светлый».
Суд, выслушав доводы и пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу статей 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации указано что, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах свих полномочии осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, предоставленные сторонами доказательства, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами, рядом с домом, расположенным по адресу: <адрес>, находится детская игровая площадка, состоящая из состоящее из деревянной горки, деревянной песочницы с навесом-грибком, качели-балансир и турника-лесенки, бесхозяйным, в суд представлении фотографии вида этой детской площадки.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что вышеуказанные объекты движимого имущества, не имеющие собственников, находятся на территории муниципального образования.
Судом в ходе судебного заседания установлено, и данный факт также не оспаривается сторонами, что детское игровое оборудование, расположенное по адресу <адрес>, собственника не имеет и он не известен. Сторонам неизвестно также и лицо, создавшее данные объекты.
Материалами дела подтверждается, что объект (детское игровое оборудование) с момента его возведения, не был принят ни одним из собственников на баланс, то есть, на протяжении многих лет данные объекты не имеют собственника. Сведений о других юридических лицах, которым могли бы принадлежать элементы детского игрового оборудования, в материалах дела не имеется.
Согласно статьи 225 ГК РФ бесхозяйная вещь – это вещь, не имеющая собственника, или собственник которой неизвестен, или, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Неопределенность правового положения такой вещи подрывает гражданский оборот.
В соответствии с пунктами 3,12,19,20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относится организация в своих границах владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно пунктов 13 и 21 статьи 5 Устава муниципального образования «поселок Светлый» Республики Саха (Якутия), принятого решением городского совета №21-1 от 26 октября 2007 года, к вопросам ведения и полномочия органов местного самоуправления относятся, в том числе, создание условий для организации досуга, обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры; организация благоустройства территории поселения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация муниципального образования фактически вступила во владение (владеет) оборудованием детской игровой площадки.
Согласно статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в установленном законом порядке либо поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Суд отмечает, что из представленных суду сторонами доказательств усматривается наличие совокупности юридически значимых фактов, необходимых для удовлетворения заявления прокурора, так как заявителем представлено суду достаточно доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, в свою очередь свидетельствующих о том, что указанные движимые вещи не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, а муниципальное образование фактически вступило в пользование оборудованием детской игровой площадки.
Таким образом, расположенные по указанному адресу конструкции, предназначенные для игр детей, на балансе какой-либо организации не состоят, никем не обслуживаются, фактически являются бесхозяйными. Земельные участки, на которых расположены игровые детские оборудования, находятся в границах муниципального образования «поселок Светлый». Следовательно, признается установленным, что движимая вещь в виде игрового детского оборудования, находящаяся по адресу: <адрес>, не имеет собственника и находится в фактическом владении администрации МО «поселок Светлый».
Согласно пункта 67 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Детские площадки общедоступны, вследствие чего, при отсутствии собственника, на которого возлагается обязанность по обслуживанию объектов игрового оборудования, могут представлять опасность для неопределенного круга лиц, доказательств обратного ответчик суду не представил.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают: дела особого производства, указанные в статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, суд считает, что право прокурора на обращение в суд с заявлением, требования в котором основаны на Федеральном законе от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», определяющем перечень вопросов местного значения поселения, не может ставиться в зависимость от наличия положительного или отрицательного субъективного мнения представителей муниципального образования, или их заявления по спорным отношениям, так как дальнейшее непринятие мер по определению собственника оборудования детской игровой площадки может привести к негативным последствиям для здоровья или жизни жителей муниципального образования.
В части требований о обязании ответчика разместить в детской игровой площадке информационную табличку суд находит следующее.
Согласно пунктов 20, 25 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, утверждение правил благоустройства территории поселения.
Аналогичные положения изложены в пунктах 13, 17, 21 Устава МО «поселок Светлый».
Общие требования безопасности, предъявляемые при монтаже и эксплуатации на игровых площадках оборудования всех типов, установлены ГОСТом Р 52301-2004. Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 N 151-ст).
В соответствии с пунктом 7.5 указанного ГОСТа Р 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие кроме иного в том числе:
-правила и возрастные требования при использовании оборудованием;
-номера телефонов службы спасения, скорой помощи;
-номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о исправности и поломке оборудования,
Прокуратурой города Мирного с привлечением специалиста АМО «поселок Светлый» проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего устройство и содержание детских игровых площадок, в ходе которой установлено, что игровая площадка расположенная по адресу <адрес>, не имеет информационных табличек или досок, содержащих правила и возрастные требования при использовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о исправности и поломке оборудования.
Таким образом, судом установлено и ответчиками не оспаривается, что детская игровая площадка по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям государственных стандартов в области обеспечения безопасности.
Поскольку судом установлено, что в соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" контроль за техническим состоянием оборудования, контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец), недостатки ГОСТ, выявленные в ходе проверки, могут быть устранены путем установки информационного стенда, то суд приходит к выводу, что Администрация муниципального образования «поселок Светлый», обязана устранить недостатки, связанные с нарушениями требований ГОСТ при их эксплуатации.
Выявленные нарушения требований законодательства, установленных стандартами, нормами и правилами, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, и юридическое лицо не вправе ссылаться на финансовые затруднения как на оправдание нарушения конституционного права граждан на жизнь и охрану здоровья.
В силу требований закона ответчик должен принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности, в том числе и решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.
Таким образом, установлено, что ответчик не обеспечивает необходимые меры по безопасности эксплуатации детских игровых площадок.
Учитывая, что в информационном стенде на детской площадке на момент разрешения дела отсутствует, сведения о правилах и возрастных требованиях при использовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о исправности и поломке оборудования, что не обеспечивает безопасность ее эксплуатации, несоблюдение должностными лицами требований федерального законодательства нарушает права и законные интересы детей, в части их безопасного пребывания на детской игровой площадке, исходя из полномочий муниципального образования и специализированных учреждений и их обязанности по выполнению требований законодательства, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требования прокурора об обязании ответчиков совершить определенные действия в целях обеспечения информационной безопасности ее эксплуатации.
Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении требований. Ответчик признал исковые требования в полном объеме, и суд в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц
На основании изложенного и руководствуясь статями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск прокурора гор. Мирного в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать оборудование детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес>, состоящее из деревянной горки, деревянной песочницы с навесом-грибком, качели-балансир и турника-лесенки - бесхозяйным.
Признать за муниципальным образованием «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) право собственности на оборудование детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес>, состоящее из; деревянной горки, деревянной песочницы с навесом-грибком, качели-балансир и турника-лесенки.
Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» разместить на детской игровой площадке, расположенной по адресу: <адрес>, информационные таблички или доски, содержащие:
-правила и возрастные требования при использовании оборудованием;
-номера телефонов службы спасения, скорой помощи;
-номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о исправности и поломке оборудования,
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский районный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2014 года
Председательствующий Сортоев И.А.