ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13581/16 от 30.11.2016 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-13581/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Стерлитамак 30 ноября 2016 года

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Айдарова Р.Т.,

при секретаре Сабуровой А.М.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к СПАО «Ингосстрах» о восстановлении водительского класса по договорам ОСАГО,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» о восстановлении водительского класса по договорам ОСАГО.

В обоснование заявленных требований указала, что она является лицом, ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющим многолетнюю историю страхования, в связи с чем при заключении договоров ОСАГО имеет право на повышенный водительский класс по ОСАГО, от которого напрямую зависит возможность получения скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховых премий по ОСАГО. ФИО2 полагает, что ей, как водителю, допущенному к управлению транспортным средством, по договору ОСАГО ССС от 01.11.2013г. со сроком действия с 01.11.2013г. по 31.10.2014г. без каких-либо на то законных оснований при страховании в СПАО «Ингосстрах» был аннулирован водительский класс до базового значения «3» (КБМ=1), что подтверждается фактическим расчетом страховой премии в размере 3088,8 рублей =2574БС*1Т*1,2КМ*1КБМ. Кроме того по данному договору ОСАГО страховщиком не были внесены сведения в автоматизированную систему страхования ФИО3 Союза Автостраховщиков, что, как следствие, привело к нарушению порядка учета за истцом водительского класса по системе АИС РСА в последующие периоды страхования, в частности, по договору ОСАГО ССС от 30.10.2014г., заключенному в АО «ЖАСО» на срок с 31.10.2014г. по 30.10.2015г. по «3-му» водительскому классу, а также по договору ОСАГО серии ЕЕЕ от 05.11.2015г., заключенному в ПАО СК «Росгосстрах» на срок с 05.11.2015г. по 04.11.2016г. по «4-му» водительскому классу. 19.02.2016г. ФИО2 была вписана в полис ОСАГО ЕЕЕ от 05.11.2015г. в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством. В связи с тем, что ее водительский класс на момент заключения в отношении нее данного договора ОСАГО был ниже класса второго водителя ФИО5 была произведена доплата части страховой премии в размере 2273 рублей. В отношении второго водителя, допущенного к управлению транспортным средством ФИО5 АИС РСА по факту безубыточного прекращения договора ССС определяет КБМ =0,5 (класс «13»), полагаю, в связи с этим при покупке полисов ОСАГО серии ССС и ЕЕЕ КБМ был определен по наименьшему водительскому классу водителя ФИО2ФИО2 считает, что сохранение у нее начального «3-го» водительского класса по договору ОСАГО ССС не отвечает объективной реальности, т.к. ФИО2 не являлась новичком в страховании ОСАГО, сведения о ее страховании имелись в автоматизированной системе страхования ФИО3 Союза Автостраховщиков (далее-АИС РСА), соответственно, в целях присвоения ФИО2 начального «3-го» водительского класса на начало действия договора ОСАГО ССС она не являлась водителем, в отношении которого отсутствовали сведения о страховании. По сведениям АИС РСА на начало годового срока страхования по договору ОСАГО серии ССС от 01.11.2013г. предыдущим договором в отношении ФИО2 считался договор ОСАГО серии ВВВ от 24.03.2012г., заключенный в ООО «Росгосстрах» по «10-му» водительскому классу (КБМ=0,65), безубыточное прекращение действие которого, давало право ФИО2 на «11-й» водительский класс по договору ОСАГО ССС , на «12-й» водительский класс по договору ССС , и, соответственно, на «13-й» водительский класс по договору ОСАГО ЕЕЕ . Страховая премия по спорному договору ОСАГО ЕЕЕ должна была составить 3212,04 рублей = 4118БС*1,3КТ*1,2КМ*0,5КБМ, соответственно переплата составила 2273 рублей = 5484,04 - 3212,04. ФИО2 считает, что переплаченные денежные средства в размере 2273 рублей представляют собой убыток, подлежащий взысканию с СПАО «Ингосстрах», поскольку вызван нарушением прав истца на правильный и последовательный учет за ним водительского класса в предшествующие периоды страхования.

