ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1357/2015 от 10.08.2015 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-1357/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ждановой О.В.,

при секретаре Баскаль В.С.,

с участием представителя ответчика Филипповой Ю.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханжина А.В. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми, третье лицо: Департамент имущественных отношений администрации г. Перми, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований истец указал, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под размещение временного объекта некапитального типа.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений г. Перми принято решение о предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта некапитального типа, в аренду на срок 11 месяцев, о чем он бы уведомлен письмом . В этом же письме были разъяснены условия предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством.

Информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, опубликована ДД.ММ.ГГГГ в официальном бюллетене г. Перми .

В период действия решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми о предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу, истцом были наполнены требования, необходимые для предоставления земельного участка в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ООО НПП «Центр Геодезии и картографии» заключен договор на выполнение геодезических, картографических и кадастровых работ. Стоимость услуг по договору составила 50 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ схема расположения земельного участка была утверждена на дежурном плане департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми. В соответствии с полномочиями ДГА, постановлением администрации города Перми от 18.07.2012 № 60-П «Об утверждении административного регламента департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми по предоставлению муниципальной услуги «Осуществление адресации объектов недвижимости» испрашиваемому участку присвоен другой адрес: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен .

ДД.ММ.ГГГГ после выполнения необходимых условий для предоставления земельного участка в аренду, истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о заключении договора аренды, приложив кадастровый паспорт земельного участка.

Во исполнение требований п. 1 ст. 34 ЗК РФ Решением Пермской городской Думы № 260 от 23.10.07 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее - Порядок), который регламентирует процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми.

В соответствии с п.2.11 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в котором сообщалось, что в соответствии с пп. 2.12 прим. 1 Порядка было опубликовано сообщение о приёме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка. В течение 7 дней после опубликования сообщения в Департамент земельных отношений поступило заявление о предоставлении этого же земельного участка третьему лицу. Таким образом, истцу было отказано в заключении договора аренды земельного участка на срок 11 месяцев.

С решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми истец не согласен по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2.6. Порядка, действовавшем в 2013 г., на момент его обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и принятия решения ответчиком, срок действия решения ДЗО о предоставлении земельного участка составляет 1 год с момента публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении, размещенного в соответствии с п. 2.9. Порядка.

25.03.2014г. Пермской городской думой принято решение № 66 «О внесении изменений в решение Пермской городской думы от 23.10.2007г. № 260 «Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории г. Перми». Согласно решению №66 от 25.03.2014г. Порядок дополнен п.2.12 прим.1 со следующим содержанием: «В случае, если в отношении испрашиваемого земельного участка, после принятия решения о возможности его предоставления, срок действия которого на момент предоставления кадастрового паспорта земельного участка не истек, не осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, предоставление такого земельного участка заявителю осуществляется только после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии с п.2.9 прим.2 настоящего Порядка. В случае, если в течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредствам проведения торгов в соответствии с законодательством РФ, правовыми актами г. Перми».

Однако, в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми о предоставлении истцу земельного участка в аренду принято ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до ДД.ММ.ГГГГ., когда внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 23.10.2007г. №260 «Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории г. Перми».

Следовательно, изменения, принятые указанным решением не могут распространяться на не возникшие правоотношения. По мнению истца, Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязан предоставить ему в аренду земельный участок, расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, под размещения временного объекта некапитального типа, заключив договор аренды на срок 11 месяцев без проведения торгов.

В нарушение прав истца Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми по информации ответчика опубликовано извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ торгов по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка. Спорный земельный участок указан как лот № 1.

ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил свои исковые требования. Уточненное исковое заявление было принято к производству суда ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование уточненного искового заявления истец указал следующее, что согласно пунктов 2.9., 2.10., 2.11 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми» (далее - Порядок), утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007г. № 260, пункта 2.9. указанного Порядка, принятого на основании решения Пермской городской Думы от 28.01.2014г., а также изменения, внесенные в названный Порядок решением Пермской городской Думы от 25.03.2014г. № 66, исходил из того, что условия предоставления испрашиваемого земельного участка изменились после того, как истцом были выполнены все требования, необходимые для предоставления земельного участка: он обратился в ООО «НИИ «Центр геодезии и картографии» для выполнения геодезических и кадастровых работ, понес значительные материальные затраты, 10.12.2013г. земельный участок поставлен на кадастровый учет.

На основании ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, после принятия решения о возможности предоставления истцу испрашиваемого земельного участка ответчик обязан был завершить процедуру предоставления земельного участка на тех же условиях, которые действовали на момент принятия решения.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшему на день постановки оспариваемого решения суда, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определялся статьями 30 - 32 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответственно.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулировался порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данной нормой предусматривалось, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.

Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривался заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривалось, поскольку земельный участок предоставлялся лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так как целью использования испрашиваемого истцом земельного участка является размещение временного объекта некапитального типа, это свидетельствует о том, что земельный участок под указанный объект должен предоставляться в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения торгов.

После поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании этого заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Совершение указанных действий в месячный срок, определенный пунктом 4 статьи 34 Земельного Кодекса, является юридической обязанностью соответствующего органа.

В свою очередь, заявитель был обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта некапитального типа подлежало рассмотрению в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, что не могло повлечь нарушение прав иных лиц, обратившихся за предоставлением этого же земельного участка, поскольку иным лицам, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка, могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка, следовательно, у должностных лиц органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решения об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

На основании изложенного, с учетом уточненного искового заявления, истец просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении испрашиваемого земельного участка Ханжину А.В. посредствам проведения торгов; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми принять решение о предоставлении Ханжину А.В. земельного участка площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: южнее здания по <адрес>, под размещение временного объекта некапитального типа, на срок 11 месяцев, заключить договор аренды указанного земельного участка.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что Департамент земельных отношений администрации г. Перми с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством до ДД.ММ.ГГГГ, закреплен в статье 34 Земельного кодекса РФ.

Так частью 1 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Таким актом на территории города Перми является Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми утвержден Решением Пермской городской думы за № 260 от 23.10.2007 года (далее - Порядок).

Так, вышеуказанным Порядком предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми предоставляются гражданам и юридическим лицам на принципах эффективности, публичности, справедливости, открытости и прозрачности процедур (пункт 1.4 Порядка).

ДД.ММ.ГГГГ в департамент поступило заявление Ханжина А.В. о предоставлении в аренду земельного участка по <адрес>, площадью 400 кв.м. для озеленения.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом было принято решение о возможном предоставлении земельного после проведения определенных процедур, в том числе предоставления кадастрового паспорта.

ДД.ММ.ГГГГ в департамент поступило заявление Ханжина А.В. о предоставлении в аренду земельного участка площадь 400 по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка по <адрес>., площадью 400 кв.м.

В течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении указанного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено письмо о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

На момент подачи заявителем в департамент заявления с кадастровым паспортом - на спорный земельный участок в Положение Решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 года № 66 были внесены изменения (опубликованы в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 23, 04.04.2014) в виде введения пункта 2.12, согласно которого в случае, если в отношении испрашиваемого земельного участка после принятия решения о возможности его предоставления, срок действия которого на момент представления кадастрового паспорта земельного участка не истек, не осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, предоставление такого земельного участка заявителю осуществляется только после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка.

В случае если в течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Перми.

ДД.ММ.ГГГГ в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка по <адрес>, площадь 400 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка иного лица - гр.А. о намерении приобрести право аренды спорного земельного участка.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ департамент ответил заявителю, что предоставление этого земельного участка будет осуществлено посредством проведения торгов.

Таким образом, в соответствии с действующим Порядком после поступления в департамент кадастрового паспорта спорного земельного участка департамент обязан опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке. В случае поступления заявления от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка будет осуществляться посредством проведения торгов.

Вопрос о предоставлении земельного участка может быть разрешен только после выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета этого земельного участка, а также опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка.

Следовательно, письмо департамента о возможности предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, направляемое заявителю, носят разъяснительный характер, поскольку в дальнейшем требуется совершение иных действий (публикация информационного сообщения, подготовка и утверждение схемы, кадастровый учет) и только после этого принимается решение о предоставлении земельного участка заявителю. Данные письма не содержат какого-либо властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для конкретного заявителя

Поскольку от заинтересованных лиц (гр.А.) в установленный срок поступило заявление о намерении приобрести право аренды на спорный земельный участок, то Департамент в соответствии с пункта 2.12 Положения обоснованно сообщил гр.Б. о возможности предоставлении спорного земельного участка посредством проведения торгов.

Статьей 1 ЗК РФ в качестве одного из основных принципов земельного законодательства установлено сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Положения Земельного кодекса Российской Федерации о возможности любого лица получить земельный участок в пользование направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом предоставление одному липу земельных участков, без проведения торгов, означает исключение потенциальной возможности иных лип получить данные участки в пользование.

Из представленных документов следует, что заявителем испрашивается земельный участок под размещение временного объекта на основании ст. 34 ЗК РФ.

Существенным является только то, что поскольку к земельному участку проявлен интерес не одного лица, он должен быть предоставлен только на торгах, аналогичной позиции придерживается УФАС по Пермскому краю.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, в том числе, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2), предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона (п. 7), создание дискриминационных условий (п. 8).

