ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13596/2015 от 05.02.2016 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-370/1/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего Фоломеевой Е.Ю.

при секретаре Александрове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Пикулицкой Л. А. к открытому акционерному обществу «Калужская сбытовая компания», открытому акционерному обществу «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго» об устранении нарушений прав собственника и перерасчете платы за электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГПикулицкая Л.А. обратилась в суд с иском к ответчикам, указав в обоснование следующее: истец является собственником незавершенного строительством кирпичного жилого дома по адресу: <адрес>, оборудованного прибором учета электрической энергией; в апреле 2015 года ее дом в нарушение действующего законодательства был подключен ответчиком к уличному прибору учета, за линией балансовой принадлежности на столбе и на основании показаний данного прибора учета ей производилось начисление платы за электроэнергию. Просила признать установку на уличном столбе прибора учета незаконной, аннулировать начисленную ОАО «Калужская сбытовая компания» по показаниям прибора учета, установленного на уличном столбе, плату за потребление электроэнергии в <адрес>.

Впоследствии истец уточнила, что просит признать незаконным ввод в эксплуатацию прибора учета ПС4-ЧТМ, заводской , госповерка 2013 года и установку на уличном столбе вне расположения жилого дома, аннулировать начисленную ОАО «Калужская сбытовая компания» по показаниям вышеназванного прибора учета плату за потребление электроэнергии в сумме 74526 рублей за период с апреля 2015 года по ноябрь 2015 года.; обязать обоих ответчиков произвести поверку ранее эксплуатировавшегося прибора учета в домовладении Пикулицкой Л.А.

Впоследствии истец уточнила исковые требования, поддержав требование о признании незаконным ввода в эксплуатацию прибора учета, просила обязать ОАО «Калужская сбытовая компания» произвести перерасчет начисленной по показаниям прибора учета ПС4-ЧТМ платы за электроэнергию по показаниям установленного в принадлежащем ей доме прибора учета СА4-И678 либо, в случае, если установленный в ее дом прибор учета не соответствует каким-либо требованиям, - по нормативу потребления.

В судебном заседании истец Пикулицкая Л.А. и ее представитель Лебедев В.В. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Мамедгасанова М.Ф. исковые требования не признала, пояснив, что прибор учета ПС4-ЧТМ установлен в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ОАО «Калужская сбытовая компания», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

Судом установлено, что Пикулицкой Л.А. на праве собственности принадлежит незавершенный строительством жилой дом по адресу: <адрес>. Данный дом оборудован прибором учета электрической энергии СА4-И678 ; до апреля 2015 года истец оплачивала принятую электроэнергию по показаниям установленного в принадлежащем ей доме прибора учета СА4-И678 .

С апреля 2015 года истцу производится начисление платы за потребленную электрическую энергию в соответствии с показаниями установленного силами ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на уличной опоре прибора учета ПС4-ЧТМ .

Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела, в том числе, свидетельством о регистрации права собственности (л.д.7), расчетами начислений платы за электроэнергию (л.д.27, 152-153), фотографиями приборов учета.

Также судом установлено, что в период с ноября по апрель 2015 года ответчиком ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго» за счет собственных средств на уличной опоре линии электропередач установлен прибор учета электрической энергии ПС4-ЧТМ , который введен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с актом допуска прибора учета в эксплуатацию. Акт разграничения балансовой принадлежности ответчиком истцу не направлялся.

О предстоящем вводе прибора учета ПС4-ЧТМ в эксплуатацию истец уведомлена не была, поскольку имеющееся в материалах дела письмо-уведомление от ДД.ММ.ГГГГ подписано не ею, а иным лицом, что ответчиком в судебном заседании не отрицалось.

Согласно акту осмотра прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам осмотра прибора учета СА4-И678 , 2004 года выпуска, установленного в доме истца, контролер Тарубарова Л.В. произвела осмотр электросчетчика, подтвердила целостность пломб и работоспособность прибора учета.

Из приложенных к акту фотографий следует, что прибор учета СА4-И678 опломбирован КГКЭС в 2004 году.

Установленные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, актом ввода в эксплуатацию прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями приборов учета, иными письменными материалами дела. Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, суду не представлено.

Согласно части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 5 статьи 13 вышеназванного Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Как предусмотрено частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г., учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета

Пунктом 81 названных Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Порядок допуска прибора учета в эксплуатацию регулируется также Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, в частности, пунктами 144,152,156.

Пунктом 144 Основных положений предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. Как следует из п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861), "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;

В силу пункта 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети "Интернет" наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.

Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

На основании изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что процедура допуска в эксплуатацию прибора учета ПС4-ЧТМ, заводской , установленного ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго» на опоре возле дома истца, не была соблюдена и противоречит требованиям вышеприведенных нормативных актов (в частности, ответчиком не представлено доказательств надлежащего извещения истца о предполагаемом допуске прибора учета в эксплуатацию, направления истцу акта ввода прибора учета в эксплуатацию, акт разграничения балансовой принадлежности сторонами не составлялся). Отметка на акте ввода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ «Пикулицкой Л.А. – в п/я» не свидетельствует о надлежащем уведомлении истца о состоявшемся вводе в эксплуатацию прибора учета.

В связи с вышеизложенным прибор учета ПС4-ЧТМ, заводской номер , установленный ответчиком, не может быть принят в качестве расчетного.

Кроме того, из материалов дела не следует, что установка прибора учета ПС4-ЧТМ являлась следствием несоблюдения истцом требований действующего законодательства об оснащении в установленный срок жилого дома прибором учета электроэнергии; доказательств безучетного потребления или хищения истцом электроэнергии суду также не представлено.

Вместе с тем, суд полагает, что самим фактом установки собственного прибора учета с составлением акта ввода его в эксплуатацию ОАО «МРСК Центра и Приволжья» права истца не были нарушены.

Сторонами по делу была проведена проверка состояния прибора учета, установленного в жилом доме истца, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетелей Кузнецовой А.Ю., Соколовой С.Б. Судом установлено, что предыдущая поверка прибора учета СА4-И678 , установленного истцом, была не позднее 2004 года, межповерочный интервал для данного типа счетчиков составляет 6 лет. В связи с чем суд приходит к выводу, что прибор учета, установленный в доме истца, также не может быть использован в качестве расчетного, и расчет платы за электроэнергию не может быть рассчитан на основании показаний этого прибора учета

Согласно пункту 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.

На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца и возложении обязанности на ОАО «Калужская сбытовая компания» произвести перерасчет подлежащей оплате электроэнергии за период с апреля 2015 года по ноябрь 2015 года по нормативу потребления, установленному для расчета объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии в отсутствие прибора учета в соответствии с пунктом 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом требований разумности и справедливости с ОАО «Калужская сбытовая компания» подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме 7500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пикулицкой Л. А. удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Калужская сбытовая компания» произвести перерасчет начисленной Пикулицкой Л. А. платы за электроэнергию, использованную в жилом помещении по адресу: <адрес>, за период с апреля 2015 года по ноябрь 2015 года по нормативу потребления электроэнергии, установленному для расчета объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии в отсутствие прибора учета.

Взыскать с открытого акционерного общества «Калужская сбытовая компания» в пользу Пикулицкой Л. А. расходы на оплату услуг представителя в сумме 7500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Пикулицкой Л. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю. Фоломеева

Мотивированное решение составлено 16 февраля 2016 года

Копия верна

Судья Е.Ю.Фоломеева