ФИО2 просит признать за ней право на «11-й» водительский класс по договору ОСАГО ССС на начало годового срока страхования, право на «12-й» водительский класс по договору ОСАГО ССС на начало годового срока страхования, право на «13-й» водительский класс по договору ОСАГО ЕЕЕ на начало годового срока страхования, взыскать убытки в размере 2273 руб., компенсацию морального вреда за необоснованное занижение вод. класса по договору ОСАГО ССС в размере 3000 руб., компенсацию морального вреда за нарушение прав истца, приведших к убыткам, компенсацию морального вреда за нарушение прав истца на удовлетворение законных требований по заявлению в размере 3000 руб., судебные расходы за получение сведений из АИС РСА в размере 1500 руб., штраф в размере 50 %.

Истец ФИО2 на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика СПАО «Ингосстрах» в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, представил отзыв на исковое заявление.

Представители третьих лиц АО «ЖАСО», ПАО СК «Росгосстрах» на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, представителя ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть 5 ст.4 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что «если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, то исполнитель обязан оказать потребителю услугу соответствующую этим требованиям».

В силу требований ч.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе правила расчета страховых премий на момент заключения договора ОСАГО серии ССС от 01.11.2013г. регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Страховыми тарифами ОСАГО, применяемыми до 11.10.2014г. и утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 739, Правилами ОСАГО, применяемыми до 11.10.2014г. и утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также статьей 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Согласно определению, приведенному в статье 1 Закона «Об ОСАГО» в единстве с п.1 ст.8 Закона Об ОСАГО (в редакции 25.12.2012г.) договор ОСАГО является публичным договором, заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, а страховые тарифы ОСАГО регулируются государством посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с п.1, п.6 ст.9 Закона «Об ОСАГО» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Пп. «а» п.2 ст. 9 Закона «Об ОСАГО» в единстве с пунктом 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 739, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Пунктом 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «0», «1», «2»…до «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее.

Пунктом 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 739, аналогично установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ). Данным разделом установлено 15 страховых классов, которые устанавливаются и присваиваются на начало и конец годового срока страхования, зависят от произошедших страховых случаев в предшествующие периоды страхования, исчисляются согласно приведенной таблицы с «М», «0», «1», «2»…до «13» и имеют соответствующее значение КБМ (коэффициент «бонус-малус»). Также предусмотрено, что коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.

В целях применения коэффициента «бонус-малус» (далее – КБМ) в соответствии с п.3 ст.30 Закона «Об ОСАГО» создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (далее - АИС РСА), в которой систематизированы сведения о договорах ОСАГО, заключенных начиная с 2011 года, поскольку формирование сведений АИС РСА началось с принятием Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1245 поправок к пункту 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ

Абз.6 п.20, п.20.1 Правил ОСАГО предписывает, что при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. С ДД.ММ.ГГГГ заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускалось.

С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно в соответствии со статьей 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик: при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования; в случае применения коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования проверяет соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования; в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и необходимых для расчета коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, осуществляет следующие действия: направляет страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и о перерасчете страховой премии; возвращает страхователю излишне уплаченную им часть страховой премии при наличии соответствующего заявления страхователя в письменной форме, если данные, указанные страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, повлекли за собой увеличение размера страховой премии.

Судом установлено, что в СПАО «Ингосстрах» в отношении гражданской ответственности ФИО2 был заключен договор ОСАГО серии ССС от 01.11.2013г., где ФИО2 была водителем, допущенным к управлению транспортным средством, которому при страховании был присвоен водительский класс «3», что подтверждается сведениями, представленными ФИО3 Союзом Автостраховщиков.

Из отзыва ответчика СПАО «Ингосстрах» следует, что класс = 3, присвоенный вод���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????^�������������������???????????J?J???H??�???�???????????J?J??�???????????J?J??�?????????J?J?J???H??�???�????

Также по сведениям АИС РСА установлено и подтверждается право истца на учет за ним «11-го» класса ОСАГО серии ССС , поскольку предыдущим договором ОСАГО по отношению к договору ОСАГО серии ССС от 01.11.2013г. на дату начала годового срока страхования считался безубыточно прекративший действие договор ОСАГО серии ВВВ от 24.03.2012г., заключенный на срок с 28.03.2012г. по 27.03.2013г. в ООО «Росгосстрах» по «10-му» водительскому классу (КБМ=0,65).

Из системного толкования совокупности норм, регулирующих спорное правоотношение по применению коэффициента «бонус-малус» следует, что водительский класс «3» присваивается водителю при условии отсутствия сведений о его страховании по предшествующим договорам ОСАГО непосредственно в страховой компании, а также у страхователя при одновременном отсутствии технической возможности отсутствия в месте заключения договора ОСАГО получить такие сведения из АИС ОСАГО, оператором которой является ФИО3 Союз Автостраховщиков, что вытекает из п.5 примечаний к п.3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства от 08.12.2005г. и действующих до 11.10.2014г., статьей 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ, аналогично Страховым тарифам ОСАГО, действующим с 11.10.2014г. и утверждённым Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3384-У.

В силу фактического наличия данных о страховании водителя ФИО2 суд приходит к выводу, что она в целях применения КБМ=1 (класс 3) при заключении договора ОСАГО серии ССС не являлась новичком в страховании и не обладала статусом водителя, в отношении которого отсутствовали сведения о страховании.

При описанных обстоятельствах присвоение истцу базового (начального) «3-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО серии ССС , по мнению суда, обусловлено неисполнением страховщиком в момент заключения договора ОСАГО требований п.5 примечаний к п. 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО по присвоению каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством по договору ОСАГО, класса на начало годового срока страхования.

Сохранение же за ФИО2 присвоенного при страховании «3-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО ОСАГО серии ССС на момент рассмотрения дела в суде, по мнению суда, достоверно свидетельствует о ненадлежащем исполнении со стороны страховщика требований абз.6 п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 263, в момент заключения договора ОСАГО, а также требований пп. 3,5 статьи 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ - после заключения данного договора ОСАГО, что, как следствие, привело к нарушению порядка учета за истцом водительского класса и повышению стоимости страховых услуг ОСАГО в последующий период страхования.

Согласно п.3 ст.30 Закона «Об ОСАГО», п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 236 (действовали до 11.10.2014г.), а также п.10.1 ст.15 Закона Об ОСАГО, систематизация сведений о страховании в АИС РСА с 2011 года отвечает целям соблюдения порядка учета за водителями водительских страховых классов в целях правильного определения и применения страховыми компаниями коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО.

Нормами абз.6 п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 236 (действовали до 11.10.2014г.), п.10.1 ст.15 Закона «Об ОСАГО» страховщикам запрещено заключать договоры ОСАГО без внесения сведений о заключенных договорах в АИС РСА и без одновременной проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе.

Нарушение требований абз.6 п.20, п.20.1 Правил ОСАГО суд усматривает в том, что страховщиком не были внесены корректные сведения о заключенном договоре ОСАГО серии ССС в АИС РСА в части указания срока договора и класса водителя, а также не была обеспечена должная проверка соответствия присвоенного водителю «3-го» водительского класса и обоснованность применения КБМ =1.

Суд отмечает, что статья 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ предписывала всем страховщикам, применившим КБМ=1 при расчете страховой премии по договорам ОСАГО, заключенным в период с 01.01.2013г. по 30.06.2014г. включительно, не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора ОСАГО осуществить сверку данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, со сведениям о страховании, содержащимся в АИС РСА и в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении, направить страхователю об этом уведомление и произвести перерасчет страховой премии.

Должное соблюдение со стороны страховщика требований статьи 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ дополнительно могло обеспечить своевременную корректировку и восстановление водительского класса истца по договору ОСАГО серии ССС с последующей корректировкой страховой премии, однако доказательств исполнения обязанности в сроки, предусмотренные статьей 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ, суду не представлено, ровно как и нет доказательств направления уведомления страхователю о выявленных несоответствиях по указанным договорам ОСАГО.

Из представленных сведений АИС РСА следует, что в последующие периоды страхования автогражданская ответственность ФИО2 была застрахована в АО «ЖАСО» по договору ССС от 30.10.2014г. на срок с 31.10.2014г. по 30.10.2015г. по «3-му» водительскому классу, и в ПАО СК «Росгосстрах» по договору ОСАГО ЕЕЕ от 05.11.2015г. на срок с 05.11.2015г. по 04.11.2016г. по «4-му» водительскому классу.

В иске ФИО2 указала, что сумму переплаты в размере 2273 рублей, уплаченную ею при вписании её в полис ОСАГО ЕЕЕ в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством, она рассматривает как убыток, вызванный нарушением ее прав страховой компанией СПАО «Ингосстрах» на правильный и последовательный учет за ней водительского класса.

В силу ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.

Факт доплаты страховой премии в сумме 2273 рублей, уплаченной ФИО7 при внесении изменений в полис ОСАГО ЕЕЕ в части изменения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, подтверждается квитанцией от 19.02.2016г.

Поскольку изначально премия за полис ОСАГО ЕЕЕ была рассчитана с применением КБМ=0,5, то вписание водителя ФИО2 в данный полис 19.02.2016г. в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, могло было произойти без лишних затрат (доплат), т.к. к моменту страхования по договору ОСАГО ЕЕЕ она объективно заслуживала права на учет за ней «13-го» класса (КБМ=1), если бы учет класса не был нарушен в АИС РСА и прерван страховщиком СПАО «Ингосстрах».

Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что наличие у ФИО2 «3-го» водительского класса по договору ОСАГО ССС , заключенного в АО «ЖАСО», а также «4-го» водительского класса по договору ОСАГО ЕЕЕ является следствием необоснованного аннулирования водительского класса до значения «3» в предшествующий период страхования по договору ОСАГО ССС страховщиком СПАО «Ингосстрах», а также неисполнением обязанности страховщика по внесению корректных сведений в АИС РСА по договору ОСАГО ССС в части указания срока действия договора и класса водителя.

Так, договор ОСАГО ССС согласно бланка полиса ОСАГО был заключен 01.11.2013г. на срок с 01.11.2013г. по 30.10.2014г., но в АИС РСА были внесены сведения страховщиком о том, что срок договора с 01.11.2013г. по 31.11.2014г., т.е. ошибочно была указана дата окончания договора, в связи с чем страховщик АО «ЖАСО», заключая договор ОСАГО ССС на срок с 31.10.2014г. по 30.10.2015г. в отношении гражданской ответственности ФИО2, не смогло установить класс водителя на дату начала годового срока страхования по АИС РСА, т.к. некорректно внесенные данные СПАО «Ингосстрах» о сроке окончания договора ОСАГО ССС указывали на то, что 31.10.2014г. договор ОСАГО ССС еще считался действующим и, соответственно, сведения о нем не могли быть приняты во внимание АО «ЖАСО» на дату 31.10.2014г., что, как следствие, повлекло присвоение класса «3» на очередной страховой период по договору ОСАГО ССС и, соответственно, «4-го» класса – по договору ОСАГО ЕЕЕ от 05.11.2015г., заключенному на срок с 19.02.2016г. по 04.11.2016г., в связи с чем, возникшая переплата страховой премии по договору ОСАГО ЕЕЕ находится в причинно-следственной связи с действиями СПАО «Ингосстрах», по вине которого нарушился порядок учета водительского класса за истцом в системе АИС РСА и повышению стоимости страховых услуг в последующие периоды страхования, а именно – по договорам ОСАГО ССС , ЕЕЕ .