Выводы антимонопольного органа состоят в том, что при наличии нескольких претендентов на земельный участок выбор между ними не может быть произвольным, с учетом общих принципов земельного законодательства и целей деятельности органов местного самоуправления определение процедуры предоставления земли должно производится при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов, соответствуют действующему законодательству и установленным фактическим обстоятельствам, последние подтвердились также в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а отсутствие публикации о предстоящем предоставлении спорного участка в аренду ограничивает права потенциальных приобретателей, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере землепользования на территории г. Перми.

Представитель ответчика считает, что письмо Департамента от ДД.ММ.ГГГГ не является решением об отказе истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, письмо говорит о том, что участок подлежит предоставлению по средством торгов.

Оспариваемое истцом письмо Департамента не противоречит закону и не нарушает права истца, так как каких-либо властных решений в данном письме Департамент не принимал, а выполнил лишь возложенную на него законом обязанность по рассмотрению обращения и дал соответствующий ответ. На основании изложенного, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Заявитель в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. В заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствии.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.

Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, дополнительных пояснений не давал.

Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, мнения по исковому заявлению суду не направил.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Ханжин А.В. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под размещение временного объекта некапитального типа.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений г. Перми принято решение о предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта некапитального типа, в аренду на срок 4 года 11 месяцев. В этом же письме были разъяснены условия предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством (л.д. 8).

В период действия указанного решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми о предоставлении земельного участка по указанному адресу, истцом были выполнены требования, необходимые для предоставления земельного участка в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ схема расположения земельного участка была утверждена на дежурном плане Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми. В соответствии с полномочиями ДГА, постановлением администрации города Перми от 18.07.2012 № 60-П «Об утверждении административного регламента департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми по предоставлению муниципальной услуги «Осуществление адресации объектов недвижимости» испрашиваемому земельному участку был присвоил другой адрес: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый . Данный факт подтверждается представленным кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 16-17).

ДД.ММ.ГГГГ после выполнения необходимых условий для предоставления земельного участка в аренду, истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о заключении договора аренды земельного участка сроком на 11 месяцев, приложив кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ Департамента земельных отношений администрации г. Перми , в котором сообщалось, что в соответствии с пп. 2.12 прим. 1 Порядка было опубликовано сообщение о приёме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка. В течение 7 дней после опубликования сообщения в Департамент земельных отношений поступило заявление о предоставлении этого же земельного участка третьему лицу. Таким образом, истцу было отказано в заключении договора аренды земельного участка на срок 11 месяцев. Документы направлены в Департамент имущественных отношений для проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка (л.д. 9).

Статья 34 ЗК РФ (в ред., действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Пунктом 1 данной нормы предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.

На основании п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

Таким образом, ст. 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается.

Из материалов дела усматривается, что заявительный порядок приобретения прав на земельный участок в порядке ст. 34 ЗК РФ истцом Ханжиным А.В. был соблюден.

Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Указанные нормы также были соблюдены Ханжиным А.В., о чем свидетельствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была утверждена Департаментом земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ г.

Учитывая изложенное суд считает, что поскольку Ханжины А.В., обращаясь в Департамент земельных отношений администрации г. Перми в ДД.ММ.ГГГГ., просил о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, его заявление рассматривалось в порядке ст. 34 ЗК РФ, по правилам которой он произвел формирование земельного участка, поставил его на государственный кадастровый учет и представил в Департамент земельных отношений администрации г. Перми кадастровый паспорт, соответственно земельный участок подлежал предоставлению ему также в порядке ст. 34 ЗК РФ, положения которой не предусматривают ни опубликования сообщения о предоставляемых земельных участках с целью приема заявлений об их предоставлении, ни проведения торгов.

Ссылку Департамента земельных отношений администрации г. Перми на положения п. 2.12 прим. 1 Порядка предоставления земельного участка как на основание принятия оспариваемого решения о проведении торгов в связи с поступившим заявлением о предоставлении земельного участка от другого лица, нельзя признать законной и обоснованной.

Следовательно, после получения от заявителя кадастрового паспорта земельного участка у должностных лиц органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду посредством проведения торгов.

Принятие данного решения повлекло нарушение прав заявителя на приобретение земельного участка в соответствии с порядком, установленным ст. 34 ЗК РФ, не предусматривающей проведение торгов.

Принимая во внимание, что принятие решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка на основании поданного Ханжиным А.В. заявления, суд считает возможным в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ определить способ восстановления нарушенного права путем возложения на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности по повторному рассмотрению его заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду под размещение временного объекта некапитального типа.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Ханжина А.В. удовлетворить частично.

Признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Ханжина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым , площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в аренду под размещение временного объекта некапитального типа.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ханжину А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Федеральный судья: О.В. Жданова