ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13598/2023 от 09.10.2023 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

дело №2-13598/2023

УИД 24RS0048-01-2023-010097-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Мамаева А.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Кошкаревой Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования город Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске обратилось в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования город Красноярск на следующие объекты недвижимости: наружные сети водоснабжения по <адрес>, кадастровый ; наружные сети водоотведения от т.1 до КК-5 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый ; наружные сети водоснабжения от ВК-1 до т.1. в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый ; наружные сети водоснабжения от ВК-1 до т. 1 в районе нежилого здания по <адрес>Б, кадастровый ; наружные сети канализации по <адрес>А, кадастровый ; наружные сети канализации от КК-118, расположенного в районе жилого здания по <адрес> до КК-102, расположенного в районе жилого здания по <адрес>», кадастровый . Исходя из анализа приложенных к исковому заявлению документов в отношении указанных объектов недвижимости, собственники объектов недвижимости не установлены. В связи с чем, муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске вынуждено обратиться в суд с настоящим заявлением.

В судебное заседание представитель заявителя муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске, заинтересованные лица ДМИЗО администрации города Красноярска, Управление Росреестра по Красноярскому краю, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Тыва не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались своевременно, надлежащим образом (л.д.145-151).

Представитель заявителя администрации Советского района в городе Красноярске ФИО1 (полномочия подтверждены) в заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.6).

До судебного заседания представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, действующая на основании доверенности, представила письменные пояснения, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица (л.д. 152-157)

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса на основании ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, полагает, заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Как следует из п. 1 п. 3 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, термину «линейные объекты» дано следующее определение: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения".

В соответствии с пунктами 48, 50 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска 110-р от 23.05.2013, Департамент организует учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, а также организует работу по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты; выступает заказчиком при проведении работ, необходимых для осуществления государственного и (или) муниципального учета муниципального имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, муниципального жилищного фонда, а также бесхозяйного имущества, включая бесхозяйные жилые помещения, выморочного имущества в виде жилых помещений, осуществляет подготовку и оформление документов, необходимых для государственной регистрации права муниципальной собственности на них.

Согласно пункту 3.8 Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденного распоряжением Главы города Красноярска № 46-р от 26.02.2007, районная администрация, в том числе выступает от имени администрации города Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по искам о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи.

Согласно пункту 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.

Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Судом установлено, что в рамках проводимых ДМИЗО администрации города Красноярска мероприятий по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного имущества в адрес администрации Советского района г. Красноярска поступило письмо о направлении документов в целях обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на следующие линейные объекты:

наружные сети водоснабжения по <адрес>, кадастровый ;

наружные сети водоотведения от т.1 до КК-5 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый ;

наружные сети водоснабжения от ВК-1 до т.1. в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый ;

наружные сети водоснабжения от ВК-1 до т. 1 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый ;

наружные сети канализации по <адрес>, кадастровый ; наружные сети канализации от КК-118, расположенного в районе жилого здания по <адрес> до КК-102, расположенного в районе жилого здания по <адрес> кадастровый (л.д. 7).

Из ответа МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва следует, что объект недвижимого имущества – наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый , в реестре федерального имущества не учитывается (л.д. 8).

На основании сведений агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 21.11.2022 г., объект – наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый , в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается (л.д.9).

Согласно выписке из ЕГРН, объект – наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , принят на учёт муниципального образования города Красноярск как бесхозяйный объект недвижимости 18.04.2023 г. (л.д.10-14).

В соответствии с техническим паспортом на сооружение – наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый , назначение – сооружения коммунального хозяйства, протяженность 12 м., год завершения строительства 2013 г. (л.д.14-28).