Из ответа АО СОГАЗ № СГ-74981 от 19.08.2016г. следует, что истец обращалась в АО «ЖАСО» с заявлением о корректировке водительского класса, но проверка показала, что сведения в АИС РСА на момент проверки от 04.08.2016г. не изменились по сравнению со сведениями, имевшимися на дату заключения договора АО «ЖАСО».

В тоже время анализ правовых норм пп. «а» п.2 ст. 9 Закона «Об ОСАГО», п. 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 739, а также Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3384-У, показывает, что правовым основанием для понижения водительского класса (ухудшения положения страхователя либо водителя, допущенного к управлению транспортным средством) является факт наличия страховой выплаты при наступлении страхового случая, произошедшего в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Соответственно, основанием для повышения на каждый страховой период водительского класса владельца транспортного средства является установленный факт отсутствия страховых случаев в предшествующие периоды страхования.

Поскольку истцом не было совершено виновных дорожно-транспортных происшествий, а также страховых выплат со стороны страховых компаний, следует признать, что ее водительский класс снизился без установленных на то правовых оснований и в отсутствие её вины, в связи с чем требования ФИО2 о признании за ней права на «11-й» водительский класс по договору ОСАГО серии ССС , права на «12-й» водительский класс по договору ССС , на «13-й» водительский класс по договору ССС на начало годового срока страхования – подлежат удовлетворению.

Признавая право ФИО2 на «11-й» водительский класс по договору ОСАГО серии ССС , на «12-й» водительский класс по договору ССС , на «13-й» водительский класс по договору ОСАГО ЕЕЕ на начало годового срока страхования суд исходит из данных, полученных из АИС РСА, и не оспоренных ответчиком, и того, что безубыточное прекращение договора ОСАГО ВВВ давало право ФИО2 на учет за ней по договору ОСАГО ССС – «11-го» водительского класса, соответственно, по договору ОСАГО ССС – «12-го» водительского класса, и «13-го» водительского класса - по договору ЕЕЕ .

Переплаченная часть страховой премии по полису ОСАГО ССС составляет 2273 рублей = (3212,04+2273) – 4118БС*1,3КТ*1,2КМ*0,5КБМ, подлежащей взысканию в пользу страхователя ФИО2 в качестве убытка в СПАО «Ингосстрах».

Расчет переплаченной части страховой премии, предложенный истцом, судом проверен и ответчиком не оспорен.

На какие-либо иные обстоятельства, влияющие на правильность расчёта страховой премии, её размер стороны не ссылались.

Иное толкование и применение законодательства привело бы к необоснованной утрате водительского класса без установленных на то законом оснований.

В силу статьи 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

При разрешении спора в указанной части, поскольку установлен факт нарушения прав истца как потребителя, принимая во внимание характер причиненных истцу страданий, фактические обстоятельства дела, суд определяет размер, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, в сумме 3 000 руб.

Пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей установлено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 2636 руб. 50 коп., из расчета: (2273 рублей (переплаченная страховая премия) + 3000 рублей (компенсация морального вреда) * 50%).

В связи с частичным удовлетворением требований истца, руководствуясь статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу ФИО4 подлежат взысканию расходы на оплату услуг по предоставлению сведений из АИС РСА в размере 1500 рублей.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона о защите прав потребителей подлежат взысканию с ответчика в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части требований в размере 1000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО4 к СПАО «Ингосстрах» о восстановлении водительского класса по договорам ОСАГО удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 право на «11-й» водительский класс по договору ОСАГО ССС , право на «12-й» водительский класс по договору ОСАГО ССС на начало годового срока страхования, право на «13-й» водительский класс по договору ОСАГО ЕЕЕ на начало годового срока страхования.

Взыскать с СПАО «Ингосстрах» в пользу ФИО2 убытки в размере 2273 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, штраф в размере 2636 руб. 50 коп., расходы на оплату услуг по предоставлению сведений из АИС РСА в размере 1500 руб.

Взыскать с СПАО «Ингосстрах» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Судья Р.Т. Айдаров