Из ответа МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва следует, что объект недвижимого имущества – наружные сети канализации от КК-118, расположенного в районе жилого здания <адрес>, <адрес> до КК-102, расположенного в районе жилого здания по пр<адрес>», кадастровый , в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.29).На основании сведений агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 24.11.2022, объект – наружные сети канализации от КК-118, расположенного в районе жилого здания по <адрес> до КК-102, расположенного в районе жилого здания по пр<адрес> кадастровый , в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается (л.д. 30). Согласно выписке из ЕГРН, объект – наружные сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, от КК-118, расположенного в районе жилого здания по <адрес>, <адрес> до КК-102, расположенного в районе жилого здания по <адрес>», кадастровый , принят на учёт муниципального образования города Красноярск как бесхозяйный объект недвижимости 03.05.2023 г. (л.д.31-34). В соответствии с техническим паспортом на сооружение – наружные сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, от КК-118, расположенного в районе жилого здания по пр<адрес>, <адрес> до КК-102, расположенного в районе жилого здания по <адрес>», кадастровый , назначение – сооружение канализации, протяженность 609 м., год ввода в эксплуатацию по завершении строительства 2012 г. (л.д.35-54). Из ответа МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва следует, что объект недвижимого имущества – наружные сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый , в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.60). На основании сведений агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 10.01.2023 г., объект – наружные сети канализации по <адрес>, кадастровый , в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается (л.д.55). Согласно выписке из ЕГРН, объект – наружные сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , принят на учёт муниципального образования города Красноярск как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-59). В соответствии с техническим паспортом на сооружение – наружные сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , назначение – сооружение канализации, протяженность 105 м., год завершения строительства 2011 г. (л.д.61-82). Из ответа МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва следует, что объект недвижимого имущества – наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, от ВК-1 до т. 1 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , в реестре федерального имущества не учитывается (л.д. 83). На основании сведений агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, объект – наружные сети водоснабжения от ВК-1 до т. 1 в районе нежилого здания по <адрес> кадастровый , в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается (л.д. 84). Согласно выписке из ЕГРН, объект – наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, от ВК-1 до т. 1 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , принят на учёт муниципального образования <адрес> как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85-88). В соответствии с техническим паспортом на сооружение – наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, от ВК-1 до т. 1 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , назначение – сооружение коммунального хозяйства, протяженность 19 м., год завершения строительства 2019 г. (л.д. 89-100). Из ответа МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва следует, что объект недвижимого имущества – наружные сети водоснабжения, расположенный по адресу: <адрес>, от ВК-1 до т.1. в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , в реестре федерального имущества не учитывается (л.д. 101). На основании сведений агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 30.11.2022 г., объект – наружные сети водоснабжения, расположенный по адресу: <адрес>, от ВК-1 до т.1. в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , в реестре государственной собственности <адрес> не учитывается (л.д.102). Согласно выписке из ЕГРН, объект – наружные сети водоснабжения, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, от ВК-1 до т.1. в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , принят на учёт муниципального образования города Красноярск как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103-106). В соответствии с техническим паспортом на сооружение – наружные сети водоснабжения, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, от ВК-1 до т.1. в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , назначение – сооружение коммунального хозяйства, протяженность 6 м., год завершения строительства 2018 г. (л.д.107-118). Из ответа МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва следует, что объект недвижимого имущества – наружные сети водоотведения, расположенный по адресу: <адрес>, от т.1 до КК-5 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.119). На основании сведений агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 30.11.2022 г., объект – наружные сети водоотведения, расположенный по адресу: <адрес>, от т.1 до КК-5 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается (л.д.120). Согласно выписке из ЕГРН, объект – наружные сети водоотведения, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, от т.1 до КК-5 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , принят на учёт муниципального образования города Красноярск как бесхозяйный объект недвижимости 21.04.2023 г. (л.д.121-124). В соответствии с техническим паспортом на сооружение – наружные сети водоотведения, расположенное по адресу: <адрес>, от т.1 до КК-5 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый , назначение – сооружения коммунального хозяйства, протяженность 5 м., год завершения строительства 2018 г. (л.д.125-136). Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, предоставленные сторонами доказательства, судом установлено, что до обращения в суд с настоящим заявлением, вышеназванные линейные объекты поставлены на учет как бесхозяйные объекты недвижимости, и на момент обращения в суд с заявлением прошло более 3 месяцев с момента постановки указанных объектов на учет. Принимая во внимание, что после постановки на учет спорных линейных объектов зарегистрированных прав собственности либо иных вещных прав на указанные объекты предъявлено и выявлено не было, у них отсутствуют собственники, а также учитывая то, что администрация Советского района в городе Красноярске как орган местного самоуправления вправе в соответствии с п. 3.8 Положения об администрации района города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска №46-р от 26.02.2007 года, представлять интересы муниципального образования г. Красноярска в качестве истца по искам о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление муниципального образования город Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования город Красноярск на следующие линейные объекты:

наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый ;

наружные сети водоотведения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, от т.1 до КК-5 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый ;

наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, от ВК-1 до т.1. в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый ;

наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, от ВК-1 до т. 1 в районе нежилого здания по <адрес>, кадастровый ;

наружные сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый ;

наружные сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, от КК-118, расположенного в районе жилого здания по <адрес> до КК-102, расположенного в районе жилого здания по <адрес>», кадастровый .

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий А.Г. Мамаев

Мотивированное решение изготовлено 09.11.2023 